«Владимир Урин выбрал единственно возможную стратегию»

Театральные деятели о переносе премьеры Серебренникова в Большом театре

 
В понедельник, 10 июля, гендиректор Большого театра Владимир Урин рассказал о причинах переноса балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова и подчеркнул, что спектакль не отменяется: его покажут в мае 2018 года. В тот же день Министерство культуры подтвердило факт разговора главы ведомства Владимира Мединского с Владимиром Уриным. «Театрал» попросил экспертов из театральной среды прокомментировать ситуацию.

Борис Мездрич, театральный менеджер:
– Надо прислушаться к Урину, потому что это человек опытный и порядочный. Я не считаю, что то, что говорит Урин, не соответствует действительности. Другой вопрос, что, по моему мнению, наше общество движется в неверном направлении. Нас все время зажимают в какие-то рамки, в которых наша страна уже была, но тогда было хотя бы понятно, где границы этих рамок. А сейчас, с одной стороны, существует конституционная нормативная база, правильная, конкретная, по которой мы живем, но кто-то все время пытается ее рамки сужать, а это неверно – все должно быть четко записано и зафиксировано. Мы уже говорили о ситуации с «Тангейзером» два с лишним года назад, что тогда было принято неправильное решение, и даже не в отношении меня, а в отношении спектакля, прежде всего, а сейчас мы видим, что ситуация опять развивается в противоречии с конституционными нормами.

Если говорить о балете «Нуреев» Большого театра, то Урин отметил во время своего выступления на брифинге, что он прекрасно понимал: если брать такой материал, то известные факты биографии Нуреева всплывут. Когда такой театр, как Большой, попал в эту историю, все вздрогнули. Нужно, чтобы власть это увидела, нужны такие люди в руководстве культуры, прежде всего, которые не были бы столь категоричны в своих убеждениях, которые не заменяли бы реальную жизнь мифами. Урин выбрал единственную возможную в создавшейся ситуации стратегию поведения. Конечно, ему нелегко – это видно и по нему самому, и по всей ситуации. Когда театр попадает в такие обстоятельства, это невесело, я Урина очень хорошо понимаю, но он, я думаю, вырулит.

Геннадий Смирнов, заместитель председателя СТД РФ:
– У театра есть право самостоятельно принимать решение о публичном исполнении спектакля, и это право у него никто отнять не может, а про остальные версии, конспиративные, я ничего не знаю. Постановку я не видел, так что ничего сказать не могу. У Урина есть право переносить спектакль, и, зная Владимира Георгиевича, могу лишь добавить, что он единолично, основываясь только на своем впечатлении от спектакля, такое решение принимать бы не стал. Думаю, он собрал Махара Вазиева и других руководителей театра, посоветовался и принял решение. Нормально, я считаю, очень демократично. Махар на брифинге стоял рядом – мог бы возразить. Я думаю, что там все в порядке, а это просто как всегда – какое-то событие происходит, пытаются из него сделать информационный повод.

Наталья Каминская, театральный критик:
– Почему перенос премьеры вызвал такой шум? Во-первых, это громкая премьера, посвященная интересной, яркой фигуре. Во-вторых, режиссер Серебренников, хореограф Посохов и композитор Демуцкий уже делали в Большом театре замечательный спектакль (балет «Герой нашего времени». – «Т»), они себя зарекомендовали. Все это привлекало внимание. В этот момент началась странная и, на мой взгляд, совершенно позорная история с так называемым делом «Седьмой студии». Эта история продолжается, и естественно ощущение, что вокруг фигуры Серебренникова сгущаются тучи. Вся эта безобразная заваруха не могла не повлиять на то, что произошло в Большом театре. Урин даже сказал, что отложенная премьера будет репутационной потерей – как раз по той причине, что сопрягается с делом «Седьмой студии», в котором, к сожалению, фигурирует фамилия Серебренникова.

Владимир Урин у всего театрального сообщества, в том числе и у меня, вызывает уважение и доверие. Я внимательно прочитала материалы пресс-конференции, и мне хотелось бы верить, что причина переноса премьеры именно в том, что ее не успели сделать так, как хотелось. К тому же, учитывая пристальное внимание, которое сейчас приковано к режиссеру, выпустить сырой продукт значило бы вызвать совершенно ненужный резонанс. Я очень жду этой премьеры и хочу верить, что она состоится.

Что касается средств массовой информации, которые поспешили объяснить все иначе (давлением со стороны чиновников. – «Т»), я бы не стала так торопиться с выводами. Хотя причины нашей истерии не случайны – она не на пустом месте.
 
Алексей Бартошевич, профессор ГИТИСа:
– Я знаю Владимира Урина как замечательного, умного и современного руководителя, поэтому здесь два варианта. Первый вариант: ему действительно показалось что-то незаконченным, недоработанным. Я допускаю такой вариант, хотя вполне допускаю и второй вариант, о котором ничего не знаю, но могу предположить, что, очевидно, в дело вмешались какие-то мощные силы, которые могли счесть сам сюжет балета и свойство Нуреева чем-то предосудительным, и могли вмешаться таким образом, что руководству Большого театра никакого другого выхода, кроме переноса спектакля, не оставалось. Конечно, если эту историю рассматривать в контексте того, что происходит в театре, в частности, в театре Серебренникова, если связывать эту историю с тем, что случилось с Гоголь-центром, то невольно подозреваешь, что дело не просто в недоделанности работы.

Я привык доверять Урину, и мне нравится его художественная политика в Большом театре. В конце концов, проще всего ему было поставить большую стену на пути современной оперы и современного балета, сказать: «Большой театр – это наш бастион национальной классики, и пусть там идет «Лебединое озеро» так, как оно шло 50 лет назад, и «Иван Сусанин» так, как 150 лет назад», – однако он дал работать в театре и Серебренникову, и Някрошюсу, и Туминасу, стало быть, он думает об обновлении театра. Поднимать по этому поводу скандал и ставить под сомнение художественную политику Урина – это самый простой вариант, но думаю, что это несправедливо.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сатирикон» ответит Минкульту

    Театр «Сатирикон» подготовит правовой комментарий в ответ на заявление министра культуры Владимира Мединского о финансовых недостатках в деятельности театра. Об этом «Театралу» сообщил директор театра Анатолий Полянкин. ...
  • «Союзмультфильм» надеется уладить конфликт с Эдуардом Успенским

    Съемки продолжения мультсериала «Простоквашино» не нарушают авторские права Эдуарда Успенского. Об этом в воскресенье, 19 ноября, сообщили в пресс-службе киностудии. «В ноябре 2016 года, перед началом работы над проектом «Новое Простоквашино» ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» (далее - Киностудия) получило согласие у Э. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
  • Дмитрий Богачев покинул Stage Entertainment

    Продюсер Дмитрий Богачев покидает пост гендиректора Stage Entertainment Russia — дочерней компании крупного голландского холдинга, пришедшего в Россию 13 лет назад.   Дмитрий Альбертович объяснил это решение разногласиями с головным руководством международной компании: «Мои новые творческие идеи и инициативы перестали вписываться в консервативную стратегию их корпоративного управления», – сказал он в заявлении ТАСС. ...
Читайте также