«Михалков понимает, что по-другому он не мог»

 
В среду Никита Михалков на коллегии Министерства культуры РФ сообщил о выходе из попечительского совета Фонда кино. «Театрал» попросил прокомментировать эту ситуацию экспертов в области кинематографа.

Генеральный директор ФГБУК «Роскультпроект» Олег Иванов:

- Никита Сергеевич сам все прокомментировал. Причины выхода из Совета он назвал, и их бессмысленно повторять, а последствия пока рано прогнозировать и оценивать. Но естественно, что отсутствие Никиты Сергеевича в попечительском совете, сделает Фонд хуже. Сможет ли Фонд каким-то образом это компенсировать, я сомневаюсь. Потому что присутствие в попечительском совете знакового режиссера такой величины было крайне целесообразно.
Я понимаю, что это решение обдуманно и совершенно не спонтанно, как это хотели бы представить оппоненты. Обдуманно – это значит, что Михалков понимает, что по-другому он не мог. Событие это громкое, а к чему оно приведет, сейчас сложно сказать. В любом случае, это позиция, которая не может быть не услышана.

Аналитик кинопроцесса, продюсер Вячеслав Шмыров:

- Я думаю, что выход Михалкова из попечительского совета Фонда кино, прежде всего, свидетельствует о раскладе сил в этом совете не в пользу Михалкова. Известно, например, что какое-то время назад он поддержал попытку снять с должности исполнительного директора Фонда Антона Малышева и поставить на его место своего человека. Но из этого ничего не вышло. Никита Сергеевич все время одержим идеей расставлять на «хлебные места» своих людей, при том что его кадровый ресурс всегда был достаточно ограниченным и спонтанным. Вот и в этом раз вышел облом... Трудно быть государственником без доступа к государственному карману.

Киновед Кирилл Разлогов:

- Фонд кино – очень своеобразная организация со своеобразной историей и судьбой. И на работу Фонда, безусловно, может оказать влияние такой демонстративный уход одного из самых крупных кинематографистов. Все это результат конфликтных ситуаций и в руководстве Фонда кино, и в отношениях Фонда кино с Министерством культуры. Такое происходит уже не первый раз. Это уже четвертый или пятый скандал, связанный с Фондом.
Когда люди распределяют такие большие деньги, то, естественно, довольных мало, а недовольных много. И Никита Сергеевич, наверное, не просто так с бухты-барахты вдруг решил выйти. За этим стоит некая принципиальная позиция. Тем более, нельзя сказать, что Фонд кино обижал его студию «Тритэ», она была среди студий-мейджоров, получала поддержку Фонда.

Но все зависит от очень многих обстоятельств. Оптимального варианта для работы Фонда кино - не найдено. Критерий, который в настоящее время выдвигается – процент доходов от отечественного кино к общему объему кассового сбора - очень сомнительный. На самом деле, это решается относительно просто - наличием двух или трех суперкассовых картин отечественной кинематографии, чему Фонд кино, конечно, помогает, но не он один.

Что касается фестивальных успехов нашего кино, то, как правило, это довольно редко бывают картины, поддержанные Фондом кино.

Из каких соображений Никита Сергеевич решился на этот демонстративный шаг?  Видимо, тот факт, что попечительский совет, в основном, состоит из чиновников. На 90 процентов, а кинематографисты представлены там очень узким кругом, и они оказываются в меньшинстве при принятии решений. И это, конечно, раздражает, - когда приходится слушать людей, которые, может быть, очень компетентны в своей области, но мало что понимают в такой тонкой материи, как кинопроцесс. Так что психологически я его понять могу, политически – это будет зависеть от того, к каким результатам это приведет. Любая нестабильность в работе Фонда кино – это минус.

Кинокритик Виктор Матизен:

- Если бы место в попечительском совете Фонда кино заняла бы не Тимакова, а Песков, то уверен, что Никита Сергеевич с большим удовольствием остался в этом совете. Он смеет возмущаться вступлением в эту организацию пресс-секретаря премьер-министра, но, если бы это был пресс- секретарь президента, он бы ни за что не посмел возмутиться.

Но вообще, это все производит достаточно смешное впечатление, потому что от его присутствия, с моей точки зрения, там никакой пользы кинематографу не было. Политика Фонда кино, я считаю, остается такой же непродуктивной, как и политика министерства культуры. Они категорически не умеют делать то, что реально понравится зрителям и поэтому большинство их фильмов проваливается так же, как проваливаются фильмы, финансируемые министерством. Но у минкульта есть хотя бы то оправдание, что они финансируют художественные проекты, а у Фонда кино нет и этого оправдания.

Мне кажется, что вообще работа Фонда кино непродуктивна. Пока государство радикальным образом не пересмотрит свою политику в отношении кино, никакого проку не будет. Государство должно предоставить максимальный простор частным продюсерам, а не запугивать их так, как это происходит сейчас. Тогда может быть что-то изменится к лучшему.
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
ТегиКино
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Со-твори «Театрал» и получи приглашение в лучшие театры Москвы!

    До окончания акции «Со-твори «Театрал» вместе с нами» остается меньше двух недель. Мы искренне благодарим читателей, которые нашли возможность поддержать выпуск ноябрьского номера журнала. Присоединяясь к нам, ведущие московские театры благодарят участников акции и приглашают вас прийти на их аншлаговые постановки в качестве почетных гостей, заняв лучшие места в партере. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
  • Поучаствуйте в акции и получите книгу о театре!

    До окончания акции «Со-твори «Театрал» с нами» остается менее двух недель. Поддержать выпуск ноябрьского номера журнала можно на краудфандинговой платформе Planeta.ru. А в знак благодарности предлагаем вам выбрать книгу о театре!  - «Пьеса принята единогласно. ...
  • Актеры захватили здание немецкого Фольксбюне

    В минувшую пятницу активисты заняли здание Берлинского театра Фольксбюне. Они протестуют против джентрификации Берлина (строительства элитных домов в старых районах и выдавливания таким образом оттуда коренного населения) и назначения нового интенданта (худрука) театра бельгийского искусствоведа Криса Деркона. ...
Читайте также