«Не было ни гроша…»

Театральное сообщество отреагировало на подозрения в незаконных сделках

 
Интернет всколыхнуло расследование центра Transparency International «Как руководители государственных театров платят сами себе». Авторы нашумевшего материала сомневаются в том, что сегодня распределение финансов в театральной сфере лишено юридических нарушений. 
 
По их мнению, как минимум 14 худруков российских театров (как столичных, так и региональных) заключили договоры сами с собой на постановку спектаклей, тем самым искусственно создав себе возможность заработать дополнительные деньги, хотя и без того получают в театре зарплату. Эта же тенденция относится к тем случаям, когда худрук выходит на сцену и в качестве артиста.

Так, например, в тексте говорится, что худрук одного из ведущих столичных театров, являясь к тому же и режиссером, поставил спектакль и получил за это отдельный гонорар. Или приводятся случаи других "нарушений": в частности, руководитель одного их московских театров заключил сделку по аренде помещения с собственным сыном. А другой снимал помещение у компании, в которой сам же владеет долей.

Не остался без внимания и Совет худруков при Департаменте культуры. Его членов обвинили в том, что они влияют на решение о выделении субсидий своим же театрам.

Правомерны ли подобные заявления? Этот вопрос «Театрал» задал экспертам и везде получил отрицательный ответ.
 
Геннадий СМИРНОВ, заместитель председателя СТД: 
– На самом деле никакой проблемы нет. Все описанные случаи законны, если согласованы с учредителем. Вот выдержка образца договора с художественным руководителем театра: «В случае выполнения худруком с его письменного согласия наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы худруку производится доплата в размере, устанавливаемом дополнительным соглашением сторон трудового договора».
 
Стороны – это, понятно, худрук и тот, кто назначал его на должность (Департамент культуры, Министерство культуры). Дополнительная работа – постановка спектакля, исполнение роли в спектакле, управление оркестром и прочее.
 
Кирилл КРОК, директор Театра им. Вахтангова: 
– Прежде чем выступать с серьезными заявлениями и подозрениями, неплохо было бы знать юридическую сторону театрального дела.
 
Итак, с каждым художественным руководителем московского или федерального театра заключается трудовой договор. К нему прилагаются должностные обязанности. Список огромный – он не помещается на двух листах. Но обязанность ставить спектакли в качестве режиссера или участвовать в спектаклях в качестве актера в него не входит.
 
Художественный руководитель получает зарплату, неся ответственность за художественную, а порой и за финансово-хозяйственную деятельность подотчетного учреждения.
 

Естественно, если в свое свободное от работы время он занимается режиссурой или участвует в спектакле в качестве актера, то эта деятельность, как любая другая, не входящая в должностные обязанности, оплачивается дополнительно.

 
Так как театр – государственное учреждение, то по закону сделка согласовывается с так называемым заинтересованным лицом, то есть с учредителем. Он согласовывает контракт и сумму контракта. Поэтому выплата является законной. Так что ничего криминального в описанных фактах нет.
 
Теперь по поводу того, что руководители бюджетных учреждений культуры «участвуют в принятии решений о выделении денег своим собственным театрам».
Я считаю правильным, что решения о выделении дополнительного финансирования руководство культуры принимает, советуясь с профессиональным сообществом. Ведь если средства распределяют чиновники, начинаются разговоры о вкусовщине. Чтобы ее избежать существуют Совет художественных руководителей театров и концертных организаций при Департаменте культуры Москвы и Общественный совет при Министерстве культуры РФ. Окончательное решение, безусловно, принимает, руководитель – глава Департамента культуры Москвы или министр культуры России. Но кто как не представители театрального сообщества способны профессионально оценить, какому театру выделить грант на постановку и какого человека назначить руководителем в тот или иной театр?
 
Андрей ВОРОБЬЕВ, директор «Мастерской Петра Фоменко»: 
– Для начала объясню юридическую сторону дела. Выступая в качестве режиссера, художественный руководитель имеет право на гонорар, это совершенно нормально. Единственное условие – постановка спектаклей не должна входить в его должностные обязанности. Если документы оформлены правильно, в них написано, что обязанности худрука заключаются в художественном руководстве театром – и всё. Раз постановки спектаклей к этим обязанностям не относятся, то, режиссируя спектакль, он имеет право получать за это отдельный гонорар. Это первое.
 
