«И в России, и в Израиле жизнь непростая»

 
В четверг, 18 мая спектаклем Римаса Туминаса «Царь Эдип» в Тель-Авиве открылся международный фестиваль «Гешер», программу которого в нынешнем году составляют 39 спектаклей и творческих встреч. Однако российские постановки представлены только «Царем Эдипом» и спектаклем Робера Лепажа «Гамлет | Коллаж» (Театр наций).
 
За 10 лет, что существует фестиваль «Гешер», Театр им. Вахтангова приезжает сюда в четвертый раз. В прежние годы привозили «Дядю Ваню», «Улыбнись нам, господи» и «Евгения Онегина». На сей раз в программе – премьера нынешнего сезона «Царь Эдип».
 
– И в России, и в Израиле жизнь непростая, – говорит худрук театра «Гешер» Евгений Арье. – Поэтому то, что мы знаем друг друга, помним друг друга, ездим друг к другу и демонстрируем результаты нашего творчества, – это очень важно. Это не просто развлечение. И я очень рад, что в очередной раз приезжает спектакль Театра Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Мы много общаемся и дружим уже. Это один из выдающихся режиссеров не только на московском, но и на мировом уровне. Говорю нисколько не преувеличивая. Замечательный режиссер. И дай бог, чтобы еще не раз мы увидели его спектакли на сцене нашего театра.
 
3 тонны декораций и 9 чемоданов костюмов отправили из Москвы 45 суток назад.
– Как так получилось, ведь «Царь Эдип» шел в Москве совсем недавно – в конце апреля? – задаю вопрос директору Театра им. Вахтангова Кириллу Кроку.
– У нас два комплекта декораций, включая бутафорию. И потому «Царь Эдип» может достаточно мобильно передвигаться по миру, хотя доставка грузов из Москвы в Тель-Авив – вещь действительно непростая. Транспортная компания испытывает определенные риски, поскольку контейнер с декорациями передвигается не только наземным транспортом, но и по воде. Вся логистика – это их зона ответственности (потому и берут с запасом 45 суток), но сбоев еще не случалось.
 
Программка фестиваля «Гешер» напечатана на четырех языках – русском, английском, иврите и арабском. Русские спектакли демонстрируются с субтитрами на иврите, а публика в зале самая разношерстная: есть и туристы, и бывшие россияне, и коренные израильтяне. Не даром название фестиваля «Гешер» в переводе с иврита – мост. И действительно, когда в финальной сцене спектакля оборачиваешься в зал и в лицах зрителей читаешь сострадание персонажам античной трагедии, – то понимаешь, что общечеловеческие беды не нуждаются в пояснениях и переводах. Для Римаса Туминаса эта мысль стала основополагающей в его художественной программе. Во всяком случае, он любит повторять:
 
– Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино. Боль, любовь, ненависть – всё это мы чувствуем одинаково. Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа – школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога.
 
Наверное, в такие минуты театр и становится храмом, где все равны перед лицом Вечности (недаром в Израиле есть единственный в мире театр, в котором работают израильтяне и арабы).
 
Помимо российских спектаклей в программе фестиваля представлены израильские постановки (преимущественно театра «Гешер»).
 
– Привозить спектакли из России это вообще рентабельно для вас? – задаю вопрос продюсеру фестиваля Роману Кветнеру.
– Нет, без дополнительной финансовой поддержки ничего бы не вышло. Этот проект удалось осуществить прежде всего благодаря российскому Министерству культуры (в рамках программы «Золотая маска в Израиле»). Частично помогает и израильская сторона. Но все же фестиваль – вещь дорогостоящая (о самоокупаемости можно только мечтать), поэтому мы приглашаем те постановки, которые точно будут востребованы в Тель-Авиве. А уж постановки Римаса Туминаса или Робера Лепажа здесь, разумеется, всегда ждут.
 
Подробнее о гастролях читайте в «Театрале» в ближайшее время.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве пройдет конференция фестивального менеджмента

    24 и 25 марта директора крупнейших международных театральных фестивалей примут участие в форуме, который пройдет в российской столице по инициативе «Золотой маски». «Мы уже год занимаемся подготовкой. Люди очень занятые, всех сложно собрать, но для развития театра это очень важный опыт», - сказала «Театралу» гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина. ...
  • Борис Эйфман везет «Реквием» в Канаду

    Обновленную версию «Реквиема» - одноактного балета о вечном таинстве человеческой жизни – театр Борис Эйфмана представит в Монреале на сцене концертного зала Wilfrid-Pelletier культурного комплекса Place des Arts. Гастроли состоятся с 21 по 25 февраля. ...
  • «Мы обязательно выпустим этот спектакль вместе с Кириллом»

    Домашний арест Кирилла Серебренникова, который начался 23 августа прошлого года в связи с обвинениями по делу «Седьмой студии», вынудил руководство Deutsches Theater отложить премьеру спектакля «Декамерон», который режиссер собирался выпустить в мае на знаменитой немецкой сцене. ...
  • «На нас смотрела сама Алиса Фрейндлих!»

    В Санкт-Петербурге с успехом проходят гастроли театра Романа Виктюка.  В город на Неве мэтр привез премьерный спектакль «Мандельштам» и своих знаменитых «Саломею» и «Служанок». О том, как принимали премьеру на сцене БДТ «Театралу» рассказал актер Александр ДЗЮБА. ...
Читайте также