Будь в авангарде

Как воспринимать современную режиссуру: пять правил от Тимофея Кулябина

 
Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры»

Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. 

***




Не заблуждайся

К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. И здесь кроется большое заблуждение, потому что творчество в целом и театр, как самое живое его направление, всегда предполагает поиск нового пути, нового языка. Всё что сегодня считается классикой, когда-то было авангардом, в том числе первые постановки Художественного театра. Поэтому мне кажется, самое важное, не занимать воинствующую позицию и не воспринимать непривычное как ошибку. Если произведение не вписывается в ваше личное мировоззрение, это не значит, что автор заблуждается. Впрочем, это и не гарантирует, что перед вами нечто талантливое.
 
Знай на что идешь

Культура зрителя заключается не в том, чтобы прийти в театр в вечернем платье. Правило хорошего тона – знать, на что идешь. Это, кстати, относится не только к авангардному, но и к традиционному театру. Поэтому, выбирая название, неплохо бы прочесть о нем хоть несколько строк. Тем более что сегодня это проще простого. Даже самые маленькие театры публикуют информацию о спектаклях на своих сайтах и страницах в соцсетях.

Зачастую зрители недовольны просто потому, что сами не поинтересовались, что будут смотреть. В данном случае неоправданные ожидания – результат собственного безразличия. В случае авангарда очень полезно знать, вокруг чего он строится, ведь альтернативное искусство работает с конкретными культурными кодами. Оно занимается переосмыслением, и чтобы считывать новые смыслы, нужно понимать с каким первоисточником и при помощи какого культурного кода ведется диалог.
 
Смотри разное

Чем богаче зрительский опыт, тем выше шанс принять новое. При этом не нужно ждать, что в театре вы непременно испытаете катарсис, прозреете или душевно излечитесь. Такие счастливые минуты в жизни зрителя случаются крайне редко. Но даже простое наблюдение за движением театрального процесса полезно и любопытно. Оно дает гораздо больше, чем очередной просмотр однотипных вещей.
 
Не путай форму и содержание

Можно одеть артистов в современные костюмы, но происходящее на сцене все равно будет театром далекого прошлого. Таких примеров множество. Современным спектакль делают не костюмы, а образ мыслей человека, находящегося на сцене. Его мышление должно совпадать с логикой сегодняшних людей. Не в том смысле, что они одинаковы по своей природе, а в том смысле, что они находятся в сегодняшней системе координат, у них сегодняшние понятия о добре и зле, прекрасном и безобразном. Когда это происходит, то абсолютно уже все равно, в каких нарядах и декорациях существуют артисты.
 
Будь открытым

Некоторые режиссерские ходы в театре наших дней могут показаться эпатажными. Принимать их или нет – вопрос личной культуры. Общего мнения быть не может, потому что зрительный зал – это не толпа, а множество отдельных людей. Спектакль не может и не должен нравиться всем. Напротив, если зрители единодушны в своих оценках, то это тревожный и говорит о том, что спектакль воспринимается однозначно и как произведение искусства он – плохой. Ведь искусство работает с воображением и по определению не может рождать одинаковых оценок. Искусство ищет новый взгляд, новый ракурс и тем самым ставит под сомнение устойчивую систему, ломает представления о привычном. В этом его базовое назначение. Совершенно нормально, если отдельные произведения остаются непринятыми или непонятыми. То, что не принято сегодня, может быть принято завтра.

У нас очень любят приписать театру какую-то «левую» функцию: то это храм, то кафедра, то дом, то еще что-нибудь. Тогда как на самом деле это шутовское место, где люди, грубо говоря, придуриваются. Иногда всерьез, иногда не очень. Так или иначе, театр дает возможность пережить эмоции, которые недостижимы в быту. В этом его функция, и чем острее и сложнее эти эмоции, тем ценнее театральное произведение.
 
Справка
Тимофей Кулябин

Родился: 10 октября 1984 в Ижевске
Образование: ГИТИС (курс Олега Кудряшова)
Театральная деятельность: с 2007 года – режиссер (с 2015 года – главный режиссер) Новосибирского театра «Красный факел». Постановщик спектаклей «Тангейзер» (снят в 2016 году после разгоревшегося конфликта), «Пиковая дама», «Макбет», «Маскарад», «Онегин», «KILL», «Три сестры», «Процесс» и др. Осуществил постановки на сценах Большого театра, Театра наций, Новосибирского театра оперы и балета, Ярославского театра драмы им. Волкова, Рижского русского театра драмы, Оперного театра Вупперталя и Резиденц-театра Мюнхена (Германия).  


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также