О гении и той, что за плечом

В Школе драматического искусства впервые в Москве поставили Юна Фоссе

 
Популярный на Западе норвежский драматург Ян Фоссе в России приживается медленно. Прорывом стала постановка Юрия Бутусова «Сон об осени», привезенная фестивалем Губернских театров, она стала заметным событием московской гастрольной жизни. Начатый в «Сне..» разговор о любви-ненависти мужчины и женщины продолжил Александр Огарев, взявший для постановки пьесу «Сюзанна», посвященную о жене Хенрика Ибсена, жене которой он изменял и которую не мог покинуть. Жене, которая была неизменной слушательницей всех его пьес. 
 
Гюстав Флобер писал о муже госпожи Бовари: «Весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата ее платьев». Про Сюзанну, героиню одноименной пьесы Юна Фоссе, можно сказать, что весь мир для нее ограничивался фалдами сюртука ее мужа Хенрика Ибсена. Реальная Сюзанна, оставшись вдовой, в течение восьми лет вплоть до собственной смерти не покидала квартиры в Христиании (районе Осло), где последние годы прожила с мужем. Был ли тому причиной мучавший ее ревматизм (с лестниц ее приходилось сносить)? или погруженность в свои мысли и воспоминания? - Остается вопросом открытым.

Юн Фоссе предпочитает объяснение, далекое от медицины, - его Сюзанна говорит с Ибсеном, ждет его прихода, вспоминает счастливые и горькие минуты и повороты совместной жизни. Поскольку никакой другой, отдельной от Ибсена, жизни она не знает.

Невеста Ибсена – Жена Ибсена – Вдова Ибсена. В никакой другой системе координат она себя не мыслит. 


Сюзанна-невеста (Алиса Рыжова) в белом платьице с летящими рукавами вглядывается в зрительный зал: ну, почему Он не идет?

Сюзанна-жена (Александрина Мерецкая) с бокалом вина в руках и падающими бретельками слишком открытого платья повторяет как заклинание: «они с Сигурдом пошли погулять и сейчас вернутся. Мы сядем за стол. Сигурду сегодня исполнилось семь лет!»

Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) вздрагивает от распахнувшегося окна: Ибсен, ты же знаешь, что я не люблю свежего воздуха. Конечно, мы можем не торопиться сесть за стол, если ты хочешь еще поработать!»

В спектакле-сонете Александра Огарева каждая фраза повторяется всеми тремя Сюзаннами с разными интонациями. Они то рассаживаются у обеденного стола, то замирают шеренгой у двери… Такие разные и такие похожие, они напоминают сошедших с ума древнегреческих мойр, которые бы вздумали не прясть нити судьбы, но постараться смотать их клубок.  

Мультяшный призрак мужчины в цилиндре шагает по стенам и дверным панелям удивительно светлого дома с большими окнами и горящими свечами в светильниках (сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик).

«Ибсен, Ибсен» - заклинают тень звонкие женские голоса. Пятеро участниц хора одеты в передники служанок, и с ловкостью они накрывают стол и убирают посуду, раскладывают мужские рубашки и моют полы. Отдельным номером становится вокально-хореографический этюд с раскатыванием теста. В светлом пространстве Тау-зала женский хор мечется птичьей стайкой. И то одна, то другая участница выходит на авансцену и становится персонажем семейной драмы Ибсена.

Служанка Лина, родившая ему сына (с которым Ибсен не общался). Пианистка Хильдур, которая стала прототипом Хильды из «Строителя Сольнеса» (Ибсен послал ей письмо о разрыве отношений). 19-летняя девушка, мечтавшая стать спутницей великого драматурга, с которой он написал хищницу Гедду Габлер и которую называл хищной разрушительницей семейного очага.

Хормейстер (она же Служанка) – Александра Лахтюхова с канцелярской деловитостью знакомит зал с перипетиями любовных увлечений драматурга. Сыплет датами, названиями городов, пьес и спектаклей. Что еще остается от ушедшего человека? Только строки в книгах, в словарях и в энциклопедиях. Да память тех, кто любил…

- «Хенрик Ибсен – это я!» - с вызовом несколько раз повторит его вдова. Евгения Симонова так недавно и так сильно сыграла вдову Льва Толстого, что еще похоже не совсем освободилась от ее интонаций и ее жестов. Актрисе явно необходимо время, чтобы ее Сюзанна вышла из тени Софьи Андреевны. Слишком многое объединяет этих великих вдов: и претензия быть бОльшим, чем просто жена великого мужа. И отчаянная обида оставшейся и преданной, когда Он ушел. И ощущение незавершенности собственного бытия в его отсутствии…

Но вот главную тему пьесы Евгения Симонова уже ведет отчетливо-выпукло.

Юн Фоссе написал об осмосе в человеческих взаимоотношениях. О взаимопроникновении индивидуальностей. О том, что  долгий путь совместной жизни умудряет и очищает душу. И Сюзанна может найти в себе силы простить мужу не только измены, но и эгоизм художника, для которого его работа всегда на первом месте.

К концу жизни эта Сюзанна осознает главное – Ибсен творил свои миры, а она была его миром, его домом, его воздухом. Тем самым, который до сих пор разлит в их квартире (и потому так страшно отсюда уйти), живет в ее легких, заставляет трепетать огоньки свечей, оживляет фотографию великого драматурга, вдруг высветившуюся в конце спектакля. После «Сюзанны» Юна Фоссе отчаянно хочется перечитать мрачного норвежского гения, поискать легкую женскую тень, осеняющую его страницы. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также