Выигранная партия

 
Это лучшая из всех случившихся в нынешнем году «Алис». Почему? – спросите вы, как все Алисы. Потому, ответим мы легко и с удовольствием, что режиссер и команда художников создали пространство спектакля, в котором каждому зрителю уютно и увлекательно вспомнить и создать свою зазеркальную чепуху и свое безумное чаепитие. Им удалось это чудо, представляете?
Кэрролловские логика и поэзия получили сценический язык. Вот режиссер серьезного спектакля «Улисс» Юрий Буторин скачет Черным Конем, вот уже прыгает, как За и Атс, – о, постойте, а вот он уже Черепаха Квази. Мгновенно меняя наряды и образы, Болванс Чик, Устрицы и Овцы скользят по сну Алисы Лидделл, строго следуя тексту Чарлза Лютвиджа Доджсона, в литературе известного как Льюис Кэрролл. Мальки учатся почитанию, давлению, искажению, лживописи и натюрмордам. Мяуканье неуловимой кошки Дины, под чье мурлыканье начинается поход в Зазеркалье, под зрительскими креслами здесь как улыбка Чеширского кота. Маленький оркестрик замирает, уважая мяуканье, пианист приподнимает цилиндр, флейтист откидывает капюшон длинного монашеского плаща: все в восхищении… И в ужасе, в полном ужасе, когда Лев и Единорог устраивают битву на высоченных ходулях прямо в зрительном зале!

Зазеркалье благодаря художникам – очень красивая страна. Много голубой прохладной гаммы, войти в цвет приглашают опрокидыванием зеркальной амальгамной глади из золотой рамы в глубь сцены. Голубая вода плещется на стенах зрительного зала с мурлыкающим прибоем – или это кошка Дина ищет Снежинку между кресел?

Но. что бы стоили все усилия художников, если бы в театре не было Алисы. Вера Строкова – Алиса, которой веришь. Одетая в нежно-голубое, чопорно-английское и девичье-нежное (постоянный художник Поповски, Ангелина Атлагич, снова поражает смелостью мысли, любовью к роскоши и вкусом), Вера Строкова смела, серьезна, забавна, она удивляется тихонько и про себя, но так, чтобы мы тоже оценили странность происходящего. Она идет себе по Зазеркалью, мелькая рукавами-фонариками, бормоча текст: педагог по речи Вера Камышникова придумала ей внятно бормотать, как мы обычно бормочем себе под нос озарения, которые нам кажутся важными. Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Рыцарь на Коне и тем более Устрицы, скоро съеденные Моржом, своей нелепостью только подчеркивают учтивость Алисы, ее доверчивость и мечтательную убежденность, ее свежесть восприятия и целеустремленность – ведь она идет за тот ручеек, где станет Королевой.

Взрослые оценят тонкую работу с пространством Зазеркалья, в котором сами не раз и не два оказывались: утром проснулся, а ты уже в другой стране, она опять «обратилась» и «вывернулась». И сколько Синих Гусениц с вопросом «Кто ты такая?» встретится еще в жизни! Чем раньше начинешь выдумывать для них ответы, тем лучше!

Актеры «Мастерской» выдерживают ту грань серьезности и абсурда, которая и составляет прелесть нонсенса англосаксонской литературы и которую Демурова, переводчик канонических текстов не только Кэрролла, но и Диккенса, и Честертона, и По, так полно передала. Наджа Мэр – идеальная Черная Королева, тощая, язвительная и слегка не в себе. Игорь Войнаровский такой Труляля, что лучше не бывает. Все они отлично знают, как важно быть серьезным.

Иван Поповски с командой художников научит еще не одного ребенка – и даже не одного взрослого – любить театральное волшебство и верить ему.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также