О гении и той, что за плечом

В Школе драматического искусства впервые в Москве поставили Юна Фоссе

 
Популярный на Западе норвежский драматург Ян Фоссе в России приживается медленно. Прорывом стала постановка Юрия Бутусова «Сон об осени», привезенная фестивалем Губернских театров, она стала заметным событием московской гастрольной жизни. Начатый в «Сне..» разговор о любви-ненависти мужчины и женщины продолжил Александр Огарев, взявший для постановки пьесу «Сюзанна», посвященную о жене Хенрика Ибсена, жене которой он изменял и которую не мог покинуть. Жене, которая была неизменной слушательницей всех его пьес. 
 
Гюстав Флобер писал о муже госпожи Бовари: «Весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата ее платьев». Про Сюзанну, героиню одноименной пьесы Юна Фоссе, можно сказать, что весь мир для нее ограничивался фалдами сюртука ее мужа Хенрика Ибсена. Реальная Сюзанна, оставшись вдовой, в течение восьми лет вплоть до собственной смерти не покидала квартиры в Христиании (районе Осло), где последние годы прожила с мужем. Был ли тому причиной мучавший ее ревматизм (с лестниц ее приходилось сносить)? или погруженность в свои мысли и воспоминания? - Остается вопросом открытым.

Юн Фоссе предпочитает объяснение, далекое от медицины, - его Сюзанна говорит с Ибсеном, ждет его прихода, вспоминает счастливые и горькие минуты и повороты совместной жизни. Поскольку никакой другой, отдельной от Ибсена, жизни она не знает.

Невеста Ибсена – Жена Ибсена – Вдова Ибсена. В никакой другой системе координат она себя не мыслит. 


Сюзанна-невеста (Алиса Рыжова) в белом платьице с летящими рукавами вглядывается в зрительный зал: ну, почему Он не идет?

Сюзанна-жена (Александрина Мерецкая) с бокалом вина в руках и падающими бретельками слишком открытого платья повторяет как заклинание: «они с Сигурдом пошли погулять и сейчас вернутся. Мы сядем за стол. Сигурду сегодня исполнилось семь лет!»

Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) вздрагивает от распахнувшегося окна: Ибсен, ты же знаешь, что я не люблю свежего воздуха. Конечно, мы можем не торопиться сесть за стол, если ты хочешь еще поработать!»

В спектакле-сонете Александра Огарева каждая фраза повторяется всеми тремя Сюзаннами с разными интонациями. Они то рассаживаются у обеденного стола, то замирают шеренгой у двери… Такие разные и такие похожие, они напоминают сошедших с ума древнегреческих мойр, которые бы вздумали не прясть нити судьбы, но постараться смотать их клубок.  

Мультяшный призрак мужчины в цилиндре шагает по стенам и дверным панелям удивительно светлого дома с большими окнами и горящими свечами в светильниках (сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик).

«Ибсен, Ибсен» - заклинают тень звонкие женские голоса. Пятеро участниц хора одеты в передники служанок, и с ловкостью они накрывают стол и убирают посуду, раскладывают мужские рубашки и моют полы. Отдельным номером становится вокально-хореографический этюд с раскатыванием теста. В светлом пространстве Тау-зала женский хор мечется птичьей стайкой. И то одна, то другая участница выходит на авансцену и становится персонажем семейной драмы Ибсена.

Служанка Лина, родившая ему сына (с которым Ибсен не общался). Пианистка Хильдур, которая стала прототипом Хильды из «Строителя Сольнеса» (Ибсен послал ей письмо о разрыве отношений). 19-летняя девушка, мечтавшая стать спутницей великого драматурга, с которой он написал хищницу Гедду Габлер и которую называл хищной разрушительницей семейного очага.

Хормейстер (она же Служанка) – Александра Лахтюхова с канцелярской деловитостью знакомит зал с перипетиями любовных увлечений драматурга. Сыплет датами, названиями городов, пьес и спектаклей. Что еще остается от ушедшего человека? Только строки в книгах, в словарях и в энциклопедиях. Да память тех, кто любил…

- «Хенрик Ибсен – это я!» - с вызовом несколько раз повторит его вдова. Евгения Симонова так недавно и так сильно сыграла вдову Льва Толстого, что еще похоже не совсем освободилась от ее интонаций и ее жестов. Актрисе явно необходимо время, чтобы ее Сюзанна вышла из тени Софьи Андреевны. Слишком многое объединяет этих великих вдов: и претензия быть бОльшим, чем просто жена великого мужа. И отчаянная обида оставшейся и преданной, когда Он ушел. И ощущение незавершенности собственного бытия в его отсутствии…

Но вот главную тему пьесы Евгения Симонова уже ведет отчетливо-выпукло.

Юн Фоссе написал об осмосе в человеческих взаимоотношениях. О взаимопроникновении индивидуальностей. О том, что  долгий путь совместной жизни умудряет и очищает душу. И Сюзанна может найти в себе силы простить мужу не только измены, но и эгоизм художника, для которого его работа всегда на первом месте.

К концу жизни эта Сюзанна осознает главное – Ибсен творил свои миры, а она была его миром, его домом, его воздухом. Тем самым, который до сих пор разлит в их квартире (и потому так страшно отсюда уйти), живет в ее легких, заставляет трепетать огоньки свечей, оживляет фотографию великого драматурга, вдруг высветившуюся в конце спектакля. После «Сюзанны» Юна Фоссе отчаянно хочется перечитать мрачного норвежского гения, поискать легкую женскую тень, осеняющую его страницы. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Минкин расскажет об Онегине то, чего прежде никто не замечал

    В воскресенье, 24 марта, в 16.00 в Арт-кафе Театра Вахтангова журналист и театральный критик Александр Минкин расскажет о своем исследовании пушкинского романа в стихах. Беседа «ОНЕГИН в книге и на сцене» состоится в рамках бесплатных лекций о театральном искусстве, ставших традиционными в Вахтанговском театре. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • Выпускники Щукинского института сочинили «Комедию о вдове»

    В понедельник, 25 марта на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоится пресс-показ спектакля «Комедия о вдове» (сочинение единомышленников по пьесе Гольдони «Валенсианская вдова»). Авторы и создатели спектакля - выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, курс режиссёра Александра Коручекова. ...
  • «Свидетельские показания» дадут на Другой сцене «Современника»

    В рамках проекта «Поиск» на Другой сцене Московского театра «Современник» состоялся предпремьерный показ спектакля режиссера Андрея Маника «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Премьера спектакля намечена  на 18 апреля. ...
Читайте также