«Гаврош» заговорил по-французски

Лучшие спектакли Франции покажут в Москве

 
22 сентября в Москве стартует ХI Mеждународный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош», программу которого в нынешнем году составляют только французские постановки. А всего в рамках фестиваля пройдет больше сорока мероприятий. Подробнее об этом «Театралу» рассказала арт-директор «Гавроша», редактор отдела культуры газеты «МК» Марина РАЙКИНА.
 
– Марина, прочитал, что лозунг нынешнего года: «Магия. Чудеса. Волшебство». Вы специально по этому принципу подбирали репертуар?
 
– Не совсем, но так получилось. А значит, так оно и есть. В самом деле, во французском театре, для детей и подростков главные слова – чудеса и волшебство. Да и в нескольких спектаклях эти названия присутствуют. Например, мы открываем фестиваль постановкой «Алиса и другие чудеса» (современная версия на тему «Алисы в стране чудес») Театра де ля Виль. Это главный городской драматический театр Парижа, ну, после Комеди франсез. Совершенно невероятное оформление спектакля: зазеркалье, в которое попадает Алиса, передано интересным приемом: на сцене – вода, бассейн. И все герои – по колено в воде. В этой связи, увы, невозможно играть спектакль два раза в день, поскольку костюмы долго сохнут.
 
«Алисой…» открывается фестиваль, а завершается (1 октября) «Теорией чудес» театра из Грасса. Пластическая постановка сделана на стыке танца и современных приемов мультимедиа. Но при этом на сцене происходят абсолютно живые чудеса, о которых напоминают старинные научные манускрипты.
 
– Это скорее спектакль для взрослых?
 
– Взрослым он будет интересен, но во Франции он адресуется прежде всего подросткам. Также целый ряд спектаклей рассчитан на малую сцену и будут идти на разных площадках. В этом году у нас их четыре – Театр Вахтангова, «Современник», Театр Моссовета, «Школа драматического искусства». Кроме того, есть у нас и уличный спектакль «Человек В» – на манеже велосипед и виолончель – в невероятном и захватывающем диалоге. Это не моноцикл: велосипедист-виртуоз танцует, его трюки исполняются под аккомпанемент виолончели. Надо молиться, чтобы случилась хорошая погода…
 
– А если не случится?
 
– Тогда... случится чудо – дождя не будет. В общем, продумываем запасные варианты. «Человек В» был хедлайнером в прошлом году на фестивале современного танца  в Монпелье.
 
Конечно, в программу мы включили и кукольные спектакли, а также постановки для самых маленьких зрителей. Кроме того, представлена спецпрограмма по французскому искусству для детей. Мы один из немногих фестивалей, кто устраивает мастер-классы не для взрослых, а прежде всего для детей. У нас состоится квест по современной французской литературе для детей. Пройдет и открытый урок, посвященный творчеству патриарха французского арта Марселя Дюшана. А еще мы будем работать в Морозовской больнице и Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Сухаревой. Там состоится, например, спектакль для маленьких «Спокойной ночи, мышка». Спектакль кукольный, в котором с юмором обыгрываются детские страхи – такие как, например, боязнь темноты.
 
– У некоторых зрителей, я знаю, вызывает опасение языковой барьер: дескать, тяжело смотреть иностранные спектакли. Вы как-то предусмотрели этот вопрос.
 
– Уже заказано оборудование для   синхронного перевода на «Алисе» и на «Теории чудес». Часть спектаклей понятны без слов. Это, например, постановка Каролин Карлсон «Зернышки. Возвращение к земле» – такая нежная и фантастическая ода нашей планете, выраженная посредством  современного танца.
 
И еще будет совершенно чумовой жонглер Мигель Ронда. Не стоит забывать, что Франция – лидер нового цирка. Мигель жонглирует, кажется, всем на свете, даже водой. Но для него жонгляж это не спорт, а образ жизни и... философия. Кстати, он тоже едет в больницы.
 
Второй необычный артист – Камиль Буатель. Спектакль, который он привозит, называет «Человек из Уса» (мы играем его в «ШДИ»). Его спектакль – странная и абсурдная схватка человека не только с предметами, но и миром, который, как ему кажется, ополчился на него. Это такой неугомонный искатель приключений, которые вызывают удивление, улыбку и восторг. Черный юмор, который дети лучше взрослых понимают, как ни странно у этого артиста рождает сочувствие и доброту.
 
– Спектакли отбирали только вы?
 
– Да, я вместе с другим  арт-директором и худруком «Театриума на Серпуховке» Терезой Дуровой. На подготовку фестиваля уходит обычно два года. Все спектакли в афише – или премьерные, или сделаны недавно. И, конечно, нам очень помог Французский Институт. Я уже не говорю про финансовую поддержку Департамента культуры – вот уж кто понимает важность театрального воспитания для детей.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль DanceInversion открывается в Москве

    Международный фестиваль современного танца DanceInversion открывается в понедельник, 25 сентября в Москве. События пройдут на Исторической и Новой сценах Большого театра, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-опере» и Театре наций. ...
  • Лия Ахеджакова получила приз в Благовещенске

    На фестивале «Амурская осень» прошел конкурс антрепризных спектаклей, в этом году в нем были представлены десять постановок. Приз за лучший спектакль получила постановка «Игроки», а остальные награды — за режиссуру, лучшую женскую роль, лучшую мужскую игру — постановка «Мой внук Вениамин», народная артистка России Лия Ахеджакова, актер Дмитрий Мухамадеев. ...
  • «В глущобу путь ее лежит…»

    Фестиваль «Гаврош» стартовал спектаклем одного из лучших театров Франции – Театра де ля Виль. Пьеса современного драматурга Фабриса Мелькио «Алиса и другие чудеса» основывается на классическом произведении Луиса Кэррола, но вводит в сказочный мир Зазеркалья персонажей и других культовых сказок – от Красной Шапочки до Пиноккио. ...
  • В Москве пройдет Биеннале театрального искусства

    26 сентября в Москве открывается масштабное Биеннале театрального искусства. В пресс-конференции, которая состоялась в ИТАР-ТАСС, приняли участие заместитель министра культуры  РФ Александр Журавский, худрук Театра им. ...
Читайте также