Не знаешь, что делать, – строй музей

 
Мне уже не раз приходилось писать о музейном буме, который охватил весь мир. Прошлый год завершился громким открытием филиала Лувра в Абу-Даби, а новый начался сообщением о десятках новых «храмов прекрасного» от Москвы до Каира, которые нас порадуют в ближайшем будущем.

Только в Москве ожидается масштабная премьера обновленного Политехнического музея, некоего музейного города на ВДНХ, реконструкция Третьяковки и Пушкинского, плюс еще открытие тройки частных музеев, сравнимых по площадям с самыми мощными хранилищами.
 
О том, как возник этот бум и к чему он ведет, написана масса статей и колонок. Тут я вряд ли буду оригинален. Самый простой ответ: спрос рождает предложение. Во времена всеобщей турбулентности в музее видится эдакий спокойный остров вечного и бесспорно ценного искусства.  В музее якобы невозможна пропаганда, популизм, игра мелких страстей и прочие скандалы, которые сотрясают театральную- и киноиндустрию. Еще один важный момент – цифровые технологии хоть и проникают в музей, но, в отличие от записи спектакля или концерта, никогда не заменят общение с «подлинником» (так, по крайней мере, утверждают разные музейные идеологи).  Прибавить еще и тягу широких масс к академическому образованию – и вот вам актуальность музеев как супермаркетов знаний. Все это, как говорится, на поверхности.

Но попробуем копнуть поглубже и увидеть, куда нас ведет музейное строительство. Возьмем одну только Москву. Есть ощущение, что музеи – это именно то, куда государство и частные лица охотнее всего инвестируют свои капиталы. Как это ни прискорбно писать в театральном журнале, но вряд ли я ошибусь, если заявлю, что сегодня любой бизнесмен, размышляя, где выступить соучредителем культурного объекта, охотнее выберет музей, чем театр или музыкальный зал. Музей репутационно безопаснее, он вроде бы приумножает капитал и отлично подходит для светских раутов и для поднятия своего меценатского авторитета. С ним, правда, возникает одна проблема: музею нужна коллекция. А ее собрать далеко непросто. Мы это отлично видим по скандалу, разразившемуся вокруг авангардного собрания некогда русских коллекционеров, выставивших свои «сокровища» в бельгийском Генте. Они тоже строят там музей – но, как выясняется, базу для него составляют довольно сомнительные произведения. А что делать, если набор Малевичей и прочих абстракций довольно ограничен и уже разобран? Я уже не говорю о Леонардо, за которым идет страшная охота. Но тут на выручку приходит один хитрый трюк: сегодня главный акцент в музеях делается на выставках. А значит, можно просто возвести здание  и при наличии достаточного количества средств договориться с другими хранилищами о прокате произведений и целых проектов. Таких примеров у нас хоть отбавляй. И вот тут приходится говорить о своего рода музейной антрепризе. Эта самая антреприза очень похожа на театральную – быстро делается, рассчитана на мгновенный эффект, носит народно-развлекательный характер (нажим на «шедевры») и работает с вечными темами (всякого рода эксперименты и острые проблемы только пугают).

Так что надо четко понимать, что сегодняшние музеи – совсем не то, что многие любители классики подразумевают под словосочетанием «храм прекрасного». Не случайно же все чаще арт-критики предпочитают описывать не музейные коллекции, а музейную архитектуру, сувениры или даже рестораны при музеях. Это уже давно едва ли не главные экспонаты. Так что не удивляйтесь, если вы придете в музей, а увидите там кинотеатр или площадку для спектаклей – под вывеской музея нынче собирается все то, что раньше собиралось под вывеской клуб. От механизмов Леонардо да Винчи до электронной вечеринки.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Театр Вахтангова открыл 98-й сезон премьерой Туминаса

    Днем в субботу на Новой сцене Театра Вахтангова было не протолкнуться: по случаю открытия 98-го сезона здесь состоялся традиционный сбор труппы. В зале едва хватало мест, многие журналисты сидели на ступеньках, проходы были забиты телекамерами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Пять выставок сентября

    «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» Международный межмузейный проект — выставка произведений Ильи и Эмилии Кабаковых. За годы деятельности они провели более 500 персональных выставок на самых престижных площадках мира. ...
  • Внук Хемингуэя приехал на книжную ярмарку в Москву

    В среду, 5 сентября, в 31-й раз торжественно открылась традиционная Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) в 75-м павильоне ВДНХ. В выставке принимают участие около 300 издательств из 25 российских городов и представлены стенды из 30 стран мира. ...
  • Несколько сотен работ Рерихов покажут на выставке в Москве

    В Москве готовится к открытию масштабная художественная выставка «Рерихи. Сохраняя культуру». Экспозиция приурочена к 100-летию со дня основания Государственного музея Востока. Выставка пройдет на ВДНХ с 4 сентября по 31 октября в павильоне № 13. ...
  • Государевы потешники

    Как зарождался театр в России и где проходили первые спектакли, можно узнать в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь открылась выставка «Государевы потешники: театральная культура России XVII столетия». Корреспондент «Театрала» посетил новую экспозицию. ...
Читайте также