Будь в авангарде

Как воспринимать современную режиссуру: пять правил от Тимофея Кулябина

 
Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры»

Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. 

***




Не заблуждайся

К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. И здесь кроется большое заблуждение, потому что творчество в целом и театр, как самое живое его направление, всегда предполагает поиск нового пути, нового языка. Всё что сегодня считается классикой, когда-то было авангардом, в том числе первые постановки Художественного театра. Поэтому мне кажется, самое важное, не занимать воинствующую позицию и не воспринимать непривычное как ошибку. Если произведение не вписывается в ваше личное мировоззрение, это не значит, что автор заблуждается. Впрочем, это и не гарантирует, что перед вами нечто талантливое.
 
Знай на что идешь

Культура зрителя заключается не в том, чтобы прийти в театр в вечернем платье. Правило хорошего тона – знать, на что идешь. Это, кстати, относится не только к авангардному, но и к традиционному театру. Поэтому, выбирая название, неплохо бы прочесть о нем хоть несколько строк. Тем более что сегодня это проще простого. Даже самые маленькие театры публикуют информацию о спектаклях на своих сайтах и страницах в соцсетях.

Зачастую зрители недовольны просто потому, что сами не поинтересовались, что будут смотреть. В данном случае неоправданные ожидания – результат собственного безразличия. В случае авангарда очень полезно знать, вокруг чего он строится, ведь альтернативное искусство работает с конкретными культурными кодами. Оно занимается переосмыслением, и чтобы считывать новые смыслы, нужно понимать с каким первоисточником и при помощи какого культурного кода ведется диалог.
 
Смотри разное

Чем богаче зрительский опыт, тем выше шанс принять новое. При этом не нужно ждать, что в театре вы непременно испытаете катарсис, прозреете или душевно излечитесь. Такие счастливые минуты в жизни зрителя случаются крайне редко. Но даже простое наблюдение за движением театрального процесса полезно и любопытно. Оно дает гораздо больше, чем очередной просмотр однотипных вещей.
 
Не путай форму и содержание

Можно одеть артистов в современные костюмы, но происходящее на сцене все равно будет театром далекого прошлого. Таких примеров множество. Современным спектакль делают не костюмы, а образ мыслей человека, находящегося на сцене. Его мышление должно совпадать с логикой сегодняшних людей. Не в том смысле, что они одинаковы по своей природе, а в том смысле, что они находятся в сегодняшней системе координат, у них сегодняшние понятия о добре и зле, прекрасном и безобразном. Когда это происходит, то абсолютно уже все равно, в каких нарядах и декорациях существуют артисты.
 
Будь открытым

Некоторые режиссерские ходы в театре наших дней могут показаться эпатажными. Принимать их или нет – вопрос личной культуры. Общего мнения быть не может, потому что зрительный зал – это не толпа, а множество отдельных людей. Спектакль не может и не должен нравиться всем. Напротив, если зрители единодушны в своих оценках, то это тревожный и говорит о том, что спектакль воспринимается однозначно и как произведение искусства он – плохой. Ведь искусство работает с воображением и по определению не может рождать одинаковых оценок. Искусство ищет новый взгляд, новый ракурс и тем самым ставит под сомнение устойчивую систему, ломает представления о привычном. В этом его базовое назначение. Совершенно нормально, если отдельные произведения остаются непринятыми или непонятыми. То, что не принято сегодня, может быть принято завтра.

У нас очень любят приписать театру какую-то «левую» функцию: то это храм, то кафедра, то дом, то еще что-нибудь. Тогда как на самом деле это шутовское место, где люди, грубо говоря, придуриваются. Иногда всерьез, иногда не очень. Так или иначе, театр дает возможность пережить эмоции, которые недостижимы в быту. В этом его функция, и чем острее и сложнее эти эмоции, тем ценнее театральное произведение.
 
Справка
Тимофей Кулябин

Родился: 10 октября 1984 в Ижевске
Образование: ГИТИС (курс Олега Кудряшова)
Театральная деятельность: с 2007 года – режиссер (с 2015 года – главный режиссер) Новосибирского театра «Красный факел». Постановщик спектаклей «Тангейзер» (снят в 2016 году после разгоревшегося конфликта), «Пиковая дама», «Макбет», «Маскарад», «Онегин», «KILL», «Три сестры», «Процесс» и др. Осуществил постановки на сценах Большого театра, Театра наций, Новосибирского театра оперы и балета, Ярославского театра драмы им. Волкова, Рижского русского театра драмы, Оперного театра Вупперталя и Резиденц-театра Мюнхена (Германия).  


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также