Страшный сон в летнюю ночь

В «Гоголь-центре» сыграли «спектакль-которого-не-было»

 
Я смотрела «Сон в летнюю ночь» на «Платформе» в 2012 году, потом еще раз – уже на площадке «Гоголь-центра». Но когда началось судебное разбирательство вокруг «Седьмой студии» и следователь заявил, что спектакля не существовало, премьера была фиктивной, а деньги на постановку, вероятно, были украдены, я поняла, что срочно должна увидеть его еще раз и убедиться, что это был не сон. 
 
События последнего месяца и правда, напоминали ночной кошмар: внезапное вторжение силовиков в «Гоголь-центр» и квартиру Кирилла Серебренникова, обыски без постановления суда, арест  экс-директора «Седьмой студии» Юрия Итина и главного бухгалтера Нины Масляевой, а потом и бывшего продюсера Алексея Малобродского. Всем им инкриминировали хищение денежных средств, выделенных Министерством культуры на проект «Платформа» – инновационную площадку на «Винзаводе», объединявшую театр, танец, музыку и медиа-арт.
 
В прессе мелькали самые разные цифры от 1,5 до 200 млн. рублей –  то есть полной суммы гранта, полученного за четыре года. Но за это время на «Платформе» было осуществлено такое количество проектов – спектаклей, опер и концертов (музыка, кстати, специально заказывалась молодым современным композиторам, что в наши дни делается крайне редко), что этих денег должно было с трудом хватить на такую обширную программу.

Многие события на «Платформе» были уникальными и, что называется, одноразовыми. И удивительно, что прокуратура в качестве «спектакля-которого-не-было» выбрала постановку, до сих пор существующую в репертуаре «Гоголь-центра».  

 
Несмотря на абсурдность этих обвинений и поручительства от известных и уважаемых театральных деятелей, Алексея Малобродского все-таки отправили на месяц в СИЗО, отказавшись отпустить его под домашний арест, как Юрия Итина, хотя эту меру пресечения даже президент назвал крайней для экономических преступлений. Тут даже обычно аморфное театральное сообщество не выдержало и выступило общим фронтом на Акции солидарности 28 июня, в которой приняли участие около 60 театров из 30 городов России. Известные режиссеры – Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Алексей Бородин, Лев Додин, Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Андрей Звягинцев, Сергей Женовач, Михаил Бычков и многие-многие другие выступили в защиту своего коллеги, к ним присоединились актеры, продюсеры, художники, драматурги и критики.
 
Честно говоря, я предполагала, что и спектакль «Сон в летнюю ночь», который идет в «Гоголь-центре» как раз в эти дни, с 3 по 8 июля, превратится в стихийную Акцию солидарности. Но на улице Казакова было спокойно: никаких пикетов и плакатов, никаких телекамер, только одинокая полицейская машина дежурила возле входа – кажется, ожидали каких-то высоких гостей. Не знаю, смотрел ли спектакль следователь, но зрители наверняка оценили масштаб и стоимость этой впечатляющей постановки, в которой заняты все артисты «Седьмой студии».
 
Действие происходит в трех разных локациях: в большом зале построена  стеклянная веранда, на которой выясняют свои отношения божественные хозяева леса – Оберон и Титания, фойе второго этажа превращается в школьный класс, где во время выпускного вечера резвятся влюбленные молодые герои, а потом – в кабинет психоаналитика, где вскрываются болезненные подробности супружеских отношений  Тезея и Ипполиты (тут используются цитаты из «Укрощения строптивой» и текст драматурга Валерия Печейкина).

А в финале все поднимаются на сцену, где выступают со своим любительским спектаклем работяги-мастеровые.
 
И тут снова – уже в третий раз – на моих глазах происходит чудо. Дурацкая комедия о Пираме и Фисбе, над которой мы только что хохотали, вдруг превращается в настоящую трагедию и соединяется с плачем Монтеверди в исполнении Светланы Мамрешевой. А зрителей приглашают вращать вместе с актерами поворотный круг – круг жизни, и все вместе мы становимся участниками какого-то тайного ритуала, исполнителями воли судьбы, предписанной свыше.         
 
Спектакль Серебренникова поражает своей амплитудой – от шаржевых, карикатурных сцен, грубости и эпатажа до возвышенных, почти мистериальных эпизодов. Отношения мужчины и женщины – главный сюжет этого «Сна» – здесь проходят все стадии от юношеского  робкого влечения и плотской страсти до неуправляемого чувства, внушенного жестокими богами, которые с легкостью играют людьми, используют их в своих целях, чтобы потом выбросить на помойку.  
 
Будет, наверное, натяжкой сравнивать коварство богов с поступками нынешней власти, которая по своей воле то благосклонно поощряет комедиантов (напомним, что гранты на «Платформу» выделялись по личному указу президента), а потом бросает в тюрьму ставших неугодными деятелей культуры. Но для театрального сообщества очевидно, что преследование бывших сотрудников «Седьмой студии» – это заказ, направленный на устрашение слишком смелых и независимых режиссеров, что хищения миллионов происходят не там, где делается искусство, а если в театре и происходят нарушения буквы закона, то из-за нелепости этих самых законов, связывающих директоров по рукам и ногам.
 
На четверг, 6 июля, назначено рассмотрение апелляция по делу Алексея Малобродского. Адвокаты и коллеги, чьи ходатайства и поручительства будут переданы суду, просят избрать для него меру пресечения, не связанную с арестом. А сам Алексей Аркадьевич, похоже, больше всего обеспокоен, как все это дело скажется на его репутации и добром имени – том немногом, что он заработал за годы, отданные театру.

P.S. от 6 июля
По решению Мосгорсуда Алексей Малобродский оставлен под стражей без изменения меры пресечения. Апелляция отклонена.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши материалы.  


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также