Волшебный фонарь Мастера

«Сказки» в Театре на Таганке

 
Спектакль-феерия «Сказки» объединяет в одно пространство Андерсена, Уайльда и Диккенса. Поначалу возникает ощущение, что спектакль – абсолютно детский, похожий на новогодний утренник. Иллюзия развеется быстро: за кажущейся простотой обнаружится целый философский трактат о смысле жизни и бессмертии.
Все пространство сцены занимают огромные батуты, на которых, собственно, и совершают все сценические действия ошалевшие от открывшихся в них прыгучих способностей артисты. Невероятное количество искусных прыжков, головокружительных кульбитов и переворотов в воздухе превращает театр в настоящий цирк. Послушные зрители все полтора часа сидят с задранными кверху головами, дружно ахая от восторга, смешанного со страхом за жизнь кувыркающихся под куполом сцены юных атлетов. При этом артисты еще умудряются произносить в воздухе текст, взлетать верхом на велосипеде и даже играть на музыкальных инструментах, проявляя чудеса эквилибристики. Иллюзионист в черном плаще и белых перчатках развлекает публику волшебными фокусами: в его руках горит огонь, летают белые платочки и огромные жемчужины, распускаются и тут же разлетаются лепестками белые розы, только что кролики не выскакивают из цилиндра.

«Ап!» – кричит из зала Любимов, не выпускающий из рук свой волшебный фонарь, которым он вот уже 45 лет подает сигналы артистам. «Ап!» – отвечает ему слаженный хор со сцены. Кто бы мог подумать – диктатор и мизантроп, признанный Карабас-Барабас отечественного театра, на наших глазах превращается в наивного вихрастого мальчишку, прижимающего к груди рождественский подарок в блестящей шуршащей упаковке. В его глазах – восторг чуда.

Это не первая сказка Любимова, но первая – о любви, о жертвенности, о вечности семьи. Вот белокурая Русалочка опускает горящие болезненным огнем ножки в холодную морскую воду, вот замерзает от зимней стужи самоотверженная Ласточка, обнимая руками-крыльями ослепшего Счастливого принца, вот терпеливые Духи воспитывают ворчливого старика Скруджа, исцеляя его от жадности и цинизма, вот сказочный Сверчок отчаянно стрекочет за печкой в теплом доме, наполненном семейным счастьем и верностью. Наивный мечтатель Калеб в холщовом пальто с надписью «стекло» на спине обязательно вернет зрение своей слепой дочке, а благочестивая заботливая Крошка никогда не променяет своего верного седеющего Джона на юного красавца. За окном неслышно падает тихий снег, бледным светом отражаются всполохи луны, и кажется, солнечный зайчик прыгает по забеленным лицам актеров.

Удивительное сочетание правды жизни и правды волшебной иллюзии зафиксировано авторами и в сценических костюмах, придуманных самым парадоксальным и неуемным художником эпохи Рустамом Хамдамовым, и в звенящей светлой печалью музыке Владимира Мартынова, многолетнего соратника Таганки, и в изломанных, кукольных голосах актеров.

Трепетное, почти священное отношение к слову приучило Любимова иметь дело исключительно с большой литературой, адекватной его художественным принципам и запросам. Большая литература не бывает сложной, большая литература завораживает океанической глубиной и ясностью простоты.

«Сказки» открываются знакомым с детства заклинанием: «Снип-снап-снурре!» молодого сказочника Снипа. Он ведет нас по этому переливающемуся тоннелю чудес, поигрывая то зонтиком Оле-Лукойе, то кудрявой головкой целлулоидной куклы. Он подводит нас к самому краю пропасти, за которой – мрак ночи, мрак Ничего, оберегая нас от липкого страха, знакомого каждому, кто хоть раз просыпался ночью от привидевшегося кошмара.

«Сказки делаются из того же вещества, из которого состоят сны», – напоминает Любимов. Сон – это галактика абсолютной свободы и бесконечности. В снах нет границ, нет норм поведения, нет обязательств и нет ответственности. В снах опыт и знание жизни утрачивают свой смысл. Душа человека обретает свои первозданные черты – она становится той, что задумана Богом.

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Сфере» готовят премьеру по произведениям Аверченко

    Спектакль «Гнездо перелетных птиц» репетирует в театре «Сфера» режиссер Константин Демидов. Премьера назначена на 24 июня. «Гнездо перелетных птиц» - название севастопольского кабаре, в котором в 1920-е годы принимал участие писатель, а позже, находясь в эмиграции в Константинополе, он и сам организовал труппу с таким же названием. ...
  • Римас Туминас готовит премьеру с Алексеем Гуськовым и Геннадием Хазановым

    Спектакль «Фальшивая нота» по произведению современного французского артиста и писателя Дидье Карона появится в репертуаре Основной сцены Театра Вахтангова в начале предстоящего сезона. Премьерный показ назначен на 15 сентября. ...
  • Геликон-опера готовит ремейк на «Свадьбу Фигаро»

    В четверг, 17 мая, в Геликон-опере состоится премьера спектакля «Женитьба Фигаренко» на музыку Микаэла Таривердиева. Оперу советского композитора по мотивам пьесы Бомарше поставили на сцене впервые спустя 28 лет после ее создания, сообщает пресс-служба московского музыкального театра. ...
  • В Театре.doc расскажут об истинном возрасте взрослых

    В среду, 16 мая, в московском «Театре.doc» состоится премьера постановки Михаила Угарова «Взрослые снаружи». Это спектакль о том, как внутренний возраст человека нередко не совпадает с паспортным, и какие комичные ситуации из-за этого возникают, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также