Второе. Решение о выплате гонорара художественному руководителю должен принимать не он сам и не его подчиненные, а человек, равный ему по статусу. Например, в «Мастерской Фоменко» это делает директор. Директор не подчиняется худруку, поэтому худрук не может склонить его к тому или иному решению.
 
И третье. «Сделку с заинтересованностью» всегда в обязательном порядке нужно проводить через Департамент культуры Москвы, то есть через учредителя, получая от него разрешение. Это спасет руководителя от подозрений в нарушениях.
 

А что касается главного пафоса этих заявлений, то я считаю, что не платить за работу – просто непорядочно. Любой труд должен быть оплачен, тем более труд режиссера-постановщика, который является главным модератором создания спектакля и на котором лежит вся ответственность в случае провала.


Можете себе представить, какой стресс он испытывает? Он рискует своей честью и своей карьерой. Блестящие режиссеры, создающие славу нашему театру, с моей точки зрения, обвиняются совершенно незаслуженно. Олег Павлович Табаков – это величайший артист нашего времени. Обвинять его в том, что, играя, он получает за свою работу деньги, просто нелепо. Ему надо поклониться за то, что он выходит на сцену и своим трудом подает всем нам пример.
 
Леонид ОШАРИН, директор Театра им. Маяковского и театра Et Cetera:
– Если человек работает художественным руководителем театра и одновременно является действующим режиссером или актером, то он должен получать деньги за все виды работ, это естественно.

Есть понятие сделки с заинтересованным лицом, которая требует оформления соответствующего пакета документов. Авторы исследования утверждают, что сделки стали формальностью и оформлять зачастую их стали задним числом. На самом же деле, когда несколько лет назад появилась необходимость их оформлять, то просто-напросто не во всех театрах об этом знали.

Потом Департамент культуры всем объяснил, что это делать нужно, но не у всех получилось сразу правильно оформить пакет документов: он очень большой и постоянно возвращался с согласования. А поскольку процесс постановки идет и репетиции продолжаются, то согласование сделки могло состояться позже положенного. Вот, собственно, и всё.

Или другой пример. Бывает так, что режиссер начинает репетировать, а службы театра, которые занимаются оформлением бумаг, не успевают вовремя подать необходимый пакет документов (по закону это нужно делать за 3 месяца до постановки). Сотрудники начинают оформлять документы позже, и получается, что пока пакет согласовывается, премьера уже вышла. В результате согласование сделки происходит после выпуска спектакля, но это чисто технические проблемы и к нарушениям закона они отношения не имеют. 

Павел РУДНЕВ, театральный критик:
- То, что происходит сейчас – это свидетельство влиятельности театра на общество. Власть пытается перекинуть объект ненависти с себя на театральных деятелей. Еще одна цель: скинуть целый ряд обязанностей перед театром, оставшихся еще с советского прошлого. Но желая сбросить обязанности одной рукой, желает второй рукой держать театры на коротком поводке, чтобы не упустить чувства контроля. 

Но самый верный путь либерализации театральной экономики по-прежнему не используется - уничтожить госмонополию на театральную деятельность и дать театрам закон о меценатстве, чтобы частная театральная инициатива развивалась более активно, чем теперь в России.

Необходимого баланса между частниками и государственниками в театре (который мог бы разгрузить государственные обязанности) как не было, так и нет.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сатирикон» ответит Минкульту

    Театр «Сатирикон» подготовит правовой комментарий в ответ на заявление министра культуры Владимира Мединского о финансовых недостатках в деятельности театра. Об этом «Театралу» сообщил директор театра Анатолий Полянкин. ...
  • «Союзмультфильм» надеется уладить конфликт с Эдуардом Успенским

    Съемки продолжения мультсериала «Простоквашино» не нарушают авторские права Эдуарда Успенского. Об этом в воскресенье, 19 ноября, сообщили в пресс-службе киностудии. «В ноябре 2016 года, перед началом работы над проектом «Новое Простоквашино» ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» (далее - Киностудия) получило согласие у Э. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
  • Дмитрий Богачев покинул Stage Entertainment

    Продюсер Дмитрий Богачев покидает пост гендиректора Stage Entertainment Russia — дочерней компании крупного голландского холдинга, пришедшего в Россию 13 лет назад.   Дмитрий Альбертович объяснил это решение разногласиями с головным руководством международной компании: «Мои новые творческие идеи и инициативы перестали вписываться в консервативную стратегию их корпоративного управления», – сказал он в заявлении ТАСС. ...
Читайте также