Громким шепотом

Как суфлеры помогают артистам

 
Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.
 
Должен ли суфлер знать пьесу наизусть?
Это идеальный вариант. Знание текста помогает среагировать мгновенно и подсказать слова, не затягивая паузу. И все же наличие перед глазами суфлерского экземпляра – необходимо.
 
Когда требуется помощь суфлера?
Порой чтобы чувствовать себя увереннее, артисту достаточно одного присутствия суфлера – срабатывает психологический фактор. Но бывают обстоятельства, из-за которых артист теряется и забывает текст, даже если отлично его знал: волнение, недомогание, длительный перерыв в работе… Суфлер участвует в выпуске премьер и репетициях спектаклей текущего репертуара. Самая сложная часть работы – срочные вводы, поскольку они требуют полной мобилизации.
 
Что именно говорит суфлер?
Слово или несколько слов, в которых заключается смысл фразы. Передать целое предложение сложно. Да это и не нужно: актер знает текст, ему надо только сориентироваться.
 
Почему актеры слышат суфлера, а зрители нет?
Это объясняется законами физики. Звук, который подает суфлер, направлен на сцену, а зритель сидит в зале. К тому же, это не громкий голос, а специфический шепот.
 
Где находится суфлер во время спектакля?  
Со времен дореволюционного театра местом суфлера всегда была специальная будка. Однако технические возможности современной сцены диктуют новые правила: оставаясь в будке, суфлер оказался бы в опасной близости от механизмов, приводящих сцену в движение. Поэтому суфлера перевели за кулисы. И если раньше зритель точно знал его местоположение, то теперь он может только догадываться, где находится этот невидимый шептун. Место за кулисами, как правило, стационарное, но есть спектакли, в которых мы переходим с одной стороны сцены на другую.
 
Сколько суфлеров работает в МХТ?
Трое. Каждый отвечает за те спектакли, которые выпускал. Но, разумеется, мы страхуем друг друга. Имя суфлера, ведущего спектакль, указано в программке.
 
Где учат на суфлера?
Нигде – эта специальность передается от поколения к поколению. Как правило, суфлерами становятся работники театра. Такая система избавляет актеров от необходимости привыкать к новому человеку. В нашем деле огромное значение имеет доверие со стороны коллег, а люди склонны больше доверять тем, кого хорошо знают.
Если обо мне, то сначала я работала в отделе кадров, а через несколько лет мне предложили быть суфлером, что стало знаковым событием моей жизни. Как любой человек, я переживала, что не справлюсь, но время расставило все на свои места, и теперь я могу сказать, что это моя профессия.
 
Какими качествами должен обладать суфлер?
Если человек пришел работать в театр, а не в банк или рекламное агентство, это уже говорит о многом. На самом деле, о главном – о любви к театру. Рабочий день я начинаю с улыбки, потому что люблю свою работу, понимаю ее как помощь и служение. Опыт, пытливый ум, чуткость, внимательность и желание познавать премудрости своего дела – все, что для этого нужно.
 
В чем секрет мастерства?
У французского souf fler есть несколько значений. Одно из них – «подсказывать». Но мне больше нравится другое – «дышать». Я бы добавила: дышать в унисон с тем, что происходит на сцене. Сводить профессию к напоминанию текста было бы упрощением – задачи суфлера гораздо шире. Нужно безошибочно улавливать состояние актеров. Причем помочь, не потревожив настрой артиста – так, как будто он вспомнил все сам. 
 
Справка
Марина Проклова
Окончила Ленинградский государственный институт культуры. В МХТ им. Чехова работает 16 лет. Ведет спектакли Основной сцены.

Читайте также:
 
ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ
 
РЕЗУЛЬТАТ НАЛИЦО
 
НИКОГДА НЕ РЕПЕТИРУЙ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
 
В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР С РЕБЕНКОМ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

 
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Как познакомить ребенка с театром

    Сводить малыша на спектакль – задача не самая сложная. Сложнее укрепить его интерес и сделать так, чтобы этот поход не оказался последним. Секретами мастерства с «Театралом» делится руководитель детских программ РАМТа, педагог Алла ЛИСИЦИНА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Не заблуждайся К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. ...
  • Драма без трагедии

    Конкуренция, репетиционный запал, стресс… Конфликты в творческом коллективе – не такая уж редкость. Как выйти из ситуации достойно и не испортить отношений с коллегами, «Театралу» рассказал врач-психотерапевт, актер театра «Современник» Александр Рапопорт. ...
  • «Не приходите в театр с целью заработать»

    Я абсолютно уверен, что секретов нет ни у кого, даже у людей профессиональных. Если кто-то с умным лицом говорит, что имеет собственные секреты, то перед вами шарлатан. В фотографии есть физика, если хотите, химия и частичка души каждого, кто делает это, нажимая на кнопку именно в момент создания, а не во время работы в «редакторе». ...
Читайте также