Не знаешь, что делать, – строй музей

 
Мне уже не раз приходилось писать о музейном буме, который охватил весь мир. Прошлый год завершился громким открытием филиала Лувра в Абу-Даби, а новый начался сообщением о десятках новых «храмов прекрасного» от Москвы до Каира, которые нас порадуют в ближайшем будущем.

Только в Москве ожидается масштабная премьера обновленного Политехнического музея, некоего музейного города на ВДНХ, реконструкция Третьяковки и Пушкинского, плюс еще открытие тройки частных музеев, сравнимых по площадям с самыми мощными хранилищами.
 
О том, как возник этот бум и к чему он ведет, написана масса статей и колонок. Тут я вряд ли буду оригинален. Самый простой ответ: спрос рождает предложение. Во времена всеобщей турбулентности в музее видится эдакий спокойный остров вечного и бесспорно ценного искусства.  В музее якобы невозможна пропаганда, популизм, игра мелких страстей и прочие скандалы, которые сотрясают театральную- и киноиндустрию. Еще один важный момент – цифровые технологии хоть и проникают в музей, но, в отличие от записи спектакля или концерта, никогда не заменят общение с «подлинником» (так, по крайней мере, утверждают разные музейные идеологи).  Прибавить еще и тягу широких масс к академическому образованию – и вот вам актуальность музеев как супермаркетов знаний. Все это, как говорится, на поверхности.

Но попробуем копнуть поглубже и увидеть, куда нас ведет музейное строительство. Возьмем одну только Москву. Есть ощущение, что музеи – это именно то, куда государство и частные лица охотнее всего инвестируют свои капиталы. Как это ни прискорбно писать в театральном журнале, но вряд ли я ошибусь, если заявлю, что сегодня любой бизнесмен, размышляя, где выступить соучредителем культурного объекта, охотнее выберет музей, чем театр или музыкальный зал. Музей репутационно безопаснее, он вроде бы приумножает капитал и отлично подходит для светских раутов и для поднятия своего меценатского авторитета. С ним, правда, возникает одна проблема: музею нужна коллекция. А ее собрать далеко непросто. Мы это отлично видим по скандалу, разразившемуся вокруг авангардного собрания некогда русских коллекционеров, выставивших свои «сокровища» в бельгийском Генте. Они тоже строят там музей – но, как выясняется, базу для него составляют довольно сомнительные произведения. А что делать, если набор Малевичей и прочих абстракций довольно ограничен и уже разобран? Я уже не говорю о Леонардо, за которым идет страшная охота. Но тут на выручку приходит один хитрый трюк: сегодня главный акцент в музеях делается на выставках. А значит, можно просто возвести здание  и при наличии достаточного количества средств договориться с другими хранилищами о прокате произведений и целых проектов. Таких примеров у нас хоть отбавляй. И вот тут приходится говорить о своего рода музейной антрепризе. Эта самая антреприза очень похожа на театральную – быстро делается, рассчитана на мгновенный эффект, носит народно-развлекательный характер (нажим на «шедевры») и работает с вечными темами (всякого рода эксперименты и острые проблемы только пугают).

Так что надо четко понимать, что сегодняшние музеи – совсем не то, что многие любители классики подразумевают под словосочетанием «храм прекрасного». Не случайно же все чаще арт-критики предпочитают описывать не музейные коллекции, а музейную архитектуру, сувениры или даже рестораны при музеях. Это уже давно едва ли не главные экспонаты. Так что не удивляйтесь, если вы придете в музей, а увидите там кинотеатр или площадку для спектаклей – под вывеской музея нынче собирается все то, что раньше собиралось под вывеской клуб. От механизмов Леонардо да Винчи до электронной вечеринки.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Москве открывается выставка к 100-летию Бергмана

    Выставка «Бергман. Метаморфозы» к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана, открылась в Москве во вторник, 13 ноября, и продлится до 16 декабря.   «Выставка будет построена как несколько своеобразных пространств, с одной стороны, посвященных агрессии, с другой - форме психологизма в кино, насколько он сейчас остается актуальным, с третьей - вообще личной жизни Бергмана», - цитирует ТАСС слова куратора выставки, искусствоведа Карины Караевой. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная театральному художнику Валентине Смирновой

    В Москве готовится к открытию выставка, посвященная 70-летию со дня рождения театрального художника Валентины Смирновой (1948 - 2018). Экспозиция «От промышленной игрушки к возрождению Петрушки» пройдет с 22 ноября по 9 декабря в Доме-музее Ермоловой на Тверском бульваре. ...
  • Выставка Михаила Шемякина откроется в Москве

    С 21 ноября по 27 января в Московском музее современного искусства (ММОМА) состоится ретроспективная выставка «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская», к 75-летнему юбилею художника. Экспозиция охватит ключевые периоды творчества художника и все направления его деятельности. ...
  • В «Новом Иерусалиме» представлены работы Роберта Фалька

    До 9 декабря в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» проводится выставка «Роберт Фальк. Грани творчества», которая представляет живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе ГМИИ им. ...
Читайте также