Не знаешь, что делать, – строй музей

 
Мне уже не раз приходилось писать о музейном буме, который охватил весь мир. Прошлый год завершился громким открытием филиала Лувра в Абу-Даби, а новый начался сообщением о десятках новых «храмов прекрасного» от Москвы до Каира, которые нас порадуют в ближайшем будущем.

Только в Москве ожидается масштабная премьера обновленного Политехнического музея, некоего музейного города на ВДНХ, реконструкция Третьяковки и Пушкинского, плюс еще открытие тройки частных музеев, сравнимых по площадям с самыми мощными хранилищами.
 
О том, как возник этот бум и к чему он ведет, написана масса статей и колонок. Тут я вряд ли буду оригинален. Самый простой ответ: спрос рождает предложение. Во времена всеобщей турбулентности в музее видится эдакий спокойный остров вечного и бесспорно ценного искусства.  В музее якобы невозможна пропаганда, популизм, игра мелких страстей и прочие скандалы, которые сотрясают театральную- и киноиндустрию. Еще один важный момент – цифровые технологии хоть и проникают в музей, но, в отличие от записи спектакля или концерта, никогда не заменят общение с «подлинником» (так, по крайней мере, утверждают разные музейные идеологи).  Прибавить еще и тягу широких масс к академическому образованию – и вот вам актуальность музеев как супермаркетов знаний. Все это, как говорится, на поверхности.

Но попробуем копнуть поглубже и увидеть, куда нас ведет музейное строительство. Возьмем одну только Москву. Есть ощущение, что музеи – это именно то, куда государство и частные лица охотнее всего инвестируют свои капиталы. Как это ни прискорбно писать в театральном журнале, но вряд ли я ошибусь, если заявлю, что сегодня любой бизнесмен, размышляя, где выступить соучредителем культурного объекта, охотнее выберет музей, чем театр или музыкальный зал. Музей репутационно безопаснее, он вроде бы приумножает капитал и отлично подходит для светских раутов и для поднятия своего меценатского авторитета. С ним, правда, возникает одна проблема: музею нужна коллекция. А ее собрать далеко непросто. Мы это отлично видим по скандалу, разразившемуся вокруг авангардного собрания некогда русских коллекционеров, выставивших свои «сокровища» в бельгийском Генте. Они тоже строят там музей – но, как выясняется, базу для него составляют довольно сомнительные произведения. А что делать, если набор Малевичей и прочих абстракций довольно ограничен и уже разобран? Я уже не говорю о Леонардо, за которым идет страшная охота. Но тут на выручку приходит один хитрый трюк: сегодня главный акцент в музеях делается на выставках. А значит, можно просто возвести здание  и при наличии достаточного количества средств договориться с другими хранилищами о прокате произведений и целых проектов. Таких примеров у нас хоть отбавляй. И вот тут приходится говорить о своего рода музейной антрепризе. Эта самая антреприза очень похожа на театральную – быстро делается, рассчитана на мгновенный эффект, носит народно-развлекательный характер (нажим на «шедевры») и работает с вечными темами (всякого рода эксперименты и острые проблемы только пугают).

Так что надо четко понимать, что сегодняшние музеи – совсем не то, что многие любители классики подразумевают под словосочетанием «храм прекрасного». Не случайно же все чаще арт-критики предпочитают описывать не музейные коллекции, а музейную архитектуру, сувениры или даже рестораны при музеях. Это уже давно едва ли не главные экспонаты. Так что не удивляйтесь, если вы придете в музей, а увидите там кинотеатр или площадку для спектаклей – под вывеской музея нынче собирается все то, что раньше собиралось под вывеской клуб. От механизмов Леонардо да Винчи до электронной вечеринки.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
  • В Доме-музее Островского открывается выставка работ Натальи Шнайдер-Хачатрян

    В пятницу, 20 июля, в Театральной галерее на Малой Ордынке откроется выставка работ художника театра и кино Натальи Шнайдер-Хачатрян «Цветы для Коломбины». Выставка работ Натальи Шнайдер-Хачатрян продолжает серию выставок Бахрушинского музея, посвященных творческой судьбе учеников выдающегося режиссера, сценографа и педагога Николая Акимова (1901-1968). ...
  • Подделки как искусство

    Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации. ...
Читайте также