Громким шепотом

Как суфлеры помогают артистам

 
Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.
 
Должен ли суфлер знать пьесу наизусть?
Это идеальный вариант. Знание текста помогает среагировать мгновенно и подсказать слова, не затягивая паузу. И все же наличие перед глазами суфлерского экземпляра – необходимо.
 
Когда требуется помощь суфлера?
Порой чтобы чувствовать себя увереннее, артисту достаточно одного присутствия суфлера – срабатывает психологический фактор. Но бывают обстоятельства, из-за которых артист теряется и забывает текст, даже если отлично его знал: волнение, недомогание, длительный перерыв в работе… Суфлер участвует в выпуске премьер и репетициях спектаклей текущего репертуара. Самая сложная часть работы – срочные вводы, поскольку они требуют полной мобилизации.
 
Что именно говорит суфлер?
Слово или несколько слов, в которых заключается смысл фразы. Передать целое предложение сложно. Да это и не нужно: актер знает текст, ему надо только сориентироваться.
 
Почему актеры слышат суфлера, а зрители нет?
Это объясняется законами физики. Звук, который подает суфлер, направлен на сцену, а зритель сидит в зале. К тому же, это не громкий голос, а специфический шепот.
 
Где находится суфлер во время спектакля?  
Со времен дореволюционного театра местом суфлера всегда была специальная будка. Однако технические возможности современной сцены диктуют новые правила: оставаясь в будке, суфлер оказался бы в опасной близости от механизмов, приводящих сцену в движение. Поэтому суфлера перевели за кулисы. И если раньше зритель точно знал его местоположение, то теперь он может только догадываться, где находится этот невидимый шептун. Место за кулисами, как правило, стационарное, но есть спектакли, в которых мы переходим с одной стороны сцены на другую.
 
Сколько суфлеров работает в МХТ?
Трое. Каждый отвечает за те спектакли, которые выпускал. Но, разумеется, мы страхуем друг друга. Имя суфлера, ведущего спектакль, указано в программке.
 
Где учат на суфлера?
Нигде – эта специальность передается от поколения к поколению. Как правило, суфлерами становятся работники театра. Такая система избавляет актеров от необходимости привыкать к новому человеку. В нашем деле огромное значение имеет доверие со стороны коллег, а люди склонны больше доверять тем, кого хорошо знают.
Если обо мне, то сначала я работала в отделе кадров, а через несколько лет мне предложили быть суфлером, что стало знаковым событием моей жизни. Как любой человек, я переживала, что не справлюсь, но время расставило все на свои места, и теперь я могу сказать, что это моя профессия.
 
Какими качествами должен обладать суфлер?
Если человек пришел работать в театр, а не в банк или рекламное агентство, это уже говорит о многом. На самом деле, о главном – о любви к театру. Рабочий день я начинаю с улыбки, потому что люблю свою работу, понимаю ее как помощь и служение. Опыт, пытливый ум, чуткость, внимательность и желание познавать премудрости своего дела – все, что для этого нужно.
 
В чем секрет мастерства?
У французского souf fler есть несколько значений. Одно из них – «подсказывать». Но мне больше нравится другое – «дышать». Я бы добавила: дышать в унисон с тем, что происходит на сцене. Сводить профессию к напоминанию текста было бы упрощением – задачи суфлера гораздо шире. Нужно безошибочно улавливать состояние актеров. Причем помочь, не потревожив настрой артиста – так, как будто он вспомнил все сам. 
 
Справка
Марина Проклова
Окончила Ленинградский государственный институт культуры. В МХТ им. Чехова работает 16 лет. Ведет спектакли Основной сцены.

Читайте также:
 
ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ
 
РЕЗУЛЬТАТ НАЛИЦО
 
НИКОГДА НЕ РЕПЕТИРУЙ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
 
В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР С РЕБЕНКОМ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Громким шепотом

    Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.   Должен ли суфлер знать пьесу наизусть? Это идеальный вариант. ...
  • Люди и манекены

    Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.   От чего отталкиваться при создании образа? Создание спектакля – коллективное творчество. ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
  • В музыкальный театр с ребенком: с чего начинать

    Мастер-класс ведет художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий ИСААКЯН.   С каких лет ребенка можно водить в театр? Основатель нашего театра Наталия Ильинична Сац считала, что ребенку младше 8 лет музыкальный театр посещать не стоит: для него это слишком серьезное искусство. ...
Читайте также