Кто живет, тот ждет

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили Беккета

 
Двое бродяг ждут Годо уже более полувека, но неведомый благодетель до сих пор не появился. Ирландец Сэмюэль Беккет, в прошлом секретарь Джеймса Джойса, написал пьесу «В ожидании Годо» в 1950 году. Она признана шедевром театра абсурда, в 1969 году автор был отмечен Нобелевской премией.

Философский смысл пьесы пытаются разгадать многие театры мира. Иногда им это удается, но «В ожидании Годо», несмотря на свою элитарную популярность, остается зашифрованным посланием.

Режиссер Владимир Бельдиян, представивший пьесу на Симоновской сцене театра имени Вахтангова, предлагает свою версию странного текста. Понятно, что респектабельный джентльмен Владимир (Артур Иванов) и жалкий смешной мальчишка Эстрагон (Матвей Волков), прибившиеся друг к другу скитальцы, а проще сказать – бомжи. Они тоскливо пикируются репликами, сообщая друг другу старые новости. Ждут некоего Годо, понимая, что никто не придет. Основной посыл пьесы: кто живет, тот ждет.

Зритель привык к тому, что у каждого персонажа на сцене, если даже нет будущего, имеется какое ни на есть прошлое. По инерции его хочется угадать. Кого они напоминают сегодня? Эти двое, пожалуй, похожи на горьковских босяков. Скорее можно припомнить пролог к «Принцессе Турандот», когда маститые актеры несли очаровательную околесицу. Почему бы и нет, традиции надо сохранять. Вдруг рождается догадка, что Эстрагон на самом деле Маленький принц с планеты Сент-Экзюпери. Он успел подрасти, а вот расхожие цитаты от частого употребления обветшали. С Владимиром все ясно: в прежние лучшие времена он мог встречаться с самим Оскаром Уайльдом. Пьеса и спектакль, думается, рассчитан на ассоциативное восприятие, зритель не ленится домысливать в сущности весьма аскетическое представление, абсурдистский спектакль рассчитан на соучастие зала.

Вы с детства любите сентиментальные романы Чарльза Диккенса? А не припомните ли кого-то одержимого большими надеждами как трогательный Эстрагон, что мечется от безысходности у вас на глазах?

Великий скептик Беккет и проницательный молодой режиссер Владимир Бельдиян предложили нам своего рода квест: по репликам, намекам, скрытым цитатам надо отыскать Годо. Попробуйте, у вас наверняка получится отыскать своего Годо.  Неслучайно же Владимир – герой пьесы и режиссер – Владимир. Задумайтесь, тут явно тайный знак! Про шифр – это, конечно, шутка. Но вот кто такой Годо? Несмотря на мировую известность пьесы, это все еще секрет.

Пьеса не устарела. При своем появлении она была модной, сегодня стала мудрой. В этом есть своя заслуга зрителей: ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Наш полувековой исторический опыт наполняет пьесу новыми смыслами и в результате на сегодняшний день текст стал актуальнее. Появляется в глубине среди деревьев повозка, один персонаж тянет, другой погоняет (Владислав Гандабура и Константин Белошапка). Универсальность ситуации настолько очевидна, что реальных подтверждений тому не требуется. Загадкой остается незримый Годо. Кто он? У всякого своя версия. Господь бог? Вряд ли. Но возражать тоже трудно.

Нельзя не сказать о некоторой режиссерской неувязочке. Второй акт перенесен в другой зал. А вдруг Годо, как договаривались, все-таки придет! Где он тогда будет искать своих подшефных Владимира и Эстрагона?


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин ставит новый спектакль

    В «Сатириконе» начинаются репетиции спектакля по пьесе российского драматурга Даны Сидерос «Всем кого касается». Новый спектакль выйдет на большой сцене в марте.   Материал для постановки выбрал Константин Райкин, которого привлекла «притчевость и документальность» пьесы, «множество узнаваемых, близких, больных и родных ситуаций». ...
  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
Читайте также