Александр Славутский: «Предпочитаю театр, который уважает зрителя»

 
В понедельник, 27 ноября, художественному руководителю Казанского БДТ им. Качалова, режиссеру Александру СЛАВУТСКОМУ исполняется 70 лет. Он из той породы людей, кто никогда не боялся перемены мест. Творческий путь начинал в Челябинске, работал в Озерске, Чите, Ростове-на-Дону, Москве. Учился в Щукинском институте у Бориса Захавы и в ГИТИСе у Андрея Гончарова.
 
Однако где бы режиссер ни работал, везде дольше нескольких сезонов не задерживался, пока, наконец, в 1994 году не получил предложение возглавить Качаловский театр. Говорит, что ехал «буквально на один сезон», а остался, как выяснилось, навсегда. И сегодня Качаловский БДТ – один из интересных российских театров. О секретах своего руководства юбиляр рассказал в интервью «Театралу».
 
Александр Яковлевич, вы сменили много театров, а как, на ваш взгляд, есть ли секрет успешного руководства?
Их много… Но главный один: я не был диссидентом никогда и не собирался, равно как не был сторонником верноподданнических проявлений. Я просто ставил хорошую драматургию. И этим горжусь.

Мои авторы – Островский, Гоголь, Чехов, Мольер, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров, Фриш, Брехт, Катаев, Дюрренматт. Почти все они – в нашей афише. Люблю ироничность, не люблю пафос. Несмотря на мою внешнюю уверенность, я очень сомневающийся в себе человек. А хорошая драматургия, настоящая, подлинная литература в основе репертуара – это мой принцип на все временя. У меня ведь не было «новых» и «старых» времен, у меня было одно время всегда. Я никогда не ставил то, чего не хотел.

Долго я подбирался к «Пиковой даме». Произведение Пушкина хотя и классика и, что называется, не теряет своей актуальности в любую эпоху, но с ним нельзя обращаться грубо – слишком много факторов должно сойтись, а прежде всего – интонация времени. В 1999 году я ставил спектакль о потерянном шансе, упущенных возможностях. Но постепенно, конечно, он обрастал и другими темами.

И несмотря на мою любовь к комедии, почему-то именно «Пиковую даму» стали называть визитной карточкой нашего театра. Вероятно происходит это потому, что «Пиковая дама» уже объехала пол света, завоевала множество наград на театральных фестивалях и по-прежнему собирает полные залы.

Стало быть, современность ищете в классике? А как же «новая драма»?
К современной драматургии отношусь с интересом. Мы первыми в Казани еще в 1997 году поставили Николая Коляду, его «Куриную слепоту». У нас прошли первые читки пьес новой драмы с участием авторов Вадима Леванова, Юрия Клавдиева, Ярославы Пулинович. Это был полезный опыт. Сложность в том, что современная драматургия зачастую «плоская»,  неглубокая. Хочется открыть глубины, а там глубин недостаточно. Даже в лучших образцах.

Но вот недавно мы выпустили спектакль «Последний коммунист» по современной повести Валерия Залотухи. Почему я взял этот материал? Меня никто не заставлял, как не заставляли в свое время брать для постановки киносценарий Ираклия Квирикадзе. Это два серьезных, интересно мыслящих писателя. Мы играем сейчас «Последнего коммуниста», и спектакль находит такой отклик, такой эмоциональный отзыв в зале, не оставляет людей безразличными. Автор написал настолько искреннее, с такой верой. Он мыслит так же, как я. Для меня он единоверец.

В ваших спектаклях часто звучит тема художника, вынужденного приспосабливаться к обстоятельствам, людям, ситуациям – «Глумов», «Великий комбинатор», «Плутни Скапена». Почему так?
Потому что и в жизни эта тема преследует постоянно: не принятие обстоятельств человеком, а трагикомическая необходимость к ним приспосабливаться.

Невозможно все изменить под себя. На какие-то компромиссы все равно приходится идти. Это в природе человеческой существует, это находит отражение в спектаклях. Иногда надо пойти и в обход. Для того, чтобы добиться результата. Я вот только в последние годы стал понимать, что надо иногда хитрить с артистом, надо уметь, если поругать, то тут же сказать хорошее. Иначе не убедишь.

На своем веку вы сменили множество театров. Иногда уходили резко, не найдя общего языка с городским начальством. А почему все же Казань стала для вас столь крепким пристанищем?
Видимо, возраст… Я стал мудрее, стал опытнее, стал хитрее, методологически крепче, потому что, когда начинаешь, непременно кому-то подражаешь. Сейчас я никому не подражаю, а делаю, как я делаю, как мне хочется, дышу свободно, пишу свободно.

Я верю в театр-дом. Я может быть в него и не верил бы, если бы я не вырос в нем, не воспитался на нем. Я другого ничего не знаю. А то, что знаю, меня не устраивает.

