Громким шепотом

Как суфлеры помогают артистам

 
Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.
 
Должен ли суфлер знать пьесу наизусть?
Это идеальный вариант. Знание текста помогает среагировать мгновенно и подсказать слова, не затягивая паузу. И все же наличие перед глазами суфлерского экземпляра – необходимо.
 
Когда требуется помощь суфлера?
Порой чтобы чувствовать себя увереннее, артисту достаточно одного присутствия суфлера – срабатывает психологический фактор. Но бывают обстоятельства, из-за которых артист теряется и забывает текст, даже если отлично его знал: волнение, недомогание, длительный перерыв в работе… Суфлер участвует в выпуске премьер и репетициях спектаклей текущего репертуара. Самая сложная часть работы – срочные вводы, поскольку они требуют полной мобилизации.
 
Что именно говорит суфлер?
Слово или несколько слов, в которых заключается смысл фразы. Передать целое предложение сложно. Да это и не нужно: актер знает текст, ему надо только сориентироваться.
 
Почему актеры слышат суфлера, а зрители нет?
Это объясняется законами физики. Звук, который подает суфлер, направлен на сцену, а зритель сидит в зале. К тому же, это не громкий голос, а специфический шепот.
 
Где находится суфлер во время спектакля?  
Со времен дореволюционного театра местом суфлера всегда была специальная будка. Однако технические возможности современной сцены диктуют новые правила: оставаясь в будке, суфлер оказался бы в опасной близости от механизмов, приводящих сцену в движение. Поэтому суфлера перевели за кулисы. И если раньше зритель точно знал его местоположение, то теперь он может только догадываться, где находится этот невидимый шептун. Место за кулисами, как правило, стационарное, но есть спектакли, в которых мы переходим с одной стороны сцены на другую.
 
Сколько суфлеров работает в МХТ?
Трое. Каждый отвечает за те спектакли, которые выпускал. Но, разумеется, мы страхуем друг друга. Имя суфлера, ведущего спектакль, указано в программке.
 
Где учат на суфлера?
Нигде – эта специальность передается от поколения к поколению. Как правило, суфлерами становятся работники театра. Такая система избавляет актеров от необходимости привыкать к новому человеку. В нашем деле огромное значение имеет доверие со стороны коллег, а люди склонны больше доверять тем, кого хорошо знают.
Если обо мне, то сначала я работала в отделе кадров, а через несколько лет мне предложили быть суфлером, что стало знаковым событием моей жизни. Как любой человек, я переживала, что не справлюсь, но время расставило все на свои места, и теперь я могу сказать, что это моя профессия.
 
Какими качествами должен обладать суфлер?
Если человек пришел работать в театр, а не в банк или рекламное агентство, это уже говорит о многом. На самом деле, о главном – о любви к театру. Рабочий день я начинаю с улыбки, потому что люблю свою работу, понимаю ее как помощь и служение. Опыт, пытливый ум, чуткость, внимательность и желание познавать премудрости своего дела – все, что для этого нужно.
 
В чем секрет мастерства?
У французского souf fler есть несколько значений. Одно из них – «подсказывать». Но мне больше нравится другое – «дышать». Я бы добавила: дышать в унисон с тем, что происходит на сцене. Сводить профессию к напоминанию текста было бы упрощением – задачи суфлера гораздо шире. Нужно безошибочно улавливать состояние актеров. Причем помочь, не потревожив настрой артиста – так, как будто он вспомнил все сам. 
 
Справка
Марина Проклова
Окончила Ленинградский государственный институт культуры. В МХТ им. Чехова работает 16 лет. Ведет спектакли Основной сцены.

Читайте также:
 
ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ
 
РЕЗУЛЬТАТ НАЛИЦО
 
НИКОГДА НЕ РЕПЕТИРУЙ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
 
В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР С РЕБЕНКОМ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Прогулки по воде

    «Большинство артистов театра на воде – профессиональные спортсмены (синхронистки, пловцы, ватерполисты): далеко не каждый актер без спортивного прошлого может справиться с уровнем нагрузки, который задает этот вид искусства», – рассказывает мастер спорта по синхронному плаванию Екатерина ХАПКОВА. ...
  • Громким шепотом

    Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.   Должен ли суфлер знать пьесу наизусть? Это идеальный вариант. ...
  • Люди и манекены

    Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.   От чего отталкиваться при создании образа? Создание спектакля – коллективное творчество. ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
Читайте также