Опасные страсти

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили новеллы Цвейга

 
Стефан Цвейг не писал пьес, но его новеллы просятся на сцену. Современник и соотечественник Зигмунда Фрейда в своих необыкновенных историях он бесстрашно проникал в тайники души персонажей, вскрывая страсти, которые порой трудно заподозрить в заурядном человеке.

Для исполнителей важно сыграть испытание страстью, тем более что внутренние бури нынче на подмостках стали непривычны. Люди обедают, просто обедают, играют в лото, а потом почему-то стреляются за кулисами, словно стесняясь своих страхов.  У Цвейга все напоказ и сыграть предстоит, не таясь, в открытую. Вот уж кто требует от актера «полной гибели всерьез». Сыграть страсть заманчиво, но это стало просто немодно.

Новеллы Стефана Цвейга «Лепорелла», «Принуждение», «Незримая коллекция» и знаменитая «Шахматная новелла» поставлены в рамках Парада премьер Симоновской сцены театра имени Вахтангова. Автор, а затем и режиссер-постановщик новеллы «Лепорелла» Гульназ Балпеисова вовлекает зал в события довольно странные. Кто же не писал про шуры-муры барина со служанкой! Но в данном случае интрижки нет, загадочная девица подчиняет его своей воле, тихой сапой она вовлекает в преступления, наслаждаясь не любовью, а властью. Героиня самоутверждается через злодейства, сюжет проникновенно сыгранный актрисой Марией Бердинских выходит за рамки причудливых отношений мужчины и женщины. Парафраз мольеровского «Дон Жуана» выворачивает наизнанку нутро обоих. Рокировка позиции выдвигает на первый план служанку. В исполнении Марии Бердинских главное портрет – жалкий и устрашающий, похожий на других героинь Цвейга, искалеченных страстью.

В новеллах писатель ставил свой диагноз общественного сознания, автор чуждался политики, но проницательно заметил, как нацизм пробуждал волю к власти, мобилизуя на службу в гестапо тех, кого считали отбросами общества.

Об этом же и его шедевр – знаменитая «Шахматная новелла» и соответственно лучший эпизод спектакля, поставленный Хуго Эрикссеном.

Страсть к шахматам – исконный литературный сюжет. В новелле Цвейга узник гестапо в одиночке вчитывается в учебник игры, ибо для него это единственный способ сохранить свое «я». Но как на сцене представить его поединок с чемпионом мира? Помогают те, кто наблюдает за игрой, бурно реагируя на каждый ход соперника. Поединок за шахматной доской вызывает кипение страстей, рассказчик, а вслед за ним болельщики бурно реагируют, потому что страсть к шахматам в этой коллизии – единственный способ защитить себя. В зале возникает ощущение присутствия на шахматном поединке. Побеждает слабый, что дает надежду на более важную победу.

В новеллах, выбранных для постановки, жизнь притворяется розыгрышем, но лицедейство персонажей и актеров то и дело заставляет взглянуть правде в глаза. Впрочем, применительно к «Незримой коллекции» (постановка Владимира Бельдияна) это не совсем так. Владелец гравюр Дюрера, Рембрандта и других гениев сделать этого не может: он ослеп и обнищал. Война и инфляция разрушили вчерашнее благополучие.

«Незримая коллекция» - одна из любимых новелл Стефана Цвейга, что и не удивительно: он сам был страстным коллекционером. Свое увлечение он передал владельцу «незримой коллекции» лейтенанту, кавалеру ордена Железного креста, которого играет Олег Форостенко. Владелец работ знаменитых мастеров производит жалкое впечатление. Дело не в том, что послевоенная инфляция лишила его шедевров и что еще страшнее – зрения.

Разорившийся слепец жалок несмотря на свою гордыню. По сути ему не столь важно видеть свою коллекцию, его тщеславие в том, что творения гениев принадлежат ему.  Поражение кавалера Железного креста не столько в его лишениях, сколько в том, что ему нанесен смертельный удал по честолюбию, как и всей кайзеровской империи.
Мастерство писателя, а вслед за ним и постановщиков в том, что в сугубо частном казусе вскрыто историческое поражение нации.

Спектакль вахтанговцев сугубо камерный, но в нем нетрудно разглядеть не просто биографию героев, но и беды их жизни. Громкоголосие слышится только в новелле «Принуждение» (постановка Анатолия Шульева), где наиболее откровенно выражен антивоенный протест австрийского классика.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также