«Ты меня на рассвете разбудишь…»

В «Ленкоме» увековечили «Юнону и Авось»

 
«В один из дней ко мне пришел старый друг Коля Караченцов и сказал: «Володя, мы сейчас репетируем «Юнону и Авось», и у нас всё заклинило; мы не знаем, как быть дальше и что делать», – говорит хореограф Владимир Васильев. – Я пришел в театр посмотреть репетиции, многое уже было сделано. Мне безумно всё понравилось, но я сказал, что с удовольствием продолжу работать с артистами только с одним условием, чтобы не ограничиваться вставными кусками балета, а чтобы танец служил продолжением диалогов и был составной частью всего действия». 

Слова Владимира Васильева, а также многих других создателей и участников рок-оперы «Юнона и Авось» приводятся в большом альбоме, в котором ленкомовцы решили описать историю легендарной постановки.

Альбом не назовешь юбилейным (в нынешнем году рок-опере – 37 лет), но кто сказал, что об истории спектакля следует говорить лишь в день юбилея?  Спектакль вышел в 1981 году, а уже в 1983-м состоялась его мировая премьера в Париже, о чем газета «Юманите» написала: «Жаль, что весь мир не присутствовал в этот вечер в театре Пьера Кардена на Елисейских полях». Гастроли прошли триумфально: одних только откликов прессы больше 70-ти. Ни один из выступавших ранее в Париже театров не вызывал подобного резонанса.

Марк Захаров, режиссер-постановщик:
– С этим спектаклем связано много положительных эмоций. Ведь он побывал во многих странах мира и вызывал радостные ощущения, а когда много радостных эмоций, то они, наверное, потом переходят в другое качество и помогают жить труппе.
Вознесенскому удалось написать хорошую поэму, а Рыбникову – замечательную музыку: он создал синтез традиционных православных песнопений, русского романса и достижений современной рок-культуры.
 
Алексей Рыбников, композитор:
– Поэма Андрея Вознесенского «Авось» не очень длинная, с коротким сюжетом: вот российский посланник граф Резанов приплыл в Калифорнию, познакомился с дочерью губернатора, потом любовь, он уплыл, умер, она ждала его 35 лет – и всё. Такой сюжет укладывается в несколько предложений; как из этого сделать большое произведение, было совершенно непонятно. И тогда невероятным образом вдруг возникла идея о том, что нужен потрет нашего современника. Нужно вложить наши мысли в уста исторического героя – наши боли, смятения, ужасы перед действительностью  – и наш протест против этого. И всё пошло!

Сюжет не развивался, но было много внутренних диалогов главного героя и минимум внешних событий. Конечно, без музыки сделать это невозможно – но если вписать в рамки музыкальные, то тогда невольно все действия подчиняются симфонической форме. Да, это был эксперимент во всех отношениях, рождался он медленно и мучительно, но зато, когда все было решено, работа пошла очень быстро.


Альбом, основную часть которого составляют фотографии Александра Стернина, является своего рода путешествием по волнам истории и памяти. Здесь множество архивных кадров (в том числе и кадров репетиций), которые перемежаются воспоминаниями участников спектакля. Так, например, один из исполнителей роли графа Резанова Семен Шкаликов пишет: «На момент ввода в спектакль  был моложе графа Резанова на 14 лет: впервые я сыграл его в 26. С каждым годом я все ближе и ближе к своему герою. И я сейчас имею в виду не только возраст. Мне становятся понятнее движения его души, его внутренний путь и мотивации. Он остро чувствует влияние высших сил на свою жизнь, и в этом мы с ним тоже схожи».

За годы своего существования «Юнона и Авось» прошла более полутора тысяч раз и неизменно – с аншлагами. Как говорит Дмитрий Певцов постановка стала сама себе памятником, но при этом остается живой.

Кстати, о памятниках… В октябре 2000 года на Троицком кладбище в Красноярске на предполагаемой могиле Резанова установили белый крест, на одной стороне которого надпись «Николай Петрович Резанов 1764 – 1807. Я тебя никогда не забуду», на другой – «Мария Конспенсьон де Аргуэльо 1791-1857. Я тебя никогда не увижу».

В 2011 году введена в обращение серебряная монета – один новозеландский доллар, посвященный спектаклю, с изображением в центральной части артистов, исполнявших главные роли в премьере спектакля: Елены Шаниной – в роли Кончитты и Николая Караченцова – в роли графа Резанова. Фигуры представлены на фоне моря, символизирующего неизбежность расставания. На заднем плане – небо с закатом солнца. Внизу, посередине – надпись на русском языке «Юнона и Авось».



«Кто такой Резанов? – говорит Марк Захаров. – Это типично русский характер, одновременно и насмешливый и альтруистический, несколько рациональный, отчасти индифферентный к вещам, несколько мистический, но за Резановым скрывается наша вечная история о невозможности счастливой любви, история нашего прошлого, история наших моральных богатств…»

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В суде прошло заседание по делу «Седьмой студии»

    В пятницу, 15 марта, в Мещанском районном суде Москвы состоялось очередное заседание по делу «Седьмой студии».   Напомним, режиссера Кирилла Серебренникова, экс-сотрудницу Минкульта Софью Апфельбаум, бывшего генпродюсера АНО «Седьмая студия» Алексея Малобродского и гендиректора организации Юрия Итина обвиняют в том, что они причастны к хищению средств, выделенных на проект «Платформа». ...
  • РПЦ просит передать ей Спасо-Андроников монастырь

    Патриарх Кирилл рассчитывает на то, что в ведение РПЦ передадут не только сам монастырь, но и прилегающие к нему здания, в том числе Музей древнерусской культуры и искусства, который находится на территории монастыря, однако, в руководстве музея выступают против инициативы церкви. ...
  • Константин Райкин выступил в поддержку театра «ФЭСТ»

    Константина Райкина записал видеообращение к губернатору Московской области Андрею Воробьёву в связи с ситуацией, сложившейся вокруг Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ».  Публикуем полную расшифровку этого видеообращения, размещенного на сайте театра. ...
  • В Бурятии закрывают актерский факультет

    В Восточно-Сибирском государственном институте культуры (ВСГАКИ) в Год театра решили закрыть актерский факультет. Информация об этом появилась в бурятских СМИ. Как сообщает arigus.tv, согласно стенду информации приемной комиссии вуза, набор на специальность «Актерское искусство» здесь больше не идет. ...
Читайте также