Ростов-на-Дону: танго страсти в Музыкальном театре

 
В Ростовском государственном музыкальном театре состоялась мировая премьера балета «Драма на охоте» по одноименной повести Чехова на музыку Чайковского. Балетмейстером-постановщиком спектакля стал художественный руководитель и главный балетмейстер балетной труппы театра, народный артист России Алексей Фадеечев.
Музыкальную ткань спектакля Фадеечев ткал сам из фрагментов симфоний Чайковского: «Манфред», «Времена года», «Вариации на тему рококо». А либретто к «Драме на охоте» написал профессиональный писатель и драматург Николай Оганесов.

Художник-постановщик спектакля Степан Зограбян лишает сценографию столь модной нынче условности. На сцене – арка, состоящая из сложного переплетения растительных «лесных» мотивов. Смена мест действия (от усадьбы графа Карнеева до графского парка и квартиры Камышева) обозначена задниками, выписанными в духе истинного психологического театра. Но в этой красоте героям спектакля почему-то не живется: они терзают и губят друг друга.

Спектакль выстроен как рассказ судебного следователя Ивана Петровича Камышева о его трагической любви к дочери лесничего Оленьке Скворцовой, в замужестве Урбениной. Постановщик решился на смелый, почти эпатажный ход: первому и второму действиям он предпослал своеобразный пластический эпиграф – юная пара танцует экспрессивное, чувственное аргентинское танго. Танго понадобилось режиссеру как выражение накала страстей, которые Ольга и Камышев подавляют в реальной жизни, а танцующая пара воспринимается как alter ego главных персонажей, их страсти и инстинкты, вытесненные в подсознание. Подсознание человека, если верить психологам, никогда не прекращает своей работы и руководит действиями людей. А шутки с подсознанием, ох, как дурно заканчиваются!

Фадеечев мастерски закольцовывает композицию, перебрасывая смысловой мост к финалу спектакля: после того как полицейские уводят арестованного Урбенина, раздается мелодия танго. Камышев, словно завороженный, идет на чарующие звуки музыки и танцует это танго с погубленной им Оленькой, в точно таком красном платье, которое было на ней в день знакомства с Камышевым. А Ольгу танцует та самая девочка, что исполняла танго в прологе.

Сильная метафора: Камышев танцует с фантомом Ольги, красное платье которой – символ пролитой им крови, а эта «пляска смерти» – символ неизбывности его страсти, вины, угрызений совести.

В первом акте «Драмы на охоте» подробно прописан бытовой фон, на котором развертывается история любви главных героев. Вот сцена ярмарки, проходящей в небольшом уездном городке Тенево. Среди посетителей – персонажи разных чеховских произведений: Анна Сергеевна и Гуров из «Дамы с собачкой», унтер Пришибеев, Толстый и Тонкий, Беликов из «Человека в футляре». Подобная жанрово-бытовая сцена поначалу кажется чужеродной в стилистике «Драмы на охоте», но по мере погружения в драматическое действие понимаешь: она призвана оттенить драму Камышева и Ольги. И сразу вспоминается чеховское: «Люди едят, пьют, а в это время рушатся их судьбы…»

Впрочем, во втором акте подобных «вольностей» нет, оно сконцентрировано на собственно драме героев, идущих к трагической развязке.

«Драма на охоте» – это история личности. Личности сложной, неординарной, наделенной острым умом, мятущейся. Камышев в спектакле заставляет вспомнить пушкинское: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Разлад с собой – главное в этом Камышеве. Несовпадение идеала с реальной жизнью приводит к конфликту, и в итоге – к разрушению личности.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также