Немецкий дневник

С 11 по 18 сентября в Москве пройдет фестиваль «Территория»

 
Как за пять лет изменился фестиваль и его публика, почему нынешний год стал «берлинским» и кто именно представит немецкую столицу, «Театралу» рассказал один из учредителей и арт-директоров «Территории» Роман ДОЛЖАНСКИЙ.
– Почему фестиваль вернулся в Москву из Перми?

– «Территория» родилась и развивалась в Москве, но затевалась не только как московский фестиваль, ведь его целевая аудитория – это студенты театральных вузов всей России. Так что мы уехали в Пермь отчасти и за тем, чтобы подчеркнуть эту общероссийскую направленность. В будущем году – уже можно сказать – фестиваль будет проходить в Сочи. Там ведь возникает некое культурное поле, связанное с Олимпиадой. Наверное, было бы неплохо удобрить его современным актуальным искусством, поскольку культурная программа Олимпиады все-таки не предполагает экстремальных арт-форм, а мы можем ситуацию как-то на свой манер украсить. Думаю, что постепенно образуется такая формула: год в Москве – год в регионах, что даст нам возможность не замыкаться в пределах Садового кольца. Уже есть предложение от Новосибирска, например.

– Вы заметили разницу между студентами Перми и Москвы – если она, конечно, существует?

– Они меняются год от года. Я помню, какие были студенты на первом фестивале – не в обиду им будет сказано, многие тогда приехали совсем дикими. Они почти ничего не знали, иногда неадекватно реагировали. Но год от года ситуация менялась. Конечно, я не говорю, что в этом есть заслуга «Территории» – это было бы глупо – но два обстоятельства важны. Во-первых, молодым людям уже понятно, что такое «Территория», то есть фестиваль нашел правильных слушателей и участников. Во-вторых, граница между москвичами и студентами из других городов за пять лет существования «Территории» практически стерлась. Все-таки возможность доступа к современному искусству появляется сейчас и в регионах. Интернет и открытость границ делают свое дело.

– Помнится, пару лет назад студенты чуть не с кулаками набросились на Ромео Кастеллуччи за его провокационный спектакль «Tragedia Endogonidia Br. #4».

– В прошлом году мы привозили в Пермь спектакль Пиппо Дельбоно, который по степени нарушения «норм» по меркам нашей страны не менее чужд и страшен. Он совершенно открыто и откровенно разговаривал со студентами о себе и об искусстве, затрагивая темы, которые у нас до сих пор остаются табуированы. Так вот, шока у аудитории не было, был разговор по существу. Я тогда очень обрадовался: степень цивилизованности студентов все-таки растет. За какие-то два года так изменилась атмосфера! Конечно, это не значит, что все должны играть как у Кастеллуччи или Дельбоно, но есть вещи в современном театре, которые молодым актерам необходимо знать, и тем самым преодолевать утилитарный подход к профессии. Сейчас фраз: «Зачем мне это, я все равно буду работать только так, как у нас в областном театре», я уже не слышу от наших студентов. Хотелось бы, чтобы они стали свободными людьми – и в профессии, и как личности. Это одна из главных задач фестиваля.

– В этом году «Территория» покажет не просто немецкий театр, а берлинский?

– Не только театр, но и кино, и джаз, и читки новых пьес, и выставку театральных плакатов, и берлинских диджеев – это помимо наших обычных мастер-классов. Город Берлин – это феномен не только исторический, но еще и феномен современного искусства, он устремлен к новому, к свободе. Про Берлин можно долго говорить: и про его трагическую судьбу, и про то, что это не буржуазный, очень молодежный, очень поощряющий таланты и жадный до всего нового город. В нем есть красота движения, красота развития. Хотелось бы эту атмосферу на несколько дней перенести в Москву.

– Кто из театральных берлинских звезд приедет на фестиваль?

– Томас Остермайер привезет «Гамлета», поставленного в «Шаубюне» – это пример радикального режиссерского театра, но все-таки это театр традиционный, театр интерпретации великой литературы. Приедет спектакль группы «Римини протокол», которая не устает переворачивать представление о театре у всех, кто с ней сталкивается. Они привезут спектакль «Карл Маркс. Капитал» – но это не инсценировка книги Карла Маркса, а социальная и вместе с тем очень трогательная история. Важно, как театр обращается к конкретным человеческим судьбам, как он размышляет о судьбах города, страны и социалистической идее вообще. Еще есть спектакль хореографа Констанции Макрос «Ад на земле» – типичное берлинское зрелище, важное для «Территории», потому что оно сделано на стыке многих жанров. В этом спектакле участвуют дети разных национальностей, то есть возникает тема многонациональности, культурного диалога, важная и для Москвы. Еще будут читки современных берлинских пьес, которые специально переведены на русский. И, конечно, мастер-классы: в частности, пройдет встреча с актером «Фольксбюне» Миланом Пешелем, который недавно сыграл Вершинина в нашумевшем спектакле «Три сестры» Франка Кастрофа.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также