О гении и той, что за плечом

В Школе драматического искусства впервые в Москве поставили Юна Фоссе

 
Популярный на Западе норвежский драматург Ян Фоссе в России приживается медленно. Прорывом стала постановка Юрия Бутусова «Сон об осени», привезенная фестивалем Губернских театров, она стала заметным событием московской гастрольной жизни. Начатый в «Сне..» разговор о любви-ненависти мужчины и женщины продолжил Александр Огарев, взявший для постановки пьесу «Сюзанна», посвященную о жене Хенрика Ибсена, жене которой он изменял и которую не мог покинуть. Жене, которая была неизменной слушательницей всех его пьес. 
 
Гюстав Флобер писал о муже госпожи Бовари: «Весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата ее платьев». Про Сюзанну, героиню одноименной пьесы Юна Фоссе, можно сказать, что весь мир для нее ограничивался фалдами сюртука ее мужа Хенрика Ибсена. Реальная Сюзанна, оставшись вдовой, в течение восьми лет вплоть до собственной смерти не покидала квартиры в Христиании (районе Осло), где последние годы прожила с мужем. Был ли тому причиной мучавший ее ревматизм (с лестниц ее приходилось сносить)? или погруженность в свои мысли и воспоминания? - Остается вопросом открытым.

Юн Фоссе предпочитает объяснение, далекое от медицины, - его Сюзанна говорит с Ибсеном, ждет его прихода, вспоминает счастливые и горькие минуты и повороты совместной жизни. Поскольку никакой другой, отдельной от Ибсена, жизни она не знает.

Невеста Ибсена – Жена Ибсена – Вдова Ибсена. В никакой другой системе координат она себя не мыслит. 


Сюзанна-невеста (Алиса Рыжова) в белом платьице с летящими рукавами вглядывается в зрительный зал: ну, почему Он не идет?

Сюзанна-жена (Александрина Мерецкая) с бокалом вина в руках и падающими бретельками слишком открытого платья повторяет как заклинание: «они с Сигурдом пошли погулять и сейчас вернутся. Мы сядем за стол. Сигурду сегодня исполнилось семь лет!»

Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) вздрагивает от распахнувшегося окна: Ибсен, ты же знаешь, что я не люблю свежего воздуха. Конечно, мы можем не торопиться сесть за стол, если ты хочешь еще поработать!»

В спектакле-сонете Александра Огарева каждая фраза повторяется всеми тремя Сюзаннами с разными интонациями. Они то рассаживаются у обеденного стола, то замирают шеренгой у двери… Такие разные и такие похожие, они напоминают сошедших с ума древнегреческих мойр, которые бы вздумали не прясть нити судьбы, но постараться смотать их клубок.  

Мультяшный призрак мужчины в цилиндре шагает по стенам и дверным панелям удивительно светлого дома с большими окнами и горящими свечами в светильниках (сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик).

«Ибсен, Ибсен» - заклинают тень звонкие женские голоса. Пятеро участниц хора одеты в передники служанок, и с ловкостью они накрывают стол и убирают посуду, раскладывают мужские рубашки и моют полы. Отдельным номером становится вокально-хореографический этюд с раскатыванием теста. В светлом пространстве Тау-зала женский хор мечется птичьей стайкой. И то одна, то другая участница выходит на авансцену и становится персонажем семейной драмы Ибсена.

Служанка Лина, родившая ему сына (с которым Ибсен не общался). Пианистка Хильдур, которая стала прототипом Хильды из «Строителя Сольнеса» (Ибсен послал ей письмо о разрыве отношений). 19-летняя девушка, мечтавшая стать спутницей великого драматурга, с которой он написал хищницу Гедду Габлер и которую называл хищной разрушительницей семейного очага.

Хормейстер (она же Служанка) – Александра Лахтюхова с канцелярской деловитостью знакомит зал с перипетиями любовных увлечений драматурга. Сыплет датами, названиями городов, пьес и спектаклей. Что еще остается от ушедшего человека? Только строки в книгах, в словарях и в энциклопедиях. Да память тех, кто любил…

- «Хенрик Ибсен – это я!» - с вызовом несколько раз повторит его вдова. Евгения Симонова так недавно и так сильно сыграла вдову Льва Толстого, что еще похоже не совсем освободилась от ее интонаций и ее жестов. Актрисе явно необходимо время, чтобы ее Сюзанна вышла из тени Софьи Андреевны. Слишком многое объединяет этих великих вдов: и претензия быть бОльшим, чем просто жена великого мужа. И отчаянная обида оставшейся и преданной, когда Он ушел. И ощущение незавершенности собственного бытия в его отсутствии…

Но вот главную тему пьесы Евгения Симонова уже ведет отчетливо-выпукло.

Юн Фоссе написал об осмосе в человеческих взаимоотношениях. О взаимопроникновении индивидуальностей. О том, что  долгий путь совместной жизни умудряет и очищает душу. И Сюзанна может найти в себе силы простить мужу не только измены, но и эгоизм художника, для которого его работа всегда на первом месте.

К концу жизни эта Сюзанна осознает главное – Ибсен творил свои миры, а она была его миром, его домом, его воздухом. Тем самым, который до сих пор разлит в их квартире (и потому так страшно отсюда уйти), живет в ее легких, заставляет трепетать огоньки свечей, оживляет фотографию великого драматурга, вдруг высветившуюся в конце спектакля. После «Сюзанны» Юна Фоссе отчаянно хочется перечитать мрачного норвежского гения, поискать легкую женскую тень, осеняющую его страницы. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Ревизор» вернётся в Театр Табакова

    Спектакль Сергея Газарова «Ревизор» вернётся на сцену Театра Олега Табакова. Об этом в среду, 23 января, сообщил худрук театра Владимир Машков на встрече с представителями СМИ, посвящённой реконструкции легендарного спектакля «Табакерки» «Матросская тишина». ...
  • Домогаров и Большова стали английскими актерами

    Театральное агентство «Арт-Партнер XXI» на сцене театра им. Пушкина представило премьеру спектакля «Генри и Эллен» по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро.  В центре повествования реальная история любви знаменитых британских актеров конца XIX – начала ХХ вв. ...
  • Февральский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах заключительного зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - какую помощь Александр Калягин просит у депутатов; - в чем сходство театра и власти: мнение Дмитрия Быкова; - как Егор Перегудов нашел свой ключ к Маркесу; - что общего у Даниила Страхова с шекспировским Макбетом; - о чем мечтает Василий Лановой; - кто вдохновил Галину Волчек: «Современник» вернулся на Чистые пруды; - за что Валентин Гафт любит «пишущих артистов»; - как российские театры покоряли Лондон; - какие сюрпризы готовит для зрителей «Московская оперетта»: интервью с директором Владимиром Тартаковским; - что пожелали коллеги Ирине Муравьевой: актриса отмечает юбилей; - кому Александр Коршунов признателен за счастливое детство; - в чем Лика Рулла видит причины кризиса для русского мюзикла; - как Музей им. ...
  • В «Театре.doc» покажут «28 дней»

    В «Театре.doc» представят пьесу Ольги Шиляевой «28 дней». Спектакль поставлен по принципу античной трагедии и посвящен взаимоотношениям женщины с обществом.  «Пьеса «28 дней» - серьезный вызов для театра и с точки зрения формы и содержания, - рассказал режиссер Юрий Муравицкий. ...
Читайте также