Кто живет, тот ждет

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили Беккета

 
Двое бродяг ждут Годо уже более полувека, но неведомый благодетель до сих пор не появился. Ирландец Сэмюэль Беккет, в прошлом секретарь Джеймса Джойса, написал пьесу «В ожидании Годо» в 1950 году. Она признана шедевром театра абсурда, в 1969 году автор был отмечен Нобелевской премией.

Философский смысл пьесы пытаются разгадать многие театры мира. Иногда им это удается, но «В ожидании Годо», несмотря на свою элитарную популярность, остается зашифрованным посланием.

Режиссер Владимир Бельдиян, представивший пьесу на Симоновской сцене театра имени Вахтангова, предлагает свою версию странного текста. Понятно, что респектабельный джентльмен Владимир (Артур Иванов) и жалкий смешной мальчишка Эстрагон (Матвей Волков), прибившиеся друг к другу скитальцы, а проще сказать – бомжи. Они тоскливо пикируются репликами, сообщая друг другу старые новости. Ждут некоего Годо, понимая, что никто не придет. Основной посыл пьесы: кто живет, тот ждет.

Зритель привык к тому, что у каждого персонажа на сцене, если даже нет будущего, имеется какое ни на есть прошлое. По инерции его хочется угадать. Кого они напоминают сегодня? Эти двое, пожалуй, похожи на горьковских босяков. Скорее можно припомнить пролог к «Принцессе Турандот», когда маститые актеры несли очаровательную околесицу. Почему бы и нет, традиции надо сохранять. Вдруг рождается догадка, что Эстрагон на самом деле Маленький принц с планеты Сент-Экзюпери. Он успел подрасти, а вот расхожие цитаты от частого употребления обветшали. С Владимиром все ясно: в прежние лучшие времена он мог встречаться с самим Оскаром Уайльдом. Пьеса и спектакль, думается, рассчитан на ассоциативное восприятие, зритель не ленится домысливать в сущности весьма аскетическое представление, абсурдистский спектакль рассчитан на соучастие зала.

Вы с детства любите сентиментальные романы Чарльза Диккенса? А не припомните ли кого-то одержимого большими надеждами как трогательный Эстрагон, что мечется от безысходности у вас на глазах?

Великий скептик Беккет и проницательный молодой режиссер Владимир Бельдиян предложили нам своего рода квест: по репликам, намекам, скрытым цитатам надо отыскать Годо. Попробуйте, у вас наверняка получится отыскать своего Годо.  Неслучайно же Владимир – герой пьесы и режиссер – Владимир. Задумайтесь, тут явно тайный знак! Про шифр – это, конечно, шутка. Но вот кто такой Годо? Несмотря на мировую известность пьесы, это все еще секрет.

Пьеса не устарела. При своем появлении она была модной, сегодня стала мудрой. В этом есть своя заслуга зрителей: ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Наш полувековой исторический опыт наполняет пьесу новыми смыслами и в результате на сегодняшний день текст стал актуальнее. Появляется в глубине среди деревьев повозка, один персонаж тянет, другой погоняет (Владислав Гандабура и Константин Белошапка). Универсальность ситуации настолько очевидна, что реальных подтверждений тому не требуется. Загадкой остается незримый Годо. Кто он? У всякого своя версия. Господь бог? Вряд ли. Но возражать тоже трудно.

Нельзя не сказать о некоторой режиссерской неувязочке. Второй акт перенесен в другой зал. А вдруг Годо, как договаривались, все-таки придет! Где он тогда будет искать своих подшефных Владимира и Эстрагона?


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Приюте комедианта» ставят «Солярис»

    Хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов выпускает на сцене петербургского «Приюта комедианта» балетный спектакль «Солярис», который объединит драму и балет, академическую хореографию и современный танец. ...
  • Марк Розовский намерен «услышать Шекспира»

    Премьера спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Марка Розовского состоится 6 марта. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра «У Никитских ворот», который 27 марта отметит собственное 35-летие. ...
  • На смену «Оттепели» придет «Русский авангард»

    Театр МОСТ продолжает серию документальных спектаклей. На смену постановке «4 Любы. Оттепель», ставшей главной премьерой театра прошлого сезона, приходит «Русский авангард. Эпоха в лицах», первый показ которого состоится 28 февраля. ...
  • В Театре на Перовской поставили пушкинскую «Метель»

    8 и 9 февраля в Московском драматическом Театре на Перовской представили премьеру спектакля Гульнары Галавинской «Метель» по одноименной повести Пушкина.   8 февраля Московский драматический Театр на Перовской представил зрителям премьеру - спектакль «Метель» по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. ...
Читайте также