Кто чай пьет – не отчается!

 
Чай на Русскую землю завез главный экспериментатор в истории страны Петр Великий. Рубя бороды и требуя отмечать Новый год, царь заставлял народ пить чай, и в результате так в этом преуспел, что без чаю, кажется, жизнь в России остановится.
Чайная история

Спустя двести лет (по историческим меркам – срок совсем небольшой) чай пили все. Купечество вечера напролет просиживало за самоварами, зажиточные крестьяне отмеряли ложечками заварку, солдаты носили в вещмешках прессованные осьмушки чаю. Так, всего за четыре поколения чай стал неотъемлемой приметой русского повседневного быта и по праву занял место не только на столах, но и в искусстве: живописи, литературе и, конечно, драматургии.

Обрусев, чаепитие так бодро впитало в себя хлебосольные русские традиции, что превратилось из «питья» в «еду»: без пирогов, булочек, баранок и всевозможных закусок представить себе чай по-русски невозможно. Сразу становится ясно, откуда пошла народная поговорка: «Чай не пил – какая сила. Чай попил – совсем ослаб».

Чай и российское искусство

Кустодиев прославил румяных ярких купчих с чашками и самоварами с помощью кисти, а вот в литературе прославление чая на Руси началось с Тургенева, который первым описал белые крахмальные скатерти, блестящие чашки да дымящийся темно-бордовый напиток. Знамя первенства у него перехватил Островский: герои наливают чай в блюдечко, с шумом дуют, а потом прихлебывают горячую живительную влагу, заедая ее сахаром вприкуску.

Островский живописал быт купечества только московского Замоскворечья, но благодаря популярности его пьес эту привычку начали перенимать и в других городах. Так великий драматург стал главным распространителем чая. Как отличные рекламные менеджеры, его герои ведут беседы о пользе чая, противопоставляют его водке, в общем, всячески пропагандируют. И вообще, чай у Островского не любят только мерзавцы и алкоголики, вроде Мурзавецкого: «Муа? Чаю? Ни за какие пряники!»

Островский подробно описывает и процесс приготовления чая, все эти чашки, ложки, блюдца и розетки для варенья, вплоть до завораживающего раздувания самовара сапогом. Почему сапогом?.. Дело в том, что в сырую погоду или при сыром топливе самовар было необходимо растопить как следует, но дуть через отверстия в стенках топки было затруднительно (то уголек в глаз попадет, то голова закружится). Поэтому использовали «крестьянский» способ: надевали на трубу сапог, выполняющий функцию меха в кузнечном горне. Причем чем мягче кожа голенища, тем быстрее самовар закипит.

Чехов также не обошел вниманием чаепития: о чае Вершинин с Кулыгиным говорят даже тогда, когда рядом – любимые женщины, будто бы прячась от выяснения отношений. Да и сам Чехов говорил о своих пьесах: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы…» В чеховском доме в Ялте чай пили практически круглосуточно, ведь чаепитие – это скорее социальное, нежели гастрономическое действо. За чаем общаются, рассказывают друг другу новости, и понятно, что приезжему первый делом предлагают чаю.

Почти та же идея есть и у Булгакова в его пьесе «Дни Турбиных»: за окном с кремовыми шторами бушует Гражданская война, а на сцене упоенно пьют чай из красивейших фарфоровых чашек тонкого фарфора – наследство от Турбиной-матери.

Живая вода

В театре чай играет особую роль – коньяка. Чтобы артисты не пьянели прямо на подмостках, реквизиторы заваривают крепкий свежий чай, смешивают его с бутилированной водой и заливают в графины и бутылки. Выглядит как «Хеннесси», а артисты – трезвы как стеклышко! Говорят, раньше для изготовления квази-коньяка использовали исключительно Краснодарский чай, а теперь – все больше пакетики. Иногда вино изображают при помощи чая Каркаде, но он обладает такими мощными мочегонными свойствами, что мало кто из реквизиторов подвергает актеров таким испытаниям: чаще используют сок (для красного вина – вишневый, для белого – яблочный).

А вот заварку в гримерках встретить можно редко. Суеверные актеры точно следуют букве приметы и не только садятся на упавшую роль, но и чай перед премьерой не пьют согласно поверью, родившемуся еще во времена Петра Первого: «Кто чай пьет – тот отчается». Староверы, не принимавшие новшеств, считали, что чаепитие – прямая дорога к дьяволу. А театральное суеверие утверждает, что пить чай перед премьерой – к провалу.

Впрочем, это не помешало одному провинциальному артисту, игравшему Чацкого, придумать для своего образа яркую деталь: он ходил по сцене с чашкой и все время прихлебывал ароматный напиток. Всем любопытствующим объяснял, что это его трактовка: недаром же о его герое говорят мимоходом: «Чай пил не по летам».

Шутка шуткой, но показательно отношение к напитку: без него образ русского «думающего» человека представить невозможно – почти так же, как и без водки. Это «единство противоположностей» метко подметил все тот же Островский: недаром в его пьесах купцы в трактирах пьют алкоголь… из чайников.

В общем, предсказание староверов по поводу отчаяния не подтвердилось. Бодрости духа да ясности ума чай прибавляет, да еще с успехом заменяет алкоголь в театральных постановках. Сплошная польза – более ничего.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также