Кошки, тираны и веганы

В Турине прошел международный кинофестиваль

 
Кинофестиваль в Турине прошел в 35-й раз; за эти годы он успел и накопить свои традиции, и сформировать свой стиль. В свое время он начинался как рабочий смотр молодого кино с акцентом на дебютантах, однако со временем изменил эту формулу. И постепенно превратился в профессиональную лабораторию кинематографического искусства, которое рассматривается в широком диапазоне – от классики до новейших трендов, от мастер-классов ветеранов профессии до экспериментов новичков.
 
Из классиков здесь ждали Клода Ланцманна с потрясающим документальным фильмом «Напалм» и Брайана де Пальму с ретроспективой. Но не дождались из-за форсмажорных обстоятельств. Впрочем, и фильм, и ретроспектива прошли при аншлагах. Тема еще одной туринской ретроспективы обозначена довольно неожиданно – «Не страшный кот». Да-да, в ней собраны фильмы, в которых фигурируют коты и кошки – впрочем, иногда довольно страшные и опасные. Например, в фильме «Колокол, книга и свеча» Ричарда Куайна сиамский кот ассистирует своей хозяйке-ведьме: именно из этой картины взят кадр для официальной афиши фестиваля, на которой лицо актрисы Ким Новак (звезды Хичкока) наполовину перекрывает кошачья морда. А в фильме «Черный кот» Лучио Фульчи по мотивам рассказа Эдгара По желтоглазый кот, поначалу науськиваемый своим хозяином, осатаневшим профессором, входит во вкус и сам становится изощренным преступником.
 
Как почти на каждом Туринском фестивале, в этом году ему сопутствовала выставка в Музее кино.  Этот музей, лучший из всех, что мне доводилось видеть – настоящее чудо света. Поражает само помещение, в котором он разместился – Моле Антонеллиана, самое высокое кирпичное здание Европы, построенное некогда как синагога, но ставшее храмом кино и сохранившее черты мистической ритуальности. Поднявшись на высоту купола, со смотровой площадки можно обозреть весь Турин и окрестности. Внутри, на нижнем этаже, вас встречают экзотические аппараты, предшествовавшие кинопроектору: чего только человечество не выдумывало, двигаясь в сторону кино! Рядом можно устроиться на одной из лежанок в огромном холле и смотреть на двух больших экранах монтажные склейки на тему «Танец в кино». Де Сантис, Феллини, Висконти, Бертолуччи, Пазолини – у них еще и все танцуют! Наконец, перед вами – сменная выставка, размещенная по спирали, возносящейся от основания Моле к куполу.
 
Сейчас это не что иное, как «Bestiale! Звезды-животные» - уникальная экспозиция рассказывает об огромной, и часто недооцененной роли, которую сыграли в истории кинематографа представители животного мира. Некоторые из них стали знаменитыми - как, боевой пес Рин Тин Тин, рожденный на полях сражений Первой мировой и в начале 1920-х спасший от банкротства молодую компанию Warner Brothers. Или заставлявшая зрителей рыдать от восхищения своей преданностью Лесси (на самом деле эту роль играло несколько поколений колли), или очаровательный джек-рассел-терьер Угги из фильма Мишеля Хазанавичуса «Артист». Эти знаменитые собаки выступали в радио- и телешоу, награждались призами Palm Dog на Каннском фестивале или специальными собачьими «Оскарами». Но помимо собак, в историю кино вошли кот Рубарб, шимпанзе Чита, горилла Макс, ослик Бальтазар, многочисленные лошади, а также безымянные акулы, птицы и даже мухи, ставшие героями классических фильмов. Во многих из них животные принимают антропоморфный облик, люди же, наоборот, готовы преобразиться в своих братьев меньших, и этот «обмен» позволяет ярче проявить социальные роли, пороки общества и скрытые человеческие желания.
 
