Светить везде

На Симоновской сцене Театра Вахтангова установили уникальное световое оборудование

 
– Свет в драматическом спектакле не может существовать самостоятельно, он должен быть частью целого, в противном случае получится не спектакль, а световое шоу, – рассказывает светооператор Основной сцены Театра Вахтангова Александр МАТВЕЕВ. – Свет призван задать атмосферу, грамотно подчеркнуть режиссерские задумки. Он завершает работу. Поэтому первая задача художника – услышать режиссера.

17 ноября после капитального ремонта начнет свою работу Симоновская сцена – шестая площадка Театра Вахтангова. В обновленном здании кипят последние приготовления – рабочие завершают установку мебели и оборудования. А параллельно в зале проходят первые репетиции – Екатерина Симонова готовит спектакль «Вечер шутов». Осветительные приборы уже на местах. Впрочем, их планировка приблизительна и меняется в зависимости от режиссерских задач.

– Понять задумку режиссера не всегда просто, – говорит Александр. 

Скажем, Римас Владимирович Туминас формулирует свои идеи довольно замысловато. И это не результат языкового барьера – просто он так мыслит, так работает его фантазия. От него можно услышать: «Хочу световую дорожку…». Но это совсем не значит, что он хочет именно дорожку.


Начинаешь присматриваться: может, художник понимает? Нет, поначалу и он в замешательстве. При этом Римас Владимирович всегда четко знает, чего хочет. Может быть, он и не говорит этого однозначно, но он очень точно чувствует. Наверное, самое сложное – попасть в его настроение. Но если настроиться с ним на одну волну, он примет твои предложения.
Работа художника по свету – это постоянный поиск. На мой взгляд, огромную роль в этом деле играют чувство стиля и чувство меры. Сценический свет тоже может быть вульгарным: так красиво, что даже противно. Этого следует избегать.

Помимо художественной, есть и техническая сторона профессии. Она заключается в том, чтобы перевести видение режиссера на язык техники.

– Светотехнический комплекс зала включает в себя все виды оборудования – это и галогенные лампы, дающие так называемый теплый «актерский» свет, и газоразрядные, дающие холодный свет, и современные светодиодные прожекторы. Таким образом, сцена приспособлена под максимальный спектр задач, – рассказывает светооператор Театра Вахтангова Руслан Майоров.

Светодиодные прожекторы K-EYE K10 – последняя модель ведущего бренда профессионального светового оборудования Clay Paky (Италия). Это приборы заливного света, имеющие шесть цветов светодиодов. С их помощью можно добиться любого оттенка.

– В России эти прожекторы представлены впервые, – поясняет Руслан. –  На сегодняшний день по цветопередаче они лучшие.

«Теплые» и «холодные» прожекторы имеют возможность профилирования луча (световому пятну можно придать любую форму). Все приборы низкошумные – чтобы не отвлекать внимание зрителей во время спектакля. К тому же, потребляют мало энергии. Большинство процессов автоматизировано: вручную направляются только несколько боковых прожекторов – верхний свет регулируется при помощи светового пульта.

Поскольку каждый спектакль требует индивидуального светового решения, система освещения максимально мобильна. В основном зале пять софитов, на каждом из них – все виды приборов, таким образом, из разных точек можно подавать свет любого типа. Это особенно важно потому, что сам зал является трансформером – зрительская зона может быть перенесена.

– Одной из задач было обеспечить режиссерам возможность начать спектакль в одном зале и закончить в другом. При этом весь свет управляется с одной точки.
Световой пульт – модель компании ЕТС. Он оснащен сенсорными мониторами, на которых можно отобразить световую партитуру спектакля (в ней указаны реплики перехода к следующей световой картине) и схему расположения осветительных приборов в зале. Сенсор позволяет выбрать прибор или группу приборов и задать им цвет, позицию и другие характеристики. Программирование может осуществляться и удаленно – с телефона или айпада.

– Каждый спектакль программируется заранее. Придя в зал, остается только включить пульт и загрузить нужное шоу. Мы стареемся делать так, чтобы за все отвечала одна кнопка – go. Слыша реплику перехода, осветитель нажимает на go, и прожекторы выполняют заданные действия. Таким образом, со светом во время спектакля может справиться один человек. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
Читайте также