«Ты меня на рассвете разбудишь…»

В «Ленкоме» увековечили «Юнону и Авось»

 
«В один из дней ко мне пришел старый друг Коля Караченцов и сказал: «Володя, мы сейчас репетируем «Юнону и Авось», и у нас всё заклинило; мы не знаем, как быть дальше и что делать», – говорит хореограф Владимир Васильев. – Я пришел в театр посмотреть репетиции, многое уже было сделано. Мне безумно всё понравилось, но я сказал, что с удовольствием продолжу работать с артистами только с одним условием, чтобы не ограничиваться вставными кусками балета, а чтобы танец служил продолжением диалогов и был составной частью всего действия». 

Слова Владимира Васильева, а также многих других создателей и участников рок-оперы «Юнона и Авось» приводятся в большом альбоме (составитель Сергей Николаев, художник Михаил Шульман), в котором ленкомовцы решили описать историю легендарной постановки.

Альбом не назовешь юбилейным (в нынешнем году рок-опере – 37 лет), но кто сказал, что об истории спектакля следует говорить лишь в день юбилея?  Спектакль вышел в 1981 году, а уже в 1983-м состоялась его мировая премьера в Париже, о чем газета «Юманите» написала: «Жаль, что весь мир не присутствовал в этот вечер в театре Пьера Кардена на Елисейских полях». Гастроли прошли триумфально: одних только откликов прессы больше 70-ти. Ни один из выступавших ранее в Париже театров не вызывал подобного резонанса.

Марк Захаров, режиссер-постановщик:
– С этим спектаклем связано много положительных эмоций. Ведь он побывал во многих странах мира и вызывал радостные ощущения, а когда много радостных эмоций, то они, наверное, потом переходят в другое качество и помогают жить труппе.
Вознесенскому удалось написать хорошую поэму, а Рыбникову – замечательную музыку: он создал синтез традиционных православных песнопений, русского романса и достижений современной рок-культуры.
 
Алексей Рыбников, композитор:
– Поэма Андрея Вознесенского «Авось» не очень длинная, с коротким сюжетом: вот российский посланник граф Резанов приплыл в Калифорнию, познакомился с дочерью губернатора, потом любовь, он уплыл, умер, она ждала его 35 лет – и всё. Такой сюжет укладывается в несколько предложений; как из этого сделать большое произведение, было совершенно непонятно. И тогда невероятным образом вдруг возникла идея о том, что нужен потрет нашего современника. Нужно вложить наши мысли в уста исторического героя – наши боли, смятения, ужасы перед действительностью  – и наш протест против этого. И всё пошло!

Сюжет не развивался, но было много внутренних диалогов главного героя и минимум внешних событий. Конечно, без музыки сделать это невозможно – но если вписать в рамки музыкальные, то тогда невольно все действия подчиняются симфонической форме. Да, это был эксперимент во всех отношениях, рождался он медленно и мучительно, но зато, когда все было решено, работа пошла очень быстро.


Альбом, основную часть которого составляют фотографии Александра Стернина, является своего рода путешествием по волнам истории и памяти. Здесь множество архивных кадров (в том числе и кадров репетиций), которые перемежаются воспоминаниями участников спектакля. Так, например, один из исполнителей роли графа Резанова Семен Шкаликов пишет: «На момент ввода в спектакль  был моложе графа Резанова на 14 лет: впервые я сыграл его в 26. С каждым годом я все ближе и ближе к своему герою. И я сейчас имею в виду не только возраст. Мне становятся понятнее движения его души, его внутренний путь и мотивации. Он остро чувствует влияние высших сил на свою жизнь, и в этом мы с ним тоже схожи».

За годы своего существования «Юнона и Авось» прошла более полутора тысяч раз и неизменно – с аншлагами. Как говорит Дмитрий Певцов постановка стала сама себе памятником, но при этом остается живой.

Кстати, о памятниках… В октябре 2000 года на Троицком кладбище в Красноярске на предполагаемой могиле Резанова установили белый крест, на одной стороне которого надпись «Николай Петрович Резанов 1764 – 1807. Я тебя никогда не забуду», на другой – «Мария Конспенсьон де Аргуэльо 1791-1857. Я тебя никогда не увижу».

В 2011 году введена в обращение серебряная монета – один новозеландский доллар, посвященный спектаклю, с изображением в центральной части артистов, исполнявших главные роли в премьере спектакля: Елены Шаниной – в роли Кончитты и Николая Караченцова – в роли графа Резанова. Фигуры представлены на фоне моря, символизирующего неизбежность расставания. На заднем плане – небо с закатом солнца. Внизу, посередине – надпись на русском языке «Юнона и Авось».



«Кто такой Резанов? – говорит Марк Захаров. – Это типично русский характер, одновременно и насмешливый и альтруистический, несколько рациональный, отчасти индифферентный к вещам, несколько мистический, но за Резановым скрывается наша вечная история о невозможности счастливой любви, история нашего прошлого, история наших моральных богатств…»

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
  • «Могли бы посоветоваться с театром»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также