В конкурсной программе фестиваля наибольшее впечатление произвела картина «Смерть Сталина» известного британского комедиографа Армандо Ианнуччи. Фильм начинается с экстренного звонка Сталина, который требует прислать ему запись только что прошедшего концерта и тем самым ввергает в панику все свое окружение. Внезапно тиран отдает концы – и среди растерянных приближенных начинается отчаянная борьба за кресло преемника. Это настоящий парад гротескных актерских работ: Джеффри Тэмбор  (придурковатый Маленков), Саймон Рассел (злодей и волокита Берия), Стив Бушеми (симпатичный интриган Хрущев), Джейсон Айзекс (сияющий орденами маршал Жуков) и Руперт Френд (отвязный буян Василий Сталин). Самое удивительное, что эта сатирическая комедия не превращается в капустник и умело балансирует между убийственной сатирой и ощущением трагизма, хоть и спрятанным за кадром, но безошибочно угадываемым. В январе с этой картиной, не теряющей актуальности в сегодняшней России, смогут познакомиться и наши зрители.
 
Новых российских фильмов в Турине было показано всего два – «Теснота» Кантемира Балагова во внеконкурсной программе Festa mobile и «Хроники смутного времени» Владимира Эйснера – в документальной секции. К сожалению, они несколько затерялись в фестивальном потоке. А вот «Смерть Сталина» удостоена приза международной критики – ФИПРЕССИ. Главную же награду фестиваля жюри под председательством чилийского режиссера Пабло Ларраина присудило израильскому фильму «Не забудь меня» режиссера Рама Нехари. Это тонкая, нежная история сближения проблемных парня и девушки. Она – веганка и страдает анорексией. Он играет на трубе и пытается найти свое место в мире. В фильме много юмора, но за ним ощутима горечь авторов, переживающих болезни и фобии не только своих героев, но и страны в целом. Горькая комедия, или смешливая драма – где-то между этими определениями располагается жанр картины.
 
Среди других конкурсных картин прозвучала награжденная вторым призом португальская «Фабрика ничего» Педро Пиньо. Рабочие разоблачают администрацию фабрики, которая, предчувствуя, что не выживет в условиях усугубляющегося кризиса, крадет оборудование и сырье, рабочие оккупируют предприятие и берут его будущее в свои руки. Фильм идет три часа, и за это время социальная драма с элементами документализма успевает взять крен в сторону музыкальной комедии. Пожалуй, жанровая эклектика – самая характерная черта нового кино, представленного на фестивале в Турине.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Российские конкурсные фильмы имеют характерные этнические краски»

    В четверг, 19 апреля, открывается Московский международный кинофестиваль. О том, чего ждать зрителям от предстоящего форума «Театралу» рассказал председатель отборочной комиссии фестиваля Андрей ПЛАХОВ.   – 40-й ММКФ вспоминает свою историю: специальная программа «Свои» посвящена фильмам, которые были открыты на нашем фестивале. ...
  • Московский кинофестиваль откроется триллером

    В четверг, 19 апреля, откроется Московский международный кинофестиваль (ММКФ). В жюри форума вошли немецкая актриса Настасья Кински, итальянский продюсер Паоло Дель Брокко и российский режиссер Анна Меликян. В основном конкурсе ММКФ -  16 картин. ...
  • Названа дата выхода «Лета»

    Картина Кирилла Серебренникова «Лето», рассказывающая о ранних годах рок-музыканта Виктора Цоя, выйдет в прокат 7 июня, передает ТАСС. Ранее сообщалось, что фильм вошел в основной конкурс 71-го Каннского кинофестиваля, который в этом году пройдет с 8 по 19 мая. ...
  • Объявлен состав жюри Каннского кинофестиваля

    Организаторы 71-го Каннского кинофестиваля объявили состав жюри. В него вошли французская актриса Леа Сейду, канадский режиссер Дени Вильнёв, американская актриса Кристен Стюарт, французский режиссер Робер Гедигян, китайский актер Чан Чэнь, американская сценаристка Ава Дюверней и певица из Бурунди Хаджа Нин. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru