Израиль

отдельные истории сезона

 
Израиль – страна обожателей театра, разнообразных театральных фестивалей и множества экспериментальных театральных проектов. Иногда может показаться, что все здесь стремятся стать артистами: число выступающих на сцене соревнуется с количеством зрителей.
Израильская театральная традиция насчитывает не более ста лет, представляя увлекательный конгломерат традиций и культур – от библейской драмы до реализма Вахтангова. Сегодня важнейшей функцией театра стало сохранение уникального многоязычия современной израильской культуры. В театральной жизни страны сосуществуют спектакли на иврите, арабском, идише, английском, французском, русском, эфиопском и марокканском языках.

Столица израильской театральной жизни – Тель-Авив, там ежедневно дают около ста представлений, а количество театральных студий, семинаров, курсов в самых неожиданных местах и помещениях – в заброшенных складах, гаражах, в литературных кафе и в частных квартирах – неисчислимо. Посреди тель-авивской центральной автобусной станции располагаются четыре театра: «Каров», где играют пьесы Сартра, Брехта, Софокла и Чехова, поэтический театр «Янг Идиш», Театр перфоманса и Театральная школа Софы Московиц. В старых домах средневекового приморского города-квартала Яффо работает Театр двух языков (спектакли идут на арабском и иврите), а неподалеку в Новом Яффо – здание «русского» театра «Гешер», созданного в 1990-м московским режиссером Евгением Арье и группой его учеников. Здесь играют спектакли на иврите, продолжая при этом традиции русской театральной школы. Впрочем, всего не перечислишь – за пределами разговора остались и большие репертуарные театры («Габима», Камерный театр), и несколько альтернативных театральных центров.

Израильский зритель разнообразен так же, как и театр. Буржуазно-гламурная публика Камерного мало интересуется «подвальными» проектами экспериментаторов, а зрители экспериментальных постановок нечасто посещают спектакли Камерного театра. И дело не в цене: большие театры предлагают множество скидок на дорогие билеты. Это вопрос зрительских ожиданий. Так, одну из последних премьер Камерного – пьесу «Гетто» израильского драматурга Йошуа Соболя, посвященную трагическим событиям вильнюсского гетто в период Второй мировой войны – представляют в бодром духе американского мюзикла. Вроде и разговор о серьезном, и смотреть приятно.

Ту же тему холокоста, важнейшую в сегодняшней израильской жизни, иначе рассматривает режиссер Рут Каннер на сцене экспериментального театра. Спектакль «Случаи убийства» по одноименной документальной книге немецкого писателя Манфреда Франке, повествует о тотальном равнодушии жителей небольшого немецкого городка к трагедиям их еврейских соседей во время погромов «Хрустальной ночи». Актеры проецируют картины тотального равнодушия на современную израильскую жизнь, вынуждая задуматься о проблемах современного общества. Политический театр, предлагающий особое переживание истории, связывающий времена, противостоящий любым идеологическим догмам, – это, вероятно, наиболее интересное явление израильской театральной жизни.

Любопытно, что в современном израильском театре практически не существует возвращения к лучшим текстам национальной драматургии. Чаще израильский театр предлагает своему зрителю ироническое, гротескное и трагическое переживание своей истории. Например, спектакль «От лица женщины» студентов кафедры театра Тель-Авивского университета представляет провокативный опыт изложения библейских сюжетов с женской прощающей точки зрения. А спектакль «Город маленьких людей» по мотивам рассказов Шолом-Алейхема (постановка Офиры Хениг в театре «Ансамбль Герцлия») вышел в двух редакциях. Первая, гротесковая и мрачная, вызвала бурю общественного негодования. Хениг даже обвиняли в антисемитизме. Во второй редакции фантасмагорическое действо было приближено к образу современной израильской жизни, спектакль стал важнейшим событием последнего театрального сезона.

В этом непрерывном размышлении о собственной истории – особое качество израильской театральной жизни, очевидность исключительной роли театра в жизни современного израильского общества.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
Читайте также