О гении и той, что за плечом

В Школе драматического искусства впервые в Москве поставили Юна Фоссе

 
Популярный на Западе норвежский драматург Ян Фоссе в России приживается медленно. Прорывом стала постановка Юрия Бутусова «Сон об осени», привезенная фестивалем Губернских театров, она стала заметным событием московской гастрольной жизни. Начатый в «Сне..» разговор о любви-ненависти мужчины и женщины продолжил Александр Огарев, взявший для постановки пьесу «Сюзанна», посвященную о жене Хенрика Ибсена, жене которой он изменял и которую не мог покинуть. Жене, которая была неизменной слушательницей всех его пьес. 
 
Гюстав Флобер писал о муже госпожи Бовари: «Весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата ее платьев». Про Сюзанну, героиню одноименной пьесы Юна Фоссе, можно сказать, что весь мир для нее ограничивался фалдами сюртука ее мужа Хенрика Ибсена. Реальная Сюзанна, оставшись вдовой, в течение восьми лет вплоть до собственной смерти не покидала квартиры в Христиании (районе Осло), где последние годы прожила с мужем. Был ли тому причиной мучавший ее ревматизм (с лестниц ее приходилось сносить)? или погруженность в свои мысли и воспоминания? - Остается вопросом открытым.

Юн Фоссе предпочитает объяснение, далекое от медицины, - его Сюзанна говорит с Ибсеном, ждет его прихода, вспоминает счастливые и горькие минуты и повороты совместной жизни. Поскольку никакой другой, отдельной от Ибсена, жизни она не знает.

Невеста Ибсена – Жена Ибсена – Вдова Ибсена. В никакой другой системе координат она себя не мыслит. 


Сюзанна-невеста (Алиса Рыжова) в белом платьице с летящими рукавами вглядывается в зрительный зал: ну, почему Он не идет?

Сюзанна-жена (Александрина Мерецкая) с бокалом вина в руках и падающими бретельками слишком открытого платья повторяет как заклинание: «они с Сигурдом пошли погулять и сейчас вернутся. Мы сядем за стол. Сигурду сегодня исполнилось семь лет!»

Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) вздрагивает от распахнувшегося окна: Ибсен, ты же знаешь, что я не люблю свежего воздуха. Конечно, мы можем не торопиться сесть за стол, если ты хочешь еще поработать!»

В спектакле-сонете Александра Огарева каждая фраза повторяется всеми тремя Сюзаннами с разными интонациями. Они то рассаживаются у обеденного стола, то замирают шеренгой у двери… Такие разные и такие похожие, они напоминают сошедших с ума древнегреческих мойр, которые бы вздумали не прясть нити судьбы, но постараться смотать их клубок.  

Мультяшный призрак мужчины в цилиндре шагает по стенам и дверным панелям удивительно светлого дома с большими окнами и горящими свечами в светильниках (сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик).

«Ибсен, Ибсен» - заклинают тень звонкие женские голоса. Пятеро участниц хора одеты в передники служанок, и с ловкостью они накрывают стол и убирают посуду, раскладывают мужские рубашки и моют полы. Отдельным номером становится вокально-хореографический этюд с раскатыванием теста. В светлом пространстве Тау-зала женский хор мечется птичьей стайкой. И то одна, то другая участница выходит на авансцену и становится персонажем семейной драмы Ибсена.

Служанка Лина, родившая ему сына (с которым Ибсен не общался). Пианистка Хильдур, которая стала прототипом Хильды из «Строителя Сольнеса» (Ибсен послал ей письмо о разрыве отношений). 19-летняя девушка, мечтавшая стать спутницей великого драматурга, с которой он написал хищницу Гедду Габлер и которую называл хищной разрушительницей семейного очага.

Хормейстер (она же Служанка) – Александра Лахтюхова с канцелярской деловитостью знакомит зал с перипетиями любовных увлечений драматурга. Сыплет датами, названиями городов, пьес и спектаклей. Что еще остается от ушедшего человека? Только строки в книгах, в словарях и в энциклопедиях. Да память тех, кто любил…

- «Хенрик Ибсен – это я!» - с вызовом несколько раз повторит его вдова. Евгения Симонова так недавно и так сильно сыграла вдову Льва Толстого, что еще похоже не совсем освободилась от ее интонаций и ее жестов. Актрисе явно необходимо время, чтобы ее Сюзанна вышла из тени Софьи Андреевны. Слишком многое объединяет этих великих вдов: и претензия быть бОльшим, чем просто жена великого мужа. И отчаянная обида оставшейся и преданной, когда Он ушел. И ощущение незавершенности собственного бытия в его отсутствии…

Но вот главную тему пьесы Евгения Симонова уже ведет отчетливо-выпукло.

Юн Фоссе написал об осмосе в человеческих взаимоотношениях. О взаимопроникновении индивидуальностей. О том, что  долгий путь совместной жизни умудряет и очищает душу. И Сюзанна может найти в себе силы простить мужу не только измены, но и эгоизм художника, для которого его работа всегда на первом месте.

К концу жизни эта Сюзанна осознает главное – Ибсен творил свои миры, а она была его миром, его домом, его воздухом. Тем самым, который до сих пор разлит в их квартире (и потому так страшно отсюда уйти), живет в ее легких, заставляет трепетать огоньки свечей, оживляет фотографию великого драматурга, вдруг высветившуюся в конце спектакля. После «Сюзанны» Юна Фоссе отчаянно хочется перечитать мрачного норвежского гения, поискать легкую женскую тень, осеняющую его страницы. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Современнике» Евгений Арье представит свой новый спектакль

    Первой премьерой «Современника» в этом сезоне станет спектакль израильского режиссера Евгения Арье «Папа» по одноименной пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Главную роль в спектакле исполнит народный артист РФ Сергей Гармаш, также в постановке сыграют Виктория Толстоганова, Мария Аниканова, Дарья Белоусова, Янина Романова, Сергей Гирин и Олег Феоктистов. ...
  • В «Ленкоме» восстановят «Поминальную молитву» Марка Захарова

    В театре «Ленком», где 2 декабря состоялась премьера последнего спектакля режиссера Марка Захарова «Капкан», планируют восстановить еще два работы мастера, сообщил  художественный руководитель театра Марк Варшавер. ...
  • «У меня сейчас розовский период»

    Народный артист России, главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов  22 декабря представит новую постановку — спектакль «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. По словам режиссера, в пьесе драматург поднимает темы, созвучные всем временам и в особенности нынешнему —  страха сделать выбор. ...
  • В ШДИ представят мыльную оперу на манер сериалов 90-х годов

    В «Школе драматического искусства» готовится премьера спектакля «Обломки» по мотивам романа Гончарова «Обломов», действие которого режиссёр Михаил Уманец перенес в «лихие девяностые». Первый показ состоится 11 декабря. ...
Читайте также