Потомок Алексея Толстого создал в Бостоне русский театр

 
«Театрал» продолжает рассказ о русских театрах дальнего зарубежья. В большинстве своем это театры драматические, но есть среди них и кукольные, и музыкальные. Сегодня мы познакомим читателей с оперным театром из Бостона. Его организовал пианист и певец Александр Прохоров.  
 
– Александр, вы успешный артист, гастролирующий по всему миру. Скажите, зачем вам понадобилось организовывать свой театр? Ведь это так хлопотно…
– Если быть точным, то не театр, а оперную компанию. Эта идея давно витала в воздухе, потому что музыка сопровождает меня всю жизнь. В юности в Москве я окончил музыкальное училище по классу фортепиано, и тогда же начал серьезно заниматься вокалом. Пел в хоре «Славянский лик», которым руководила Майя Марковна Пушкина, именно она сделала меня певцом.

Позже я создал свою группу, с которой мы делали программу. Когда понял, что помимо пения мне хочется еще что-нибудь создать, стал заниматься организацией концертов. Но поскольку часто бывал на западе, то понял, что всё, что я пытаюсь сделать здесь, мне проще осуществить там.

Я решил расширить географию и отправился в США. Приехал уже состоявшимся артистом с идеей сделать концертную программу по сказкам Пушкина. С этим предложением отправился в консерваторию в Кэмбридже, где меня выслушали, а потом попросили что-нибудь спеть. И когда я спел, предложили у них учиться и даже назначили стипендию. Я согласился, но одновременно с учебой принимал участие в постановках двух оперных компаний: Бостонской Лирической Оперы и Бостонской Оперы, а также  выезжал по приглашениям на сольные концерты в другие штаты. В Америке я получил три оперных диплома: два в Longy School of Music in Cambridge: Performing Arts and Master degree (cтепень магистра) и третий в Оперном институте при Бостонском Университете.

– Можно сказать, баловень судьбы...
– Нет, что вы, совсем не так. После окончания института мне нужно было определиться с тем, что делать дальше. Пока размышлял, набрал студентов и начал с ними заниматься. Мы ставили оперные сцены, маленькие тематические спектакли, разучивали цыганские романсы и еврейские песни. Наш коллектив стал расти в профессиональном отношении, и я подумал, что с этими ребятами вполне можно организовать оперную компанию. Тем более что у одной из певиц – Ольги Лисовской, которая участвовала во многих моих проектах, проявился большой организаторский талант. Я увидел это, когда мы с Ольгой вдвоем спели оперу Перголезе «Служанка-госпожа». Постановка была тепло встречена зрителем, и мы поняли – у нас будет свой театр. Так появилась оперная компания Commonwealth Lyric Theater, в которой Ольга стала исполнительным директором, а я художественным руководителем.

– Какой была ваша первая постановка?
– Мы решили заниматься славянской музыкой, и первой нашей оперой стала «Иоланта» Петра Ильича Чайковского, потом «Алеко» Сергея Рахманинова, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова.

Ставя классику, я стараюсь адаптировать ее для современного восприятия. Так, например, в оперу «Алеко» ввел цыганскую музыку, которую аранжировали под Рахманинова. Причем так, что даже специалисты не могли различить, где Рахманинов, а где цыгане. Зато спектакль получился острее, драматичнее и был встречен американцами на «ура». Мы ставили его в католическом соборе, где прекрасная акустика. Представьте: в зале раскинулся цыганский табор, стоит кибитка, на которой сушатся вещи, билетеры и прочие служители театра одеты в цыганские наряды…

Наша постановка получила первую премию на конкурсе American National Opera Association. Туда посылают работы на DVD, не указывая авторов, поэтому лауреата выбирают вслепую. И два года подряд мы выигрывали этот конкурс. Первый раз с «Алеко», а второй раз с оперой «Моцарт и Сальери», сюжет которой тоже немного переделали.  

– В вашей оперной компании работают профессиональные артисты?
– В наших постановках участвуют профессионалы высокого уровня – солисты Metropolitan Opera и Большого театра. Они приходят к нам и по-дружески поют, не требуя никаких гонораров. Потому что знают, что гонораров для такого уровня артистов мы платить не можем. И, конечно, немаловажно, что у нас прекрасный профессиональный оркестр, с которым работают такие замечательные дирижеры как Лидия Янковская, Сергей Ханукаев, Зак Швартцман, Адриен Бриттен, и др.

Commonwealth Lyric Theater очень популярен не только в Бостоне, но и в других регионах США. Правда до сих пор не имеет своего помещения. Есть только малый зал на 250 человек, который находится непосредственно в нашем доме, что создает нам некоторые бытовые проблемы.

– Несмотря на это вы организовали еще и детскую студию Lucky ten. Сколько ребят в ней занимаются и какие дисциплины они проходят?
– Мы не делаем специального набора, кто придет, тот и будет заниматься. Бывало 60-70 человек, а на сегодняшний день у нас 20 ребят. Так сложилось исторически, что к нам приходят очень разные дети – и местные англоязычные, и приехавшие из Израиля, и из Восточной Европы. Я преподаю им вокал, а хореографию ведет Анна Кравец. То есть наши дети поют и танцуют. Мы подходим к занятиям строго – если что-то делать, то делать хорошо, профессионально. И это выдерживают не все, остаются только самые трудоспособные.

