Кто живет, тот ждет

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили Беккета

 
Двое бродяг ждут Годо уже более полувека, но неведомый благодетель до сих пор не появился. Ирландец Сэмюэль Беккет, в прошлом секретарь Джеймса Джойса, написал пьесу «В ожидании Годо» в 1950 году. Она признана шедевром театра абсурда, в 1969 году автор был отмечен Нобелевской премией.

Философский смысл пьесы пытаются разгадать многие театры мира. Иногда им это удается, но «В ожидании Годо», несмотря на свою элитарную популярность, остается зашифрованным посланием.

Режиссер Владимир Бельдиян, представивший пьесу на Симоновской сцене театра имени Вахтангова, предлагает свою версию странного текста. Понятно, что респектабельный джентльмен Владимир (Артур Иванов) и жалкий смешной мальчишка Эстрагон (Матвей Волков), прибившиеся друг к другу скитальцы, а проще сказать – бомжи. Они тоскливо пикируются репликами, сообщая друг другу старые новости. Ждут некоего Годо, понимая, что никто не придет. Основной посыл пьесы: кто живет, тот ждет.

Зритель привык к тому, что у каждого персонажа на сцене, если даже нет будущего, имеется какое ни на есть прошлое. По инерции его хочется угадать. Кого они напоминают сегодня? Эти двое, пожалуй, похожи на горьковских босяков. Скорее можно припомнить пролог к «Принцессе Турандот», когда маститые актеры несли очаровательную околесицу. Почему бы и нет, традиции надо сохранять. Вдруг рождается догадка, что Эстрагон на самом деле Маленький принц с планеты Сент-Экзюпери. Он успел подрасти, а вот расхожие цитаты от частого употребления обветшали. С Владимиром все ясно: в прежние лучшие времена он мог встречаться с самим Оскаром Уайльдом. Пьеса и спектакль, думается, рассчитан на ассоциативное восприятие, зритель не ленится домысливать в сущности весьма аскетическое представление, абсурдистский спектакль рассчитан на соучастие зала.

Вы с детства любите сентиментальные романы Чарльза Диккенса? А не припомните ли кого-то одержимого большими надеждами как трогательный Эстрагон, что мечется от безысходности у вас на глазах?

Великий скептик Беккет и проницательный молодой режиссер Владимир Бельдиян предложили нам своего рода квест: по репликам, намекам, скрытым цитатам надо отыскать Годо. Попробуйте, у вас наверняка получится отыскать своего Годо.  Неслучайно же Владимир – герой пьесы и режиссер – Владимир. Задумайтесь, тут явно тайный знак! Про шифр – это, конечно, шутка. Но вот кто такой Годо? Несмотря на мировую известность пьесы, это все еще секрет.

Пьеса не устарела. При своем появлении она была модной, сегодня стала мудрой. В этом есть своя заслуга зрителей: ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Наш полувековой исторический опыт наполняет пьесу новыми смыслами и в результате на сегодняшний день текст стал актуальнее. Появляется в глубине среди деревьев повозка, один персонаж тянет, другой погоняет (Владислав Гандабура и Константин Белошапка). Универсальность ситуации настолько очевидна, что реальных подтверждений тому не требуется. Загадкой остается незримый Годо. Кто он? У всякого своя версия. Господь бог? Вряд ли. Но возражать тоже трудно.

Нельзя не сказать о некоторой режиссерской неувязочке. Второй акт перенесен в другой зал. А вдруг Годо, как договаривались, все-таки придет! Где он тогда будет искать своих подшефных Владимира и Эстрагона?


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Всегда есть несогласные»

    В Театре наций выходит премьера мюзикла «Стиляги» в постановке Алексея Франдетти. Историю, посвященную молодежной субкультуре 50-х годов, многие помнят по одноименному фильму Валерия Тодоровского на сценарий Юрия Короткова «Буги на костях». ...
  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
  • «Московская оперетта» готовит премьеру по Островскому

    Премьерные показы мюзикла «Доходное место» по пьесе Александра Островского пройдут 23 и 24 февраля на сцене Московского театра оперетты. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.  «Композитор Геннадий Гладков сумел создать яркую и образную палитру спектакля, добавив к современному музыкальному языку и  сегодняшним стремительным ритмам мелодические традиции XIX века. ...
  • Роман Виктюк поставил «Мелкого беса»

    В Театре Романа Виктюка 1 марта состоится премьера спектакля «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба. Над новой постановкой работает сам Роман Виктюк.  К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды. До этого были резонансные спектакли не рекомендованного тогда к постановке романа в Русском театре Эстонии (1983) и в театре «Современник» (1987) с Игорем Квашой, Лией Ахеджаковой, Ниной Дорошиной, Ириной Метлицкой в главных ролях. ...
Читайте также