Год мятущихся музеев

 
Еще в 2016 году я бесконечно писал об одной грустной и опасной тенденции в нашей арт-жизни, которая многим, наоборот, казалась очень радостной и приятной. В 2017 году она только усилилась.

Дело в том, что почти все наши художественные силы перетекли в музеи. Галерейная жизнь практически загнулась, достойных ярмарок и аукционов как не было, так и нет, я уже не говорю о каких-то свободных мастерских, сообществах и акциях. Если последние и попадаются в молодой тусовке, то сразу проходят по категории «чем бы дитя не тешилось». И вот самый показательный факт: Биеннале современного искусства, которая, по идее, должна всячески противостоять музейному духу, у нас проходит не где-нибудь, а в Третьяковской галерее.  Чем это объяснить? Все очень просто: у нас сейчас есть только одна инстанция, которая находит деньги у инвесторов, дает международные гарантии на привоз картин, заботится о юбилейных выставках. Имя ей – государство. 

Когда оглядываешь, что же интересного произошло за весь 2017 год, общий вид напоминает отчет в Министерство культуры: кто победил в вечном противостоянии -  Третьяковка или Пушкинский? У кого очереди на классику больше? Кто сумел привезти из-за границы какие-то раритеты? Что же – попробуем пойти по этому пути.
Год начался с привычной очереди в Третьяковскую галерею. Если кто не помнит, люди стояли на морозе, а также приходили по спискам (музей отменил для себя выходные дни) на шедевры из Ватикана. Все хотели увидеть маленькие картинки Рафаэля и громадное полотно Караваджо, музицирующих ангелов Мелоццо да Форли и муки Святого Эразма кисти Пуссена. Впрочем, тут скорее действовало желание приобщиться к «папской сокровищнице» (благо, сериал «Молодой папа» всех раззадорил). Есть подозрение, что в эти новогодние празднества инициативу перехватит Пушкинский – там сейчас уже образовалась очередь из желающих насладиться эротикой Климта и Шиле (выставка из Альбертины). Правда, очередь эта возникала не столько из любви к австрийскому модерну (хотя и из-а него тоже), сколько из-за недостатка мест в гардеробе.

Мощный виток соревнования между двумя упомянутыми музеями наступил весной, когда в Третьяковке и в Пушкинском почти одновременно открылись выставки, посвященные послевоенному искусству. В Белом зале ГМИИ немецкие кураторы рассказали о духовной травме, которую Европа получила после Второй мировой, а также о том, как эта травма изживалась в работах художников. Так возникла очень продуманная, эмоциональная экспозиция «Лицом к будущему». Далее арт-сообщество с трепетом готовилось посетить зал на Крымском валу, где развернулась «Оттепель», подготовленная Третьяковской галереей. Но это уже было явное разочарования – наши музейщики показали искусство «оттепели» (1950 - 1960-х) как набор банальных сведений из энциклопедии: тут тебе и поэзия Евтушенко, и модели Славы Зайцева в одной куче. Про нонконформистов и вообще о противостоянии машине репрессий никто даже не вспомнил.  

Были еще два гастрольных проектах высокого музейного достоинства. Один шел от французов: в Кремле почти полгода работала великолепная выставка, посвященная Людовику Святому, на которую привезли даже подлинные витражи из Сан Шапель. Вот только ажиотажа вокруг парижских сокровищ не было никакого, что очень обидно. Испанцы со своим символом – архитектором Антонио Гауди – выступили в Музее современного искусства. Однако этот привозной проект вышел скомканным, бедным по экспонатам и похожим на залы в краеведческом музее.

Если говорить о современном искусстве, на этой сцене за власть над умами боролись две условные биеннале. Одна, впрочем, называлась Триеннале и развернулась в Музее «Гараж» - это был смотр российского искусства, собранного по главным городам и весям необъятной нашей родины. Смотр получился сумбурным – сразу несколько кураторов отбирали участников и их произведения от Калининграда до Владивостока, выставка разделилась на несколько почти не связанных друг с другом частей. Начинающие художники перемешались с признанными, старые работы с совсем свежими. Но это было, по крайней мере, живое зрелище. А вот уже международная Биеннале, до сих пор идущая в Третьяковке, напротив, пострадала от излишней заорганизванности. Ее арт-директор японка Юко Хасегава слишком увлеклась экологической темой и всякими аттракционами с деревьями и камнями (главный аттракцион здесь – видеоклипы певицы Бьорк). Увлеклась до такой степени, что потеряла нить актуальности – возникла еще одна чисто музейная экспозиция.

Напоследок меня, конечно, спросят: а что плохого в музейных выставках? Отвечу: ничего плохого, все хорошо. Эти выставки всегда эксплуатируют классику и рассчитаны на, как говорили в советские времена, «самого широкого зрителя». Но они не двигают искусство вперед – для этого нужны эксперименты. А в музее проводить эксперименты опасно – можно повредить дорогие вещи.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также