Будь в авангарде

Как воспринимать современную режиссуру: пять правил от Тимофея Кулябина

 
Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры»

Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. 

***




Не заблуждайся

К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. И здесь кроется большое заблуждение, потому что творчество в целом и театр, как самое живое его направление, всегда предполагает поиск нового пути, нового языка. Всё что сегодня считается классикой, когда-то было авангардом, в том числе первые постановки Художественного театра. Поэтому мне кажется, самое важное, не занимать воинствующую позицию и не воспринимать непривычное как ошибку. Если произведение не вписывается в ваше личное мировоззрение, это не значит, что автор заблуждается. Впрочем, это и не гарантирует, что перед вами нечто талантливое.
 
Знай на что идешь

Культура зрителя заключается не в том, чтобы прийти в театр в вечернем платье. Правило хорошего тона – знать, на что идешь. Это, кстати, относится не только к авангардному, но и к традиционному театру. Поэтому, выбирая название, неплохо бы прочесть о нем хоть несколько строк. Тем более что сегодня это проще простого. Даже самые маленькие театры публикуют информацию о спектаклях на своих сайтах и страницах в соцсетях.

Зачастую зрители недовольны просто потому, что сами не поинтересовались, что будут смотреть. В данном случае неоправданные ожидания – результат собственного безразличия. В случае авангарда очень полезно знать, вокруг чего он строится, ведь альтернативное искусство работает с конкретными культурными кодами. Оно занимается переосмыслением, и чтобы считывать новые смыслы, нужно понимать с каким первоисточником и при помощи какого культурного кода ведется диалог.
 
Смотри разное

Чем богаче зрительский опыт, тем выше шанс принять новое. При этом не нужно ждать, что в театре вы непременно испытаете катарсис, прозреете или душевно излечитесь. Такие счастливые минуты в жизни зрителя случаются крайне редко. Но даже простое наблюдение за движением театрального процесса полезно и любопытно. Оно дает гораздо больше, чем очередной просмотр однотипных вещей.
 
Не путай форму и содержание

Можно одеть артистов в современные костюмы, но происходящее на сцене все равно будет театром далекого прошлого. Таких примеров множество. Современным спектакль делают не костюмы, а образ мыслей человека, находящегося на сцене. Его мышление должно совпадать с логикой сегодняшних людей. Не в том смысле, что они одинаковы по своей природе, а в том смысле, что они находятся в сегодняшней системе координат, у них сегодняшние понятия о добре и зле, прекрасном и безобразном. Когда это происходит, то абсолютно уже все равно, в каких нарядах и декорациях существуют артисты.
 
Будь открытым

Некоторые режиссерские ходы в театре наших дней могут показаться эпатажными. Принимать их или нет – вопрос личной культуры. Общего мнения быть не может, потому что зрительный зал – это не толпа, а множество отдельных людей. Спектакль не может и не должен нравиться всем. Напротив, если зрители единодушны в своих оценках, то это тревожный и говорит о том, что спектакль воспринимается однозначно и как произведение искусства он – плохой. Ведь искусство работает с воображением и по определению не может рождать одинаковых оценок. Искусство ищет новый взгляд, новый ракурс и тем самым ставит под сомнение устойчивую систему, ломает представления о привычном. В этом его базовое назначение. Совершенно нормально, если отдельные произведения остаются непринятыми или непонятыми. То, что не принято сегодня, может быть принято завтра.

У нас очень любят приписать театру какую-то «левую» функцию: то это храм, то кафедра, то дом, то еще что-нибудь. Тогда как на самом деле это шутовское место, где люди, грубо говоря, придуриваются. Иногда всерьез, иногда не очень. Так или иначе, театр дает возможность пережить эмоции, которые недостижимы в быту. В этом его функция, и чем острее и сложнее эти эмоции, тем ценнее театральное произведение.
 
Справка
Тимофей Кулябин

Родился: 10 октября 1984 в Ижевске
Образование: ГИТИС (курс Олега Кудряшова)
Театральная деятельность: с 2007 года – режиссер (с 2015 года – главный режиссер) Новосибирского театра «Красный факел». Постановщик спектаклей «Тангейзер» (снят в 2016 году после разгоревшегося конфликта), «Пиковая дама», «Макбет», «Маскарад», «Онегин», «KILL», «Три сестры», «Процесс» и др. Осуществил постановки на сценах Большого театра, Театра наций, Новосибирского театра оперы и балета, Ярославского театра драмы им. Волкова, Рижского русского театра драмы, Оперного театра Вупперталя и Резиденц-театра Мюнхена (Германия).  


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
  • Стальные нервы

    Продолжаем напоминать читателям главные тексты 2018 года. На очереди мастер-класс о «самом распространенном страхе» – боязни сцены. *** Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА. ...
Читайте также