К тому же, и отношение к занятиям в студии у всех разное. Русскоязычные родители, когда приводят ребенка в студию, рассматривают массу различных факторов, и для них занятия в студии, в первую очередь, это серьезная академическая школа. Американцы смотрят на это по-другому – ребенок хочет петь, пусть развлекается, лишь бы ему было хорошо. Конечно, это очень важно и для русскоязычных тоже. Но наши дети относятся к занятиям серьезно, особенно когда им это нравится. Сейчас выросло поколение детей, с которыми мы начинали заниматься меньше десяти лет назад. И многие из них поступили в консерваторию, работают в музыкальном театре.

– Я знаю, что и ваши дети (Афанасий Прохоров и Кларк Рубинштейн) добились больших успехов на музыкальном поприще.
– Наши дети прекрасно поют. А у нас с Ириной (супруга Ирина Рубинштейн – «Т») их шестеро – двое от ее предыдущего брака, трое моих и общий ребенок – прелестная дочка, которой сейчас два года, и она уже полюбила сцену. В прошлом году мы сняли автобус и все вместе поехали в путешествие по Калифорнии. В Сан-Диего и в Сан-Франциско организовали концерты, на которых я пел вместе с детьми. Публика принимала нас прекрасно, было много восторженных отзывов в прессе.

– И не удивительно, ведь ваши дети потомки знаменитых предков, а талант накапливается поколениями. Читала, что писатель Алексей Толстой приходится вам дедом…
– Не совсем так. Прадедом по линии матери Екатерины Никитичны Толстой. Со стороны мамы такие известные личности, как композитор Дмитрий Толстой, физик Михаил Толстой, писательницы Наталья и Татьяна Толстые. Второй прадед – Михаил Леонидович Лозинский, поэт и литературный переводчик.
И семья Прохоровых тоже очень славная, с удивительной судьбой. Там есть и писатели, и математики. Брат деда, Юрий Васильевич Прохоров,  математик, академик РАН. Отец, Александр Владимирович Прохоров, профессор МГУ, прекрасно пишет, занимается составлением учебников.  Моей бабушке в этом году исполнился 101 год. Она всю жизнь работала редактором «Литературной газеты» и лично знала практически всех советских писателей.

А я вот пошел совсем по другой линии: занимаюсь музыкой, играю на рояле, сочиняю, пою и руковожу оперным театром.

– Какими новыми постановками вы порадовали своего зрителя в этом году?
– Весной состоялась премьера оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Мы театр малых форм и обычно исполняем одно- и двухактные оперы. Демон это «большая опера», 3-актная с прологом, эпилогом и даже с апофеозом... Я считаю, что продолжительность оперы связана с традициями оперных театров XIX века, когда люди приезжали в театр провести там весь вечер и обычно оперный спектакль длился около 3 часов. Мы увлеклись идеей, что сам Рубинштейн назвал оперу «фантастической». Сделали некоторые сокращения больших и помпезных сцен, для того чтобы обнажить и сделать более сконцентрированной драму, размытую музыкальным материалом, созданным композитором, чтобы опера отвечала тем стандартам. И поскольку постановка современная, используем видео декорации и эффекты, чтобы помочь реализовать концепцию демона – духа, который витает над землей и является Тамаре в снах.

В спектакле занят великолепный состав певцов и прекрасный фольклорный грузинский ансамбль «Песвеби» из Нью Йорка. Надеюсь, что опера Демон станет такой же успешной, как и другие постановки оперной компании Commonwealth Lyric Theater и мы сможем привезти нашу постановку в Москву.
 


Справка
Александр Прохоров
Родился: в 1970 году в Москве

Образование: Мерзляковское музыкальное училище при консерватории имени П.И.Чайковского по специальности фортепиано; степень магистра получил в оперном исполнении в консерватории Longy School of Music и Бостонском оперном институте.

Карьера: оперные роли певца включают в себя Дон Паскуале («Дон Паскуале» Доницетти); Раймондо ( «Лючия ди Ламмермур» Доницетти); Колин («Богема» Пуччини); Эскамилио («Кармен» Бизе); князь Гремин («Евгений Онегин» Чайковского);  Феррандо («Трубадур» Верди) и …. («Сон в Летнюю Ночь» Бриттена).

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Труппа из Италии представила в Москве современного Арлекина

    Моноспектакль итальянской актрисы Клаудии Контин Арлекино «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» состоялся 14 ноября на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств.   «В этом спектакле мы прикасаемся к древнему жанру комедии дель арте, – рассказал перед показом спектакля искусствовед Дмитрий Трубочкин. ...
  • Губернский театр поучаствует в перекрестном годе России и Японии

    Мюзикл японского театра «Боттян» могут показать в Москве на сцене Московского Губернского театра в рамках перекрестного года России и Японии, сообщает Министерство культуры Московской области.   «Возможно, отобранной для демонстрации постановкой станет мюзикл «Клятва на монете» – трогательная история любви японской медсестры и русского военнопленного в период Русско-японской войны», – говорится в сообщении на сайте министерства. ...
  • Евгений Миронов откроет фестиваль в Румынии

    XXVII Румынский Национальный театральный фестиваль откроется 20 октября в Бухаресте моноспектаклем Евгения Миронова «Гамлет | Коллаж» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа. Спектакль о человеке, оказавшемся один на один с собственным сознанием, был выпущен в 2013 году специально для Евгения Миронова. ...
  • В будущем году театры малых городов снова получат господдержку

    Для поддержки региональных и муниципальных театров Минкульт в нынешнем году выделил дополнительно 700 млн. рублей. На будущий год этот проект, состоявшийся при поддержке «Единой России», будет продолжен. Об этом сообщил на Уральском театральном форуме зам. ...
Читайте также