Мы, нижепосмотревшие

 
Они вот стоят перед глазами и не уходят. Люди эти, понимаете? Люди! Не режиссерские фокусы перед глазами стоят, а люди. Потому что интересные все. И все – со своей судьбой, с болью своей… Все. Как один. Ни одной не просто провальной роли, а неинтересной. Такой вот еще бывает театр. Про людей.
 
А я не верил поначалу. Говорил: не может быть! Какая, говорите, пьеса? «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана? Очень уважаю Александра Исааковича. Но вы хотите сказать, что сегодня люди будут смотреть историю про то, как подписывают акт приемки хлебозавода? Да сегодня и слов таких нет!
 
Какой, говорите, театр? Нижнетагильский драматический? Не знаю такого. Кто, говорите, режиссер – Владимир Скворцов? Это же актер. Замечательный, да. Но при чем тут…
 
Как говорил незабвенный профессор Плейшнер: «Да, я ошибся». Пьеса Гельмана не просто про сегодня, она – про всегда. Потому что она не про приемку хлебозавода, а про людей, и про то, что ими движет. Про наши мотивации – истинные и фальшивые. Про нашу жизнь, в сущности.
 
В спектакле работают московские звезды и актеры Нижнетагильского театра.  Никто никого не переигрывает. Никто никого не лучше. Просто очень хорошие, мощные актеры. Значит, хороший театр.
 
Что до Скворцова… Уважаемые дамы и господа! Осмелюсь вам доложить, что у нас на театре работает очень хороший режиссер. Подчеркиваю: очень хороший. Скворцов владеет полузабытым нынче умением: рассказать историю на сцене так, чтобы: а) было очень интересно, б) в ней участвовали живые люди.
 
Спектакль хороший какой? Который летит незаметно, а остается в памяти надолго. Вот такой и поставил Владимир Скворцов.
 
Кто не читал «Мы, нижеподписавшиеся», тот почти наверняка смотрел замечательный фильм Лиозновой, где блистали Куравлев, Муравьева, Яковлев, Янковский, Лучко, Ливанов… Действие там происходит в вагоне, если помните.
 
Но это ведь умаешься все время вагон смотреть? Замечательная Мария Рыбасова придумала удивительный мир. Там есть и вагон и купе, но этот мир расширяется все время. Не в поезде действие происходит, а в жизни .
 
Как и всякий – подчеркнуто – очень талантливый режиссер Скворцов занимается не просто рассказом истории, но открытием людей. И тут – актеры. И еще один поклон режиссеру. Актеры талантливы, спору нет. Но если актеры играют хорошо, всегда поклон режиссеру.
 
Даже Проводник – Валерий Каратаев… Ну, нет роли. А образ есть! Наглого и трусливого слуги, который с одинаковым восторгом и подчиняется и подчиняет.
 
Они знаете, что делают, актеры эти? Они срастаются с образами. Они превращаются в других людей, становятся ими. Казалось бы, азы профессии, а где их нынче отыщешь?
 
Андрей Кузичев – главный герой, Леня Шындин. Когда он стоит в финале, и просто смотрит в небо, понимая, что проиграл, в его глазах такое читается, что сыграть нельзя. А прожить можно. Кузичев играет героя из тех, что сегодня не в моде: у него есть четкая позиция, четкий фундамент. Нравится он вам – не нравится: не в этом дело. Есть о чем думать и говорить.
 
Сергей Зырянов играет крупного чиновника, знаете как? Употреблю такое не театроведческое слово вовсе: волшебно. Потому что это и есть волшебство перевоплощения, абсолютное слияние с образом.
 
Как, впрочем, и у Елены Макаровой. Это же удивительный, уникальный тип советской женщины, которая изо всех сил старается быть строгой чиновницей, но женское-то все время прорывается.  Ах, как это делает Елена Макарова!
 
Игорь Булыгин
– Малисов, антипод главного героя. Спокойно, одеяло на себя не перетягивая, играет. Очень точно. И потому так долго из памяти не выходит его герой.
 
Знаете слова Станиславского: играешь злого, ищи, где добрый? Не понимаете как это? Посмотрите Анатолия Кота в этом спектакле. Играть обаятельного гада – не вопрос. Сыграть обаятельного гада так, чтобы у него была своя правда – это мастерство.
 
И, наконец, Анна Большова. Она играет то, чего, как говорят, сыграть нельзя: любовь. Вот прям играет любовь – с обретениями, потерями, трагедиями, радостями… Я не знаю, как она это делает. Мы все твердим: молодая актриса, молодая актриса… Красавица – да. Молода и прекрасна – без сомнения. Однако, мастер. Просто вот такой мастер.
 

Ах, какую пьесу Гельман написал! Все, что играют артисты ведь в пьесе заложено. И Владимир Скворцов рассказал это так, что не просто не оторваться, а еще ведь и про себя думаешь, про свои собственные мотивации и смыслы.

 
А зачем еще и нужен-то театр, как не для того, чтобы о себе задумываться? Вот ведь пытается Леня Шындин акт приемки хлебозавода подписать, а ты, зритель, сидишь и о себе думаешь.
 
Как такое может быть?
Потому что талант театральный. Подлинный такой театральный талант. Театр не про фокусы режиссера, а про людей. Такое бывает. Вот, например, в Нижнем Тагиле. В очень хорошем Нижнетагильском театре. Спасибо.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Чулпан Хаматова заступилась за Серебренникова и Сенцова

    Актриса Чулпан Хаматова выразила поддержку художественному руководителю «Гоголь-центра», режиссеру Кириллу Серебренникову и украинскому режиссеру Олегу Сенцову. Об этом актриса заявила на открытии Х международного кинофестиваля «От всей души» в Ульяновске, где получала приз «За честь и достоинство». ...
  • Театр.doc осиротел

    Эта весна стала для театрального сообщества временем тяжелых потерь и потрясений. Не успели мы обрадоваться за Алексея Малобродского, освобожденного из СИЗО, как пришло новое страшное известие. Скончалась Елена Гремина. ...
  • Бастрыкин отпускает Малобродского. Прощальный подарок?

    По странному стечению обстоятельств информация о том, что СКР принял решение отпустить Алексея Малобродского под подписку о невыезде совпала с появлением сообщений о грядущей отставке Бастрыкина и отправке его на почетную пенсию в Конституционный суд. ...
  • К ввозу-вывозу готовы?

    В самом конце прошлого года, практически уходя на каникулы, Государственная Дума вместе с Советом Федерации приняли поправки к закону о «Вывозе и ввозе культурных ценностей», который явно и давно с 1993 года нуждался в реновации. ...
Читайте также