«Владимир Урин выбрал единственно возможную стратегию»

Театральные деятели о переносе премьеры Серебренникова в Большом театре

 
В понедельник, 10 июля, гендиректор Большого театра Владимир Урин рассказал о причинах переноса балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова и подчеркнул, что спектакль не отменяется: его покажут в мае 2018 года. В тот же день Министерство культуры подтвердило факт разговора главы ведомства Владимира Мединского с Владимиром Уриным. «Театрал» попросил экспертов из театральной среды прокомментировать ситуацию.

Борис Мездрич, театральный менеджер:
– Надо прислушаться к Урину, потому что это человек опытный и порядочный. Я не считаю, что то, что говорит Урин, не соответствует действительности. Другой вопрос, что, по моему мнению, наше общество движется в неверном направлении. Нас все время зажимают в какие-то рамки, в которых наша страна уже была, но тогда было хотя бы понятно, где границы этих рамок. А сейчас, с одной стороны, существует конституционная нормативная база, правильная, конкретная, по которой мы живем, но кто-то все время пытается ее рамки сужать, а это неверно – все должно быть четко записано и зафиксировано. Мы уже говорили о ситуации с «Тангейзером» два с лишним года назад, что тогда было принято неправильное решение, и даже не в отношении меня, а в отношении спектакля, прежде всего, а сейчас мы видим, что ситуация опять развивается в противоречии с конституционными нормами.

Если говорить о балете «Нуреев» Большого театра, то Урин отметил во время своего выступления на брифинге, что он прекрасно понимал: если брать такой материал, то известные факты биографии Нуреева всплывут. Когда такой театр, как Большой, попал в эту историю, все вздрогнули. Нужно, чтобы власть это увидела, нужны такие люди в руководстве культуры, прежде всего, которые не были бы столь категоричны в своих убеждениях, которые не заменяли бы реальную жизнь мифами. Урин выбрал единственную возможную в создавшейся ситуации стратегию поведения. Конечно, ему нелегко – это видно и по нему самому, и по всей ситуации. Когда театр попадает в такие обстоятельства, это невесело, я Урина очень хорошо понимаю, но он, я думаю, вырулит.

Геннадий Смирнов, заместитель председателя СТД РФ:
– У театра есть право самостоятельно принимать решение о публичном исполнении спектакля, и это право у него никто отнять не может, а про остальные версии, конспиративные, я ничего не знаю. Постановку я не видел, так что ничего сказать не могу. У Урина есть право переносить спектакль, и, зная Владимира Георгиевича, могу лишь добавить, что он единолично, основываясь только на своем впечатлении от спектакля, такое решение принимать бы не стал. Думаю, он собрал Махара Вазиева и других руководителей театра, посоветовался и принял решение. Нормально, я считаю, очень демократично. Махар на брифинге стоял рядом – мог бы возразить. Я думаю, что там все в порядке, а это просто как всегда – какое-то событие происходит, пытаются из него сделать информационный повод.

Наталья Каминская, театральный критик:
– Почему перенос премьеры вызвал такой шум? Во-первых, это громкая премьера, посвященная интересной, яркой фигуре. Во-вторых, режиссер Серебренников, хореограф Посохов и композитор Демуцкий уже делали в Большом театре замечательный спектакль (балет «Герой нашего времени». – «Т»), они себя зарекомендовали. Все это привлекало внимание. В этот момент началась странная и, на мой взгляд, совершенно позорная история с так называемым делом «Седьмой студии». Эта история продолжается, и естественно ощущение, что вокруг фигуры Серебренникова сгущаются тучи. Вся эта безобразная заваруха не могла не повлиять на то, что произошло в Большом театре. Урин даже сказал, что отложенная премьера будет репутационной потерей – как раз по той причине, что сопрягается с делом «Седьмой студии», в котором, к сожалению, фигурирует фамилия Серебренникова.

Владимир Урин у всего театрального сообщества, в том числе и у меня, вызывает уважение и доверие. Я внимательно прочитала материалы пресс-конференции, и мне хотелось бы верить, что причина переноса премьеры именно в том, что ее не успели сделать так, как хотелось. К тому же, учитывая пристальное внимание, которое сейчас приковано к режиссеру, выпустить сырой продукт значило бы вызвать совершенно ненужный резонанс. Я очень жду этой премьеры и хочу верить, что она состоится.

Что касается средств массовой информации, которые поспешили объяснить все иначе (давлением со стороны чиновников. – «Т»), я бы не стала так торопиться с выводами. Хотя причины нашей истерии не случайны – она не на пустом месте.
 
Алексей Бартошевич, профессор ГИТИСа:
– Я знаю Владимира Урина как замечательного, умного и современного руководителя, поэтому здесь два варианта. Первый вариант: ему действительно показалось что-то незаконченным, недоработанным. Я допускаю такой вариант, хотя вполне допускаю и второй вариант, о котором ничего не знаю, но могу предположить, что, очевидно, в дело вмешались какие-то мощные силы, которые могли счесть сам сюжет балета и свойство Нуреева чем-то предосудительным, и могли вмешаться таким образом, что руководству Большого театра никакого другого выхода, кроме переноса спектакля, не оставалось. Конечно, если эту историю рассматривать в контексте того, что происходит в театре, в частности, в театре Серебренникова, если связывать эту историю с тем, что случилось с Гоголь-центром, то невольно подозреваешь, что дело не просто в недоделанности работы.

Я привык доверять Урину, и мне нравится его художественная политика в Большом театре. В конце концов, проще всего ему было поставить большую стену на пути современной оперы и современного балета, сказать: «Большой театр – это наш бастион национальной классики, и пусть там идет «Лебединое озеро» так, как оно шло 50 лет назад, и «Иван Сусанин» так, как 150 лет назад», – однако он дал работать в театре и Серебренникову, и Някрошюсу, и Туминасу, стало быть, он думает об обновлении театра. Поднимать по этому поводу скандал и ставить под сомнение художественную политику Урина – это самый простой вариант, но думаю, что это несправедливо.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт Чечни усилит контроль над артистами

    Во вторник, 16 июля, Министерство культуры Чеченской республики заявило, что будет выявлять артистов, чьи видеозаписи выступлений публикуются в интернете, а репертуар при этом не согласован с властями. По мнению главы министерства Хож-Бауди Дааева, в Сети возросло количество роликов, которые вредят имиджу чеченского народа. ...
  • Театр «Геликон-опера» объявил о редкой вакансии

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 16 сентября проведет конкурс, цель которого – отобрать артистов оркестра в группу труб. Как сообщается на официально сайте театра, заявки для участия в конкурсе принимаются до 12 сентября по электронной почте tatatisha@mail. ...
  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
  • Жители Челябинска могут стать актерами Камерного театра

    Челябинский Камерный театр готовит спектакль по киносценарию Леонида Филатова «Сукины дети». Для этой постановки театр проведет кастинг и соберет новый коллектив. Главное условие для артистов – отсутствие театрального образования, поэтому принять участие в конкурсе сможет любой житель Челябинска. ...
Читайте также