Предпочитаю театр сердца, театр души, театр, который уважает зрителя. Если ты не уважаешь зрителя и говоришь, что зритель – холодец (такое определение прочитал недавно в одном журнале), то тебе нечего делать в этой профессии. Ежи Лец сказал очень просто: «Время – оно дано, оно не подлежит обсуждению. Обсуждению подлежишь ты, расположившийся в этом времени». 
Зритель – это данность. Я ведь не могу сегодня взять и слить в унитаз всего зрителя, взять другого из другого пакета, растворить, размешать и привести в зал. Важно, чтобы и я сам уважительно к нему относился и заставил его уважать нас. Его надо увлечь: сюжетом, изобразительной составляющей, языком действия, существованием артиста на сцене по принципу «быть, а не казаться». 

Мы должны быть интересны зрителю. Он же, как ребенок, приходит в зал, чтобы сопереживать, плакать, смеяться. Он не приходит разгадывать ребусы. Да, человек идет отдохнуть. И нет в этом ничего постыдного. А если человек, придя отдыхать, вдруг почувствует, заплачет, его душа завибрирует, и он поймет какие-то вещи для себя – это прекрасно! Брехт, Дюрренматт, Фриш говорили в той или иной последовательности: «Поучая развлекай, развлекая поучай». Мне близок этот принцип.

В юбилей принято подводить промежуточные итоги.  Чем-то особенно гордитесь?
Я горжусь тем, что русский Театр имени Качалова стал академическим, обрел молодое поколение, которое воспитано здесь, в наших стенах.

Мы открыли зарубежные просторы. На фестивале русского искусства в Марселе, например, побывали порядка десяти раз, а 20-й юбилейный фестиваль открывали сразу двумя нашими спектаклями  – «Вишневым садом» и «Дядюшкиным сном».
В каких бы городах мы ни выступали, везде проходили «на ура», зрители аплодировали и кричали нам «браво».

Недавно в театре закончилась масштабная реконструкция. Основная сцена теперь великолепно оснащена. Кроме того, у нас появилась Малая сцена и просторный репетиционный зал, которого нет во многих театрах.

Это, подчеркну, не самолюбование, а лишь некоторые итоги. Горжусь, что нахожу общий язык с властью, что власть меня слышит и понимает, и я ее понимаю. Сидеть на кочке и оплевывать власть, что я вот весь такой чистый, а власть такая-сякая, мне совсем неинтересно. Надо суметь любую власть убедить работать на духовный потенциал народа, что вклад в искусство – это вклад в генофонд народа. И реконструкция русского театра у нас прошла не на деньги федерального центра, а на свои, республиканские. Когда власть понимает культуру, для меня это показатель здравого смысла, разумности власти.
Недавно у нас зародился Качаловский фестиваль, о котором я мечтал с первых лет моей работы в Казани Сейчас уже есть поддержка и Министерства, и Президента. Но в то помещение, которое было, привозить такие театры, которые я хотел привезти, было неловко. А теперь мы можем приглашать солидные коллективы и будем развивать это направление. Кроме того, Малая сцена позволит привозить экспериментальные постановки. То есть мы будем иметь возможность видеть, знать, показывать самые разные стороны развития современного российского театра. И, конечно, основной нашей деятельность останется выпуск новых спектаклей. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Кинастон» Евгения Писарева едет в Екатеринбург

    Театр Олега Табакова готовится посетить Екатеринбург: 24 и 25 сентября на сцене Театра юного зрителя будет показана премьера прошлого сезона, постановка Евгения Писарева «Кинастон» с Максимом Матвеевым и Анной Чиповской в главных ролях. ...
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра на Новой сцене

    Оперный фестиваль в Савонлинна (Финляндия) откроет в пятницу, 14 сентября, 243-й сезон Большого театра на Новой сцене. Фестиваль представит оперу Джузеппе Верди «Отелло» в постановке Надин Дюффо.   История сотрудничества фестиваля в Савонлинна с Большим театром насчитывает более 15 лет. ...
  • В Петербурге открывается фестиваль «Александринский»

    XII международный фестиваль «Александринский» открывается в пятницу, 14 сентября, в Петербурге постановкой «Сирано де Бержерак». По словам художественного руководителям Александринского театра Валерия Фокина, в этом году форум впервые соберет не национальные театры Европы, а экспериментальные театральные проекты. ...
  • Свердловская музкомедия покажет лучшие спектакли в Москве

    На гастроли в Москву, которые состоятся 25 и 26 сентября, Свердловский театр музкомедии привезет хиты своего репертуара – мировую премьеру мюзикла Евгения Загота «Декабристы» и российскую премьеру мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита». ...
Читайте также