«В творчестве он выразил свое время»

В Бахрушинском музее открылась выставка Эдуарда Кочергина

 
Эдуард Кочергин – сценограф и писатель, человек, в чьей судьбе отразился XX век. Будучи сыном  репрессированных родителей, в возрасте четырех лет он попал в приемник-распределитель НКВД для детей «врагов народа». Из детского дома в Сибири шесть с половиной лет добирался в товарных вагонах в Ленинград – назад к маме. Это после была другая, счастливая, история большого художника, ближайшего соратника Георгия Товстоногова, с которым Кочергин сделал порядка тридцати спектаклей. Но детский опыт скитальца остался с ним навсегда. Он сохранился и в языке его сценических решений, и в языке его книг, вобравшем в себя быт и речь социальных низов.
 
В пятницу, 8 декабря, в Каретном сарае Театрального музея им. Бахрушина открылась масштабная экспозиция, посвященная работам Кочергина в театре.
 
– Мне кажется, Эдуард Степанович в своем творчестве как никто другой выразил свое время, его надежды, чаяния и свершения, – отметил на церемонии открытия главный художник журнала «Наше наследие» Александр Рюмин. – Когда я думаю о его жизни, понимаю, что Кочергин состоялся во многом – он вышел живым из репрессивной сталинской давиловки, стал великим художником, а затем и писателем.
 
Опыт детских лет нашел отражение в знаменитой книге Кочергина «Крещенные крестами», о которой в этот вечер говорили, кажется, все.

– В этой книге он описал путь, который, будучи мальчиком, прошел из Сибири в Ленинград, отсиживая зимы в колониях, путешествуя в товарных вагонах, находясь в связи с преступным миром, – рассказал художник Борис Мессерер. – В Ленинграде он вновь обрел маму. Книга написана удивительным авторским языком с примесью «блатного» жаргона. Это уникальный языковой сплав, в котором очень много самого Кочергина.
 
По этой книге в БДТ им. Товстоногова поставлен спектакль, и Эдуард Степанович нередко присутствует в зале. Знания об эпохе невинно осужденных родителей и осиротевших детей актеры постановки получили, что называется, из первых уст. И даже научились быстро сворачивать из проволоки профиль Сталина – именно таким способом сам Эдуард Степанович, будучи ребенком, зарабатывал себе на жизнь.
 
– Как писатель Эдик, по-моему, удивительное явление в русской литературе, – отметил художник-мультипликатор Сергей Алимов. – Когда я впервые прочел его книгу, вспомнил сцену нашего знакомства. Это было в Ленинграде; Эдик сидел у себя в мастерской на чердаке и рассказывал истории своей жизни – потрясающие и ужасные. Но, думаю, как Достоевский не был бы Достоевским без каторги и «Записок из Мертвого дома», так и Эдик не был бы тем, кем стал, не будь этих ужасных лишений детства. Его литература – традиционно русская, когда писатель переносит огромные испытания, чтобы создать свои лучшие вещи.
Я был очарован и другой его книгой «Ангелова кукла», в которой Эдик открыл нам мир ленинградского андеграунда, который хорошо знал. Это мир подвалов, пивных, коммуналок, но сколько в этой книге тепла и любви к замечательным людям, описанным в ней! В литературе Кочергина существует удивительная романтика «низов» общества. И этим он напоминает мне Стейнбека.
 
Хотя книги Эдуарда Кочергина стали частью экспозиции, основной акцент выставки – театральные работы.
 
– Эта выставка особенная: она как бы подчеркивает, что по происхождению Эдуард Степанович – человек с Севера, – сказал художник Сергей Бархин. –  И действительно, его предки по отцу были поморами из Архангельска. Но по матери он поляк – до пяти лет даже не знал русского языка, выучил его уже в годы своих странствий. Из этой смеси северного лиризма и новаторства польской нации и состоит Кочергин-художник.
 
Выставка Эдуарда Кочергина проводится в Бахрушинском музее не в первый раз, однако, как отметил директор музея Дмитрий Родионов, эта экспозиция – особенная. Во-первых, потому, что посвящена юбилею мастера, а во-вторых, потому, что в несколько видоизмененном и дополненном варианте прибыла в Бахрушинский из Эрмитажа.
 
