Любовь зла

Гастроли балета Мариинского театра на фестивале «Золотая маска»

 
Балет Мариинского театра на «Золотой маске» стал очередным экзаменом, который питерцы сдавали перед столичным зрителем (балетные москвичи на гастролях в Петербурге тоже проходят «сквозь строй» критики).
На Москве-реке многие уверены, что столичная манера «танца с душой нараспашку» интереснее питерской сдержанной точности. На Неве патриоты обожают исполнительскую каллиграфию Мариинки и с презрением поглядывают на москвичей: зачем эти варвары пренебрегают школьными правилами техники в угоду эмоциям? Часть истины тут есть. Но различия школ сегодня во многом и «преданье старины глубокой», выпихнутое в подполье с наступлением глобализма.

Амбициозная Мариинка в Москве решала сверхзадачу – представить театр как идеальный производственный механизм, завод по выпуску продукции европейского уровня. Интенсивный «чес» по заграницам отбил у труппы «вдохновение», «интуицию» и прочие театральные нежности, которые прежде культивировались балеринами и премьерами. Нынешние профессионалы работают по-западному четко – с налета станцевать спектакль нашего балетного наследия («Карнавал»), лихо отбить мировую неоклассику («Симфония до мажор») и с помощью современного хореографа Кирилла Симонова показать, что слухи о балетмейстерском кризисе в России преувеличены («Стеклянное сердце»).

Из всех названий один лишь «Карнавал» столетней давности непосредственно участвовал в конкурсе «Маски». Этот спектакль Михаила Фокина, восстановленный специалистом по реконструкциям старинных балетов Сергеем Вихаревым, посвящен музыке Шумана и художественной игре – связям европейских балов с масками комедии дель арте. Праздник жизни (Арлекин) с одним аутсайдером (Пьеро) сложен из кринолинов и черных полумасок, вальсов и галопов, семенящих пуантов (знак женственности) и больших пируэтов (символ мужественности). Танцевальная виньетка сегодня смотрится несколько натужно, хотя труппа элегантно изобразила аристократию прошлого, а лучше всех танцевала Евгения Образцова (Коломбина). В довесок к «Карнавалу» привезли два балета Баланчина. Его «Блудный сын» дается Мариинке легче, чем «Симфония до мажор», поскольку в «Сыне» можно привычно иллюстрировать содержание притчи. А в бессюжетной «Симфонии», где на музыку Бизе раскручивается роскошная архитектурная конструкция – оммаж классическому танцу, за игрой не спрячешься. В этом балете солировала Ульяна Лопаткина, верная своей фирменной «потусторонней» манере танца, поклонники кричали ей «браво». Труппа воспроизводит Баланчина лучше всех в России, но не без грехов: на фоне требуемого танцевального блеска наблюдался и стилистический «напряг», словно к легкому стеклянному кубу пристроили этаж в духе сталинского «ампира».

Одним наследием жив не будешь, нужны современные постановки, а то недолго консерватором прослыть. Балет «Стеклянное сердце» театр подавал как эксклюзив собственного производства. В нем есть условно решенные замки аристократов и реальные пощечины, танцы с куклами и пикники на охоте, мистическая гулянка на Парнасе и символически ожившая роза, отсылки к живописи Оскара Кокошки и вызывающие дамские туалеты, танцующие осколки сердца и стрельба из пистолетов, дриады среди цветов и столы, на которых лежат и танцуют. Среди этого коловращения гуляют влюбленные, но злобные персонажи, списанные с реальных исторических лиц – знаменитый композитор Густав Малер, его малоизвестный коллега Александр Цемлинский, чья музыка – в основе балета, и их общая дама – Альма. У этой роковой женщины – манеры объевшейся пантеры, которые отлично передает гибкая и чувственная Екатерина Кандаурова. Тлетворная красота «конца века» воплощена в роскошных дамских платьях и хореографии, дерганой и броской, как румянец чахоточного: к расхожей классике добавлены коловращения тазобедренных суставов, «психопатические» руки и тодес из фигурного катания.

По гастролям вырисовывается такая картина. «Карнавал» – прелестно, но скучновато и из исторического балетного списка. «Симфония» – мировой запас классики. «Блудный сын» – оттуда же. «Стеклянное сердце» бьется с перебоями. Итого: уверенно используемое старое, но ничего интересного в новом. Нет, эта труппа по-прежнему одна из лучших. Но балетные идеи XXI века буксуют. Кризис хореографов в России в самом разгаре. Увы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также