«Владимир Урин выбрал единственно возможную стратегию»

Театральные деятели о переносе премьеры Серебренникова в Большом театре

 
В понедельник, 10 июля, гендиректор Большого театра Владимир Урин рассказал о причинах переноса балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова и подчеркнул, что спектакль не отменяется: его покажут в мае 2018 года. В тот же день Министерство культуры подтвердило факт разговора главы ведомства Владимира Мединского с Владимиром Уриным. «Театрал» попросил экспертов из театральной среды прокомментировать ситуацию.

Борис Мездрич, театральный менеджер:
– Надо прислушаться к Урину, потому что это человек опытный и порядочный. Я не считаю, что то, что говорит Урин, не соответствует действительности. Другой вопрос, что, по моему мнению, наше общество движется в неверном направлении. Нас все время зажимают в какие-то рамки, в которых наша страна уже была, но тогда было хотя бы понятно, где границы этих рамок. А сейчас, с одной стороны, существует конституционная нормативная база, правильная, конкретная, по которой мы живем, но кто-то все время пытается ее рамки сужать, а это неверно – все должно быть четко записано и зафиксировано. Мы уже говорили о ситуации с «Тангейзером» два с лишним года назад, что тогда было принято неправильное решение, и даже не в отношении меня, а в отношении спектакля, прежде всего, а сейчас мы видим, что ситуация опять развивается в противоречии с конституционными нормами.

Если говорить о балете «Нуреев» Большого театра, то Урин отметил во время своего выступления на брифинге, что он прекрасно понимал: если брать такой материал, то известные факты биографии Нуреева всплывут. Когда такой театр, как Большой, попал в эту историю, все вздрогнули. Нужно, чтобы власть это увидела, нужны такие люди в руководстве культуры, прежде всего, которые не были бы столь категоричны в своих убеждениях, которые не заменяли бы реальную жизнь мифами. Урин выбрал единственную возможную в создавшейся ситуации стратегию поведения. Конечно, ему нелегко – это видно и по нему самому, и по всей ситуации. Когда театр попадает в такие обстоятельства, это невесело, я Урина очень хорошо понимаю, но он, я думаю, вырулит.

Геннадий Смирнов, заместитель председателя СТД РФ:
– У театра есть право самостоятельно принимать решение о публичном исполнении спектакля, и это право у него никто отнять не может, а про остальные версии, конспиративные, я ничего не знаю. Постановку я не видел, так что ничего сказать не могу. У Урина есть право переносить спектакль, и, зная Владимира Георгиевича, могу лишь добавить, что он единолично, основываясь только на своем впечатлении от спектакля, такое решение принимать бы не стал. Думаю, он собрал Махара Вазиева и других руководителей театра, посоветовался и принял решение. Нормально, я считаю, очень демократично. Махар на брифинге стоял рядом – мог бы возразить. Я думаю, что там все в порядке, а это просто как всегда – какое-то событие происходит, пытаются из него сделать информационный повод.

Наталья Каминская, театральный критик:
– Почему перенос премьеры вызвал такой шум? Во-первых, это громкая премьера, посвященная интересной, яркой фигуре. Во-вторых, режиссер Серебренников, хореограф Посохов и композитор Демуцкий уже делали в Большом театре замечательный спектакль (балет «Герой нашего времени». – «Т»), они себя зарекомендовали. Все это привлекало внимание. В этот момент началась странная и, на мой взгляд, совершенно позорная история с так называемым делом «Седьмой студии». Эта история продолжается, и естественно ощущение, что вокруг фигуры Серебренникова сгущаются тучи. Вся эта безобразная заваруха не могла не повлиять на то, что произошло в Большом театре. Урин даже сказал, что отложенная премьера будет репутационной потерей – как раз по той причине, что сопрягается с делом «Седьмой студии», в котором, к сожалению, фигурирует фамилия Серебренникова.

Владимир Урин у всего театрального сообщества, в том числе и у меня, вызывает уважение и доверие. Я внимательно прочитала материалы пресс-конференции, и мне хотелось бы верить, что причина переноса премьеры именно в том, что ее не успели сделать так, как хотелось. К тому же, учитывая пристальное внимание, которое сейчас приковано к режиссеру, выпустить сырой продукт значило бы вызвать совершенно ненужный резонанс. Я очень жду этой премьеры и хочу верить, что она состоится.

Что касается средств массовой информации, которые поспешили объяснить все иначе (давлением со стороны чиновников. – «Т»), я бы не стала так торопиться с выводами. Хотя причины нашей истерии не случайны – она не на пустом месте.
 
Алексей Бартошевич, профессор ГИТИСа:
– Я знаю Владимира Урина как замечательного, умного и современного руководителя, поэтому здесь два варианта. Первый вариант: ему действительно показалось что-то незаконченным, недоработанным. Я допускаю такой вариант, хотя вполне допускаю и второй вариант, о котором ничего не знаю, но могу предположить, что, очевидно, в дело вмешались какие-то мощные силы, которые могли счесть сам сюжет балета и свойство Нуреева чем-то предосудительным, и могли вмешаться таким образом, что руководству Большого театра никакого другого выхода, кроме переноса спектакля, не оставалось. Конечно, если эту историю рассматривать в контексте того, что происходит в театре, в частности, в театре Серебренникова, если связывать эту историю с тем, что случилось с Гоголь-центром, то невольно подозреваешь, что дело не просто в недоделанности работы.

Я привык доверять Урину, и мне нравится его художественная политика в Большом театре. В конце концов, проще всего ему было поставить большую стену на пути современной оперы и современного балета, сказать: «Большой театр – это наш бастион национальной классики, и пусть там идет «Лебединое озеро» так, как оно шло 50 лет назад, и «Иван Сусанин» так, как 150 лет назад», – однако он дал работать в театре и Серебренникову, и Някрошюсу, и Туминасу, стало быть, он думает об обновлении театра. Поднимать по этому поводу скандал и ставить под сомнение художественную политику Урина – это самый простой вариант, но думаю, что это несправедливо.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Усы Сальвадора Дали сохранили свою форму

    Тело Сальвадора Дали, которое эксгумировали по решению суда для установления отцовства, хорошо сохранилось благодаря бальзамированию. Даже знаменитые усы испанского художника не потеряли своей формы. – Его усы остаются неизменными, показывая 10 и 10 (часов и минут, как на циферблате часов – Т. ...
  • Итоги сезона

    По традиции, летом «Театрал» подводит итоги минувшего сезона. Как и всегда, мы попросили экспертов отметить главные события, разочарования и тенденции. Обзор начинает обозреватель журнала Ольга Егошина. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни. ...
  • Сальвадора Дали эксгумируют для установления отцовства

    В четверг, 20 июля, по решению суда будет проведена эксгумация тела Сальвадора Дали. Сейчас оно находится в театре-музее художника в испанском городе Фигерас. Иск об установлении отцовства подала телеведущая Пилар Абель Мартинес. ...
  • «Понимание понятий». Минкульт отделил «современное» искусство от «актуального»

    Министерство культуры составило директиву о правильном употреблении терминов «современное искусство» и «актуальное искусство». Документ за подписью замминистра Владимира Аристархова (на фото) направили в региональные органы управления культурой и подведомственные организации. ...
Читайте также