Всё, что сыграно непосильным трудом...

Пятерка лучших киноролей артиста

 
6 мая Владимиру ЭТУШУ исполняется 96 лет. Но поскольку в паспорте в качестве года рождения указан 1923-й (когда-то в силу житейских обстоятельств дату исправила мама), Театр им. Вахтангова будет отмечать в этот день юбилей артиста.

По окончании представления состоится чествование корифея сцены, который отдал этой сцене больше семидесяти лет своей жизни. «Театрал» не раз рассказывал об интереснейшей биографии артиста. В день торжества хочется уделить внимание тому, что принесло Этушу всенародную славу – его киноролям. В распоряжении редакции оказался фрагмент воспоминаний артиста, посвященных этой стороне его творчества.
 
Комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» заканчивается судом над товарищем Сааховым. Большая популярность картины меня по-прежнему радует. Жаль, что продолжение приключений героев фильма нам снять не разрешили.

Во второй части, по сценарию, Саахов сидит в лагере и становится там руководителем самодеятельности. Потом он возвращается домой и узнает, что «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Нина заняла его должность. Но этот сюжет так и остался на бумаге.


Места заключения, да еще в комедии, показывать было категорически запрещено. Достаточно того, что по всем «вражеским голосам» круглосуточно утверждали, что вся наша страна – один сплошной лагерь. Это ведь не смешно.
 
В шестидесятые в общественной жизни и в искусстве стали затрагиваться ранее запретные темы. Получили права гражданства и некоторые, ранее запретные ракурсы в освещении истории нашей страны. И стали возможны такие фильмы, как «Председатель» по сценарию Юрия Нагибина, где Михаил Ульянов неистово, с болью открытого сердца сыграл Егора Трубникова, одну из лучших своих ролей.

Нашлась в этом фильме роль и для меня. Я сыграл в нем начальника КГБ области Калоева. Он фигурировал в нашем фильме как типичный бериевский кадр, подмявший под себя все и вся в подведомственном ему регионе. Калоев вел активный образ жизни, интересовался спортом, сам вел допросы, доминировал на заседаниях, короче, был хозяином советской власти. Он был не лишен внешнего обаяния, но при этом каждый понимал, что Калоев способен на все.

Фильм был выпущен в 1964 году накануне брежневской эпохи. И что характерно, на моих творческих вечерах, которые транслировались по телевидению, фрагменты с Калоевым мне показывать запретили. Оттепель запершилась. Похолодало.

 
В 1968 году я сыграл сказочного короля в фильме ленинградского режиссера Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка», где познакомился с прекрасной актрисой Мариной Неёловой, дебютанткой в кино, и, к сожалению, рано ушедшим из жизни актером Олегом Далем. Мой персонаж был королем, но ничего королевского в своих приспособлениях я не использовал. Я играл обнищавшего папашу, который хочет во что бы то ни стало выдать свою дочь замуж и вся воля которого устремляется на отцовское чувство. Иногда, правда, мой персонаж вспоминал, что он король без королевства. Поэтому пластически роль строилась на чередовании вспыхивающих вдруг королевских замашек отнюдь не монаршим занятием – выковыриванием последних бриллиантов из короны. А чувства его метались между нежностью к дочери и истерикой по поводу утраты королевского состояния. И все это должно было существовать в жанре сказки, где-то смешно, где-то трогательно. Мой король оставался человеком. И дети, для которых снимался фильм, по замыслу режиссера, должны были непременно сочувствовать ему.
 
Фильм «Старый знакомый» снимал Игорь Владимирович Ильинский. А я играл в нем режиссера массовых зрелищ Самецкого, афериста и пройдоху, возомнившего себя гением. Несмотря на то, что Ильинский пригласил сниматься Марию Миронову, Сергея Филиппова и других популярных у народа актеров, фильм не получился. Видимо, потому, что Игорь Владимирович, которого я очень любил и уважал, пожелал дважды войти в одну и ту же воду и повторить  в какой-то степени своего знаменитого директора Дома культуры Огурцова из «Карнавальной ночи» Рязанова.
 

После «Старого знакомого» я снялся в фильме «Миссия в Кабуле». Потом было еще несколько эпизодов у разных режиссеров, в том числе в фильмах «Двенадцать стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию».


И наконец я испытал особые ощущения, когда работал на схемочной площадке вместе с детьми в киноленте «Приключения Буратино». Меня пригласили на роль Карабаса-Барабаса. Горький говорил, что для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше. С полным правом это можно отнести и к актерам. Дети-партнеры не терпят никакой фальши, и правда общения с ними должна быть безукоризненной. Я это сразу почувствовал на репетициях.

Натурные съемки проходили в Ялте, а павильонные – в Минске. Когда я приехал в Ялту, то застал уже сложившуюся кинематографическую команду детей, за которыми приглядывали сопровождающие их родные.


Среди них был один господин из Львова. Его восьмилетний внук играл Артемона. Да и все дети были примерно этого возраста. Что интересно, этот мальчик каждое утро просил у дедушки рубль. Из воспитательных соображений дедушка не спрашивал, для чего внуку деньги. А потом выяснилось, что мальчик тратил их на цветы, которые каждый день на съемках преподносил девочке, игравшей Мальвину.

Эта девочка тоже была интересным созданием. Когда я знакомился с детьми, они сидели в машине. «Мальвина» опустила длинные ресницы и, выдержав паузу, чтобы взгляд ее не пропал даром, - широко распахнула свои огромные небесного цвета глазки. Это было похоже на вполне сознательное кокетство взрослой женщины. 

Читайте также:
Людмила Максакова: «Жгучий брюнет с большими глазами»

Владимир Андреев: «У каждого свой Этуш»


Владимир Этуш: «Всё, что сыграно непосильным трудом»


  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александр Ширвиндт отмечает День рождения

    В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить». ...
  • Футбол на бис

    В нашей стране (боюсь, что не только в нашей) в проблемах театра, кино и футбола разбираются все кому не лень. О коллайдере, например, стыдливо помалкивают, ибо даже не понимают, с какой стороны к нему подступиться. А если вдруг вспоминают о гении Перельмана, то боясь обмолвиться о загадочности открытой им формулы, жлобски негодуют, что он отказался от миллиона долларов и кормит старушку-мать кефиром с булочкой. ...
  • Два Городницких в одном

    Уже второй год Россия 18 июля будет отмечать День рождения своего поэта Евгения Евтушенко без самого поэта. И уже второй год невозможно смириться с тем фактом, что на сцену Политехнического, как это было много лет подряд, или на другую сцену, как это происходило в последние годы, не выйдет Евгений Александрович. ...
  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
Читайте также