– Особенность в том, что Кочергин представлен здесь начиная с самых ранних своих работ, – отметила куратор проекта искусствовед Надежда Хмелева. – Мы можем видеть, как он отказывается от буйства цвета и становится фактурным, тонким, психологичным. Театр заставляет его говорить о человеческой судьбе, поэтому свет он начинает закладывать в фактуру. Нам бы хотелось, чтобы, глядя на эту уникальную сценографию, которая всегда работала на драматургию, на режиссуру, вы как бы увидели и сами спектакли.
 
В экспозицию, которая будет работать до 1 февраля, вошли эскизы декораций и костюмов к таким спектаклям, как «Король Генрих IV» и «Три сестры» Георгия Товстоногова, «Мольер» Сергея Юрского, «Живи и помни», «Братья и сестры», «Бесы», «Кроткая» Льва Додина, «Гамлет» Камы Гинкаса, «Ревизская сказка» Юрия Любимова и др. 
 
– Если бы я мог сейчас подпрыгнуть от радости, я бы это сделал, – сказал в завершении церемонии Эдуард Кочергин, поблагодарив коллег и друзей. – Цеховая похвала – это, возможно, главное: если о тебе хорошо говорят профессионалы, значит, ты не зря коптишь небо.
 
Все, что вы видите на этой выставке, – документы: здесь нет ни одной работы, за исключением студенческих, которые не были бы осуществлены. Что же касается литературы, это дело, конечно, тяжелое, но очень схожее с изобразительным искусством: здесь несколько в ином виде работают те же законы – ритм, масштабность, пластика… Спрашивают иногда: как это вы вдруг начали писать? Вот мне это сходство и помогло. И потом я не первый и не последний. Из прозы художников можно составить целую библиотеку. И это фантастическая литература. А мой язык... Понимаете, тот русский, на котором я говорил вначале, был практически нецензурным. Я ведь в раннем детстве попал в компанию опущенных ребят, притом очень разношерстную. Они говорили по-разному. Они говорили на фене. Все это я должен был выучить, иначе не смог бы с ними общаться. Польский язык мне пришлось забыть, потому что за него можно было и схлопотать. Два года я косил под Му-Му, а потом начал говорить на этом своеобразном русском. И потом, я же прошел несколько областей страны, и в каждой встречались выражения, которые в других местах могли быть не поняты, но вообще-то были очень интересными и образными. Помогла мне и хорошая зрительная память. Вот, собственно, откуда я взялся. Спасибо за добрые слова, низко кланяюсь всем, кто пришел.

Книги Эдуарда Кочергина. Часть экспозиции

Спектакль «Прошлым летом в Чулимске». БДТ им. Горького. Реж. Георгий Товстоногов. Эскиз 

Спектакль «Живи и помни». Малый драматический театр. Реж. Лев Додин

Справка 

Эдуард Кочергин – народный художник России, писатель, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат и дипломант целого ряда международных фестивалей, премий и выставок. С 1972 года главный художник БДТ. За время творческой деятельности оформил более 200 спектаклей в России и за рубежом. Сотрудничал с Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым, Камой Гинкасом, Львом Додиным и другими выдающимися режиссерами. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Выставка-посвящение Галине Улановой открывается в Москве

    Выставка «Гений русского балета. Посвящение Галине Улановой» откроется 18 января в Доме-музее Марии Ермоловой на Тверском бульваре. Об этом сообщает пресс-служба Бахрушинского музея. Экспозиция будет посвящена истории русской балетной школы, развитие которой неразрывно связано с именем балерины и педагога Галины Улановой. ...
  • Как музеи отметили 100-летие Революции

    Помните картину Репина? Там, где политический ссыльный неожиданно возвращается домой, и вся его семья пребывает в странном оцепенении – все в растерянности, словно в комнату вошло привидение. Свое полотно «Не ждали» художник переписывал несколько раз. ...
  • Все уйдут, а он останется

    Не так давно я читал лекцию о «первом» и «втором» русском авангарде в продвинутом молодежном лофте – сейчас модно любое публичное выступление называть лекцией. Речь шла о том, как насильственно прерванный художественный авангард 1910-1920-х годов отозвался в искусстве «оттепели» 1960-х. ...
  • Коко Шанель и Мэрилин Монро приглашают за кулисы

    В среду, 17 января, в московском Центре им. братьев Люмьер открывается выставка голливудского фотографа Дугласа Киркланда «За кулисами». В экспозицию войдут редкие снимки Мэрилин Монро и Коко Шанель.   – Выставка «За кулисами» охватит всю 60-летнюю карьеру фотографа и сфокусируется на самых ярких ее этапах, – сообщает сайт мэра Москвы. ...
Читайте также