Светить везде

На Симоновской сцене Театра Вахтангова установили уникальное световое оборудование

 
– Свет в драматическом спектакле не может существовать самостоятельно, он должен быть частью целого, в противном случае получится не спектакль, а световое шоу, – рассказывает светооператор Основной сцены Театра Вахтангова Александр МАТВЕЕВ. – Свет призван задать атмосферу, грамотно подчеркнуть режиссерские задумки. Он завершает работу. Поэтому первая задача художника – услышать режиссера.

17 ноября после капитального ремонта начнет свою работу Симоновская сцена – шестая площадка Театра Вахтангова. В обновленном здании кипят последние приготовления – рабочие завершают установку мебели и оборудования. А параллельно в зале проходят первые репетиции – Екатерина Симонова готовит спектакль «Вечер шутов». Осветительные приборы уже на местах. Впрочем, их планировка приблизительна и меняется в зависимости от режиссерских задач.

– Понять задумку режиссера не всегда просто, – говорит Александр. 

Скажем, Римас Владимирович Туминас формулирует свои идеи довольно замысловато. И это не результат языкового барьера – просто он так мыслит, так работает его фантазия. От него можно услышать: «Хочу световую дорожку…». Но это совсем не значит, что он хочет именно дорожку.


Начинаешь присматриваться: может, художник понимает? Нет, поначалу и он в замешательстве. При этом Римас Владимирович всегда четко знает, чего хочет. Может быть, он и не говорит этого однозначно, но он очень точно чувствует. Наверное, самое сложное – попасть в его настроение. Но если настроиться с ним на одну волну, он примет твои предложения.
Работа художника по свету – это постоянный поиск. На мой взгляд, огромную роль в этом деле играют чувство стиля и чувство меры. Сценический свет тоже может быть вульгарным: так красиво, что даже противно. Этого следует избегать.

Помимо художественной, есть и техническая сторона профессии. Она заключается в том, чтобы перевести видение режиссера на язык техники.

– Светотехнический комплекс зала включает в себя все виды оборудования – это и галогенные лампы, дающие так называемый теплый «актерский» свет, и газоразрядные, дающие холодный свет, и современные светодиодные прожекторы. Таким образом, сцена приспособлена под максимальный спектр задач, – рассказывает светооператор Театра Вахтангова Руслан Майоров.

Светодиодные прожекторы K-EYE K10 – последняя модель ведущего бренда профессионального светового оборудования Clay Paky (Италия). Это приборы заливного света, имеющие шесть цветов светодиодов. С их помощью можно добиться любого оттенка.

– В России эти прожекторы представлены впервые, – поясняет Руслан. –  На сегодняшний день по цветопередаче они лучшие.

«Теплые» и «холодные» прожекторы имеют возможность профилирования луча (световому пятну можно придать любую форму). Все приборы низкошумные – чтобы не отвлекать внимание зрителей во время спектакля. К тому же, потребляют мало энергии. Большинство процессов автоматизировано: вручную направляются только несколько боковых прожекторов – верхний свет регулируется при помощи светового пульта.

Поскольку каждый спектакль требует индивидуального светового решения, система освещения максимально мобильна. В основном зале пять софитов, на каждом из них – все виды приборов, таким образом, из разных точек можно подавать свет любого типа. Это особенно важно потому, что сам зал является трансформером – зрительская зона может быть перенесена.

– Одной из задач было обеспечить режиссерам возможность начать спектакль в одном зале и закончить в другом. При этом весь свет управляется с одной точки.
Световой пульт – модель компании ЕТС. Он оснащен сенсорными мониторами, на которых можно отобразить световую партитуру спектакля (в ней указаны реплики перехода к следующей световой картине) и схему расположения осветительных приборов в зале. Сенсор позволяет выбрать прибор или группу приборов и задать им цвет, позицию и другие характеристики. Программирование может осуществляться и удаленно – с телефона или айпада.

– Каждый спектакль программируется заранее. Придя в зал, остается только включить пульт и загрузить нужное шоу. Мы стареемся делать так, чтобы за все отвечала одна кнопка – go. Слыша реплику перехода, осветитель нажимает на go, и прожекторы выполняют заданные действия. Таким образом, со светом во время спектакля может справиться один человек. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Иллюзия сцены

    Итальянский художник Пьетро Гонзага работал во многих театрах (среди них миланский «Ла Скала» и венецианский «Ла Фениче»), но подлинные декорации мастера сохранились только в усадьбе «Архангельское». Главное их свойство – стереоскопичность и объемность: до сих пор Гонзага считается блестящим мастером перспективы. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • «Мы всё время репетируем»

    Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно. ...
Читайте также