В начале июня в Турине прошел VI детско-юношеский международный фестиваль русскоязычных театров «Balagan Fest». Пять стран, восемь спектаклей, лекции и мастер-классы. Наш корреспондент отправилась в Италию, чтобы узнать, как проходят встречи русских театралов за рубежом.
– Здесь можно посмотреть спектакли на русском? – к дверям зала, в котором вот-вот начнутся мастер-классы для участников фестиваля, подходит стройная женщина в белой тунике. Аккуратно уложенные волосы, правильные черты лица и… русская речь без акцента. – Я бы хотела привести сына. Где можно найти программу?
Для русских людей, переехавших за границу, такие фестивали становятся одним из способов встретиться со своими соотечественниками, приобщить ребенка к русской культуре и поговорить на родном языке. С этой же целью создается и большая часть любительских русскоязычных театров за рубежом – как взрослых, так и детских.
– Многие ребята, которые играют в моем театре, родились в семьях, где один из родителей русский, а второй итальянец, – рассказывает Ольга Калениченко, организатор фестиваля и руководитель детского туринского театра «Балаганчик», – Детей сюда приводят, чтобы они могли прикоснуться к русской культуре, научились говорить и думать на русском языке, – подчеркнула Ольга.
Всех участников фестиваля, который продолжался три дня, ожидала насыщенная программа: детские и юношеские театральные коллективы из пяти стран представили зрителям восемь очень разных спектаклей. Здесь и философская постановка «Девочка и апельсин» театра «МИРТ» из России, и выступление литовского коллектива «Арлекин», который вышел на сцену первым и без труда «разогрел» публику, и трогательный спектакль младшей группы театра «Балаганчик».
– Нам нужно было сделать непростой выбор, – рассказал «Театралу» по окончании смотра глава жюри, профессор Высшей школы сценических искусств п/р Райкина, режиссер, актер Сергей Шенталинский, – В этом году на фестиваль приехало много сильных коллективов, поэтому распределять места было непросто. Где-то мы с моими коллегами расходились во мнениях, дискутировали. Меня же особенно порадовало то, что в спектаклях чувствовалась чуткая работа режиссеров с артистами. На детских фестивалях нередко бывает так, что в постановке виден в первую очередь педагог, а не дети, режиссер, а не актеры. В этот раз я с удовольствием отметил, какая колоссальная работа была проделана с детьми и для детей, – сказал Сергей.
Первое место, «золотую маску», жюри присудило театральной студии «Арлекин» из Литвы, представившей спектакль «Золотая рыбка». «Серебряную маску» отдали российскому коллективу «Этюд», который выступил с постановкой по мотивам рассказа Рэя Брэдбери «Все лето в один день», а бронзовую получила театральная мастерская «МИРТ» при московском реабилитационном центре, показавшая спектакль «Девочка и апельсин». Гран-при фестиваля жюри присудило красочной постановке «Как русская нечисть чудеса искала» средней группы театра «Балаганчик».
– Мы не ожидали, что получим «золотую маску», – поделилась после вручения наград руководитель театральной студии «Арлекин» Татьяна Тимко, – На фестиваль едешь в первую очередь не за призами, а за новыми впечатлениями – по-моему это правильный подход. Но, конечно, вернуться домой с первым местом очень приятно. Отдельно хотелось бы поблагодарить организаторов за дружескую, душевную атмосферу фестиваля, создать которую на таких мероприятиях удается далеко не всем, – заключила режиссер.
Особенно эта атмосфера чувствовалась на мастер-классах и лекциях, которые некоторые члены жюри провели для участников фестиваля накануне дня выступлений. Эксперт «Золотой маски-2018», театральный критик Алла Шевелёва рассказала о тенденциях русского театра, культуролог и режиссер Анна Рудак организовала мастер-класс по развитию воображения, а Сергей Шенталинский – занятие по актерскому мастерству.
– Мне кажется, я здесь многому научился, насколько это возможно за такой короткий период, – рассказал один из участников мастер-классов, – Например, многое узнал о работе с партнером на сцене. Уметь устанавливать контакт с партнером, думать в первую очередь о нем, а не о себе, очень важно для актера. А здесь мы имели возможность поработать над этими навыками, – поделился артист.
После окончания фестиваля организатору смотра Ольге Калениченко задали традиционный вопрос: «Какие планы на будущее?»
– Мы будем проводить фестиваль и дальше, но детали сегодня обсуждать не стоит, – считает Ольга, – «Balagan Fest» только что завершился, и нам надо просто насладиться этим моментом, отпраздновать его в нашем коллективе. Мы старались, чтобы никто из гостей не остался без вниманием, и фестиваль был для всех в первую очередь праздником, а не соревнованием. Надеюсь, нам это удалось.
Организовать фестиваль – это тяжелый труд, но когда ты видишь, как у детей горят глаза, потому что для них это как еще один Новый год, то понимаешь, что оно того стоило, – подчеркнула Ольга Калениченко.
– Здесь можно посмотреть спектакли на русском? – к дверям зала, в котором вот-вот начнутся мастер-классы для участников фестиваля, подходит стройная женщина в белой тунике. Аккуратно уложенные волосы, правильные черты лица и… русская речь без акцента. – Я бы хотела привести сына. Где можно найти программу?
Для русских людей, переехавших за границу, такие фестивали становятся одним из способов встретиться со своими соотечественниками, приобщить ребенка к русской культуре и поговорить на родном языке. С этой же целью создается и большая часть любительских русскоязычных театров за рубежом – как взрослых, так и детских.

Всех участников фестиваля, который продолжался три дня, ожидала насыщенная программа: детские и юношеские театральные коллективы из пяти стран представили зрителям восемь очень разных спектаклей. Здесь и философская постановка «Девочка и апельсин» театра «МИРТ» из России, и выступление литовского коллектива «Арлекин», который вышел на сцену первым и без труда «разогрел» публику, и трогательный спектакль младшей группы театра «Балаганчик».



Особенно эта атмосфера чувствовалась на мастер-классах и лекциях, которые некоторые члены жюри провели для участников фестиваля накануне дня выступлений. Эксперт «Золотой маски-2018», театральный критик Алла Шевелёва рассказала о тенденциях русского театра, культуролог и режиссер Анна Рудак организовала мастер-класс по развитию воображения, а Сергей Шенталинский – занятие по актерскому мастерству.


– Мы будем проводить фестиваль и дальше, но детали сегодня обсуждать не стоит, – считает Ольга, – «Balagan Fest» только что завершился, и нам надо просто насладиться этим моментом, отпраздновать его в нашем коллективе. Мы старались, чтобы никто из гостей не остался без вниманием, и фестиваль был для всех в первую очередь праздником, а не соревнованием. Надеюсь, нам это удалось.
Организовать фестиваль – это тяжелый труд, но когда ты видишь, как у детей горят глаза, потому что для них это как еще один Новый год, то понимаешь, что оно того стоило, – подчеркнула Ольга Калениченко.