Кто живет, тот ждет

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили Беккета

 
Двое бродяг ждут Годо уже более полувека, но неведомый благодетель до сих пор не появился. Ирландец Сэмюэль Беккет, в прошлом секретарь Джеймса Джойса, написал пьесу «В ожидании Годо» в 1950 году. Она признана шедевром театра абсурда, в 1969 году автор был отмечен Нобелевской премией.

Философский смысл пьесы пытаются разгадать многие театры мира. Иногда им это удается, но «В ожидании Годо», несмотря на свою элитарную популярность, остается зашифрованным посланием.

Режиссер Владимир Бельдиян, представивший пьесу на Симоновской сцене театра имени Вахтангова, предлагает свою версию странного текста. Понятно, что респектабельный джентльмен Владимир (Артур Иванов) и жалкий смешной мальчишка Эстрагон (Матвей Волков), прибившиеся друг к другу скитальцы, а проще сказать – бомжи. Они тоскливо пикируются репликами, сообщая друг другу старые новости. Ждут некоего Годо, понимая, что никто не придет. Основной посыл пьесы: кто живет, тот ждет.

Зритель привык к тому, что у каждого персонажа на сцене, если даже нет будущего, имеется какое ни на есть прошлое. По инерции его хочется угадать. Кого они напоминают сегодня? Эти двое, пожалуй, похожи на горьковских босяков. Скорее можно припомнить пролог к «Принцессе Турандот», когда маститые актеры несли очаровательную околесицу. Почему бы и нет, традиции надо сохранять. Вдруг рождается догадка, что Эстрагон на самом деле Маленький принц с планеты Сент-Экзюпери. Он успел подрасти, а вот расхожие цитаты от частого употребления обветшали. С Владимиром все ясно: в прежние лучшие времена он мог встречаться с самим Оскаром Уайльдом. Пьеса и спектакль, думается, рассчитан на ассоциативное восприятие, зритель не ленится домысливать в сущности весьма аскетическое представление, абсурдистский спектакль рассчитан на соучастие зала.

Вы с детства любите сентиментальные романы Чарльза Диккенса? А не припомните ли кого-то одержимого большими надеждами как трогательный Эстрагон, что мечется от безысходности у вас на глазах?

Великий скептик Беккет и проницательный молодой режиссер Владимир Бельдиян предложили нам своего рода квест: по репликам, намекам, скрытым цитатам надо отыскать Годо. Попробуйте, у вас наверняка получится отыскать своего Годо.  Неслучайно же Владимир – герой пьесы и режиссер – Владимир. Задумайтесь, тут явно тайный знак! Про шифр – это, конечно, шутка. Но вот кто такой Годо? Несмотря на мировую известность пьесы, это все еще секрет.

Пьеса не устарела. При своем появлении она была модной, сегодня стала мудрой. В этом есть своя заслуга зрителей: ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Наш полувековой исторический опыт наполняет пьесу новыми смыслами и в результате на сегодняшний день текст стал актуальнее. Появляется в глубине среди деревьев повозка, один персонаж тянет, другой погоняет (Владислав Гандабура и Константин Белошапка). Универсальность ситуации настолько очевидна, что реальных подтверждений тому не требуется. Загадкой остается незримый Годо. Кто он? У всякого своя версия. Господь бог? Вряд ли. Но возражать тоже трудно.

Нельзя не сказать о некоторой режиссерской неувязочке. Второй акт перенесен в другой зал. А вдруг Годо, как договаривались, все-таки придет! Где он тогда будет искать своих подшефных Владимира и Эстрагона?


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Планы театров на новый сезон

    Еще не все театры начали сезон, но первые планы уже известны. «Театрал» составил карту событий, и она в ближайшее время будет пополняться.  Москва Большой театр Череду оперных премьер Большого театра откроет мюзикл «Кандид» (29-30 сентября, режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев) и опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Евгения Писарева (3 ноября). ...
  • Сергей Проханов поставит спектакль про великих шахматистов

    Улыбки, цветы и поздравления – в «Театре Луны» открылся новый, 26-й по счету сезон. В этот раз артисты встретились после летнего антракта в особо приподнятом настроении. За время их отдыха в театре был сделан долгожданный ремонт – обновили сцену, крышу, зрительный зал и служебные помещения. ...
  • Марк Розовский покажет в новом сезоне 9 премьер

    В театре «У Никитских ворот» во вторник вечером, 14 августа, открылся 36-й по счету сезон. На традиционном сборе труппы художественный руководитель коллектива, народный артист России Марк Розовский рассказал о планах на предстоящий творческий год. ...
  • Барон Мюнхгаузен переселился в «Мастерскую Фоменко»

    Новый сезон «Мастерская Фоменко» откроет 8 сентября моноспектаклем о бароне Карле Фридрихе Иерониме Мюнхгаузене, чьи правдивые истории легли в основу многочисленных авантюрных сюжетов. Правда, как уточняет театр, не следует ждать пересказа давно известных историй о том, как барон летал на ядре, скакал на половинке лошади или вытаскивал себя за волосы из болота. ...
Читайте также