«Для наших артистов театр – это способ борьбы с недугом»

 
В этом году свой 50-летний юбилей отметил первый в России театр незрячих актёров «Внутреннее зрение». Подробнее о том, как живет коллектив, «Театрал» расспросил его художественного руководителя Викторию Доценко.
 
– Виктория, пятьдесят лет – возраст серьезный, ведь театр, получается, создавался еще в советские годы. А как столь необычному коллективу живется сегодня?
– Наш театр работает на энтузиазме благодаря труппе, которая из-за любви к общему делу не распадается. Как и в любом другом коллективе, актерам важно, чтобы сложился контакт с режиссером. Но у нас есть особенность, поскольку артисты – инвалиды по зрению. Здесь для каждого важен индивидуальный подход и чуткость, потому что основная задача нашего дела – реабилитационная.
 
– То есть особый почерк театра – это его человечность, которая важна во все времена?
– Да, нужна человечность, внимание, как и в любом социальном проекте.
 
– Насколько я понимаю вы стали художественным руководителем театра недавно? Как вы пришли к этому?
– Здесь я с 2014 года. До этого окончила режиссерский курс Марка Розовского на базе театра «У Никитских ворот», поставила несколько спектаклей. Вакансию в театре «Внутреннее зрение» нашла случайно, по объявлению. Поговорив с труппой и руководством, осталась. Так что, работаем вместе уже четыре года.
 
– Получается, что каких-то личных предпосылок для того, чтобы работать с особенными актерами у вас не было. Не пугала ли вас специфика этого театра?
– Я уже знала, что это театр со своими традициями. К тому моменту, как я пришла, здесь уже был хороший репертуар, много спектаклей, да и я была не первым режиссером. Я решила попробовать и не жалею, это очень интересный опыт.
 
Это работа с людьми, которые хотя и непрофессионалы, но очень заражены театром. Для наших артистов театр – это способ борьбы с недугом, способ реабилитации, поиск контакта с миром. Они очень держатся за него, особенно, те, у кого не сложилось с семьей, работой, для них это всё. Они заражают меня своей любовью к сцене, тем более что все спектакли мы играем бесплатно.
 
– Расскажите о людях театра: о старожилах и новичках, о тех, у кого по каким-то причинам не сложилось в театре или, наоборот, сложилось очень удачно.
– У нас есть профессиональный психолог, учитель литературы, есть те, кто работает на радио. Есть профессиональная вокалистка. Она инвалид по зрению, но прекрасно работает концертмейстером и у нее есть свой вокальный коллектив.
 
Есть незрячая актриса, которая в последнее время активно снимается в сериалах – это один из тех случаев, когда актерский опыт в нашем театре вывел человека на новую жизненную ступень. Есть старожилы, которые работают здесь больше тридцати лет, например, актриса, которая по совместительству работает помощником режиссера. Новички часто приходят к нам, и тут все зависит от того, насколько у человека сильно желание заниматься театром, не является ли оно просто эпизодическим порывом.
 
Вообще основной костяк коллектива сложился в 80-90-х годах еще при режиссере и основательнице театра Элле Иосифовне Варшавской. Так что, по возрасту у нас люди от тридцати и выше. Совсем юных пока нет, но мы их ищем и хотим, чтобы театр омолаживался.
 
– Вы сказали у вас есть актриса с 30-летним стажем, которая работает помощником режиссера…
–  Да, Марина Ташбулатова работает в театре уже 36 лет. Она не является инвалидом по зрению и хочу сказать, что в труппе незрячих и зрячих артистов примерно поровну. Если люди тотально слепые, то им нужна помощь при ориентировании на сцене. Зрячие помогают им в этом.
 
– Наверняка режиссерский опыт работы в театре «Внутреннее зрение» отличен от предыдущего. С какими трудностями вы сталкиваетесь при создании спектакля?
– У нас есть очень одаренные люди. Если бы их жизнь сложилась по-другому, они попали бы в театральный институт, то, конечно же, стали бы профессиональными артистами. Основной вывод, который я сделала, работая здесь, что проблема со зрением не является проблемой для сценической реализации. Конечно, нужно какое-то время для того, чтобы привыкнуть к пространству, привыкнуть к свету. На новой площадке мы с незрячими актерами проходим всё по шагам, показываем, где ступенька, препятствие, клеем скотч, чтоб они видели край сцены. Есть такие детали, но этот недуг небольшое препятствие, если есть желание и талант.
 
– Получается, что, выбирая материал для постановки, вы совсем не ориентируетесь на особенности актеров?
– Я ориентируюсь на то, чтобы занять всю труппу и выбираю пьесы с большим количеством ролей. Всего у нас 19 актеров, учитывая второй состав, я выбираю пьесу с 11-12 ролями, которые хорошо расходятся на труппу, в том числе, ориентируюсь на возрастные характеристики. То есть ничего специального нет. У нас обычный репертуар: Чехов, Зорин, Зощенко…
 
– Чем театр «Внутренне зрение» может заинтересовать обычного зрителя?
– Некоторых людей, когда они узнают, что здесь играют инвалиды по зрению, это пугает, некоторых, наоборот, интересует. Некоторые приходят и говорят: «Мы пришли вас поддержать, нам вас так жалко», – а ребята очень обижаются и отвечают: «Нас не надо жалеть. Мы играм в театре и чувствуем себя хорошо!»
 
– Когда и какую премьеру ждать в ближайшее время?
– В мае будет премьера спектакля «Август. Графство Осейдж» по пьесе Трейси Лейттса, получившего за нее Пулитцеровскую премию. Так что, мы погружаемся в психологический театр. До нового года работали с пьесой по методу действенного анализа, затем отвлеклись на подготовку к празднованию юбилея. Премьера выпускается каждый год в конце сезона. Репетиции у нас не чаще двух раз в неделю, поэтому темпы менее быстрые, чем в обычном театре.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также