Аскеза высоких технологий

Саймон МакБерни погрузил москвичей в дикие джунгли

 
Фестиваль «Золотая маска» совместно с «Черешневым лесом» привез в Москву спектакль знаменитого британского актера и режиссера Саймона МакБерни Encounter («Встреча»). В нем идет речь о фотографе, заблудившемся в джунглях Амазонки. Но настоящим сюжетом постановки, показанной на сцене «Мастерской Петра Фоменко», стало путешествие по закоулкам нашего сознания.
 
Спектакль МакБерни устроен как коробка с двойным дном, даже с тройным, если не больше. Стоя на практически пустой сцене, актер рассказывает, как прочитал книгу румынского писателя Петру Попеску «Лучезарная Амазонка», который, в свою очередь, описал удивительные приключения американского фотографа Лорена МакИнтайра. Тот отправился в джунгли по заданию редакции журнала National Geografic, чтобы найти загадочное племя майоруна, упорно не вступающее в контакты с белыми. Но неожиданно попал в психоделический трип вместе с племенем, которое пытается повернуть время вспять.
 
Категория времени как раз и занимает МакБерни больше всего. В его постановке несколько временных слоев. Во-первых, здесь и сейчас. Актер не перестает подчеркивать свое присутствие на сцене, перед публикой, демонстрируя, как устроен спектакль изнутри. Он раскрывает прием и обнажает технологии: на наших глазах шуршит бумагой, изображая треск костра, переливает воду в бутылках, будто журчит ручей. Одновременно МакБерни якобы находится в своей лондонской квартире и разговаривает с маленькой дочерью, которая никак не может заснуть. Потом беседует с автором «Блистательной Амазонки» -- их разговор мы слышим в записи. И наконец, изображает самого Лорена МакИнтайра, меняя свой высокий тембр на низкий брутальный баритон с помощью микрофона.  Голоса наслаиваются друг на друга, создавая временную полифонию, где, как и в нашей памяти, события разных лет перемешаны и спокойно сосуществуют рядом.   
 
Главный фокус этой постановки – современные бинауральные технологии. Каждому зрителю выдают наушники, но не для синхронного перевода. Работа со звуком, с голосом и его направленностью – важнейшая часть спектакля. Демонстрируя новейшую стереосистему, исполнитель дышит и шепчет зрителям то в правое, то в левое ухо, иногда заставляя оглядываться через плечо, настолько ярок эффект присутствия голоса в конкретной точке пространства. Но интересно, что даже будучи разоблаченными, эти сценические трюки не перестают работать. Даже наоборот. Понимая, как устроен фокус, мы с удовольствием поддаемся его иллюзии. Совмещая несколько потоков информации (в нашем случае – еще и русские субтитры), наше сознание создает полнометражный, цветной и объемный 3D-фильм.    
 
И вот мы уже ощущаем себя в чаще тропического леса, слышим пение птиц, назойливое жужжание насекомых, от которых реально хочется отмахнуться, тревожные крики неизвестных животных.  Вместе с МакИнтайром мы пробираемся сквозь непроходимые джунгли вслед за ускользающими людьми майоруна. Они не говорят ни на одном европейском языке, но зато умеют передавать мысли без слов, с помощью своего рода телепатии. Главный герой слышит мысли вождя Бородавочника прямо у себя в голове, а зрителям тоже кажется, что слова рассказчика не приходят к ним извне, а возникают изнутри.
 
Разница в том, что театр для этого эффекта пользуется новейшими технологиями, а люди майоруна пропагандировали отказ от любых плодов цивилизации, приносящей с собой лишь разрушения и смерть. Пытаясь повернуть время вспять, они идут к началу начал и избавляются по дороге от немногочисленного скарба, накопленного за долгие годы. В яростном порыве протеста против общества потребления актер тоже начинает крушить все на сцене и вот уже заносит молоток над мобильным телефоном, зал замирает в томительном волнении – ударит или нет, но тут раздается звонок… Мы не можем избавиться от своих привычек и облегчающих жизнь технологий, не можем все обнулить и вернуться к истоку, как племя майоруна. Но знание, что где-то такие люди существуют, уже внушает надежду.   
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Кинастон» Евгения Писарева едет в Екатеринбург

    Театр Олега Табакова готовится посетить Екатеринбург: 24 и 25 сентября на сцене Театра юного зрителя будет показана премьера прошлого сезона, постановка Евгения Писарева «Кинастон» с Максимом Матвеевым и Анной Чиповской в главных ролях. ...
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра на Новой сцене

    Оперный фестиваль в Савонлинна (Финляндия) откроет в пятницу, 14 сентября, 243-й сезон Большого театра на Новой сцене. Фестиваль представит оперу Джузеппе Верди «Отелло» в постановке Надин Дюффо.   История сотрудничества фестиваля в Савонлинна с Большим театром насчитывает более 15 лет. ...
  • В Петербурге открывается фестиваль «Александринский»

    XII международный фестиваль «Александринский» открывается в пятницу, 14 сентября, в Петербурге постановкой «Сирано де Бержерак». По словам художественного руководителям Александринского театра Валерия Фокина, в этом году форум впервые соберет не национальные театры Европы, а экспериментальные театральные проекты. ...
  • Свердловская музкомедия покажет лучшие спектакли в Москве

    На гастроли в Москву, которые состоятся 25 и 26 сентября, Свердловский театр музкомедии привезет хиты своего репертуара – мировую премьеру мюзикла Евгения Загота «Декабристы» и российскую премьеру мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита». ...
Читайте также