Режиссер Александр Огарев и его «Игра с текстом»

 
На следующей неделе в «Школе драматического искусства» стартует ежегодный фестиваль «Три ступени лаборатории». В этом году форум называется «Игра с текстом». «Театрал» побеседовал о предстоящем событии с режиссером Александром ОГАРЕВЫМ.

- Александр Анатольевич, в чем особенность фестиваля, который традиционно проходит в вашем театре?

- Поскольку наш театр задумывался его основателем Анатолием Васильевым как не репертуарный, а как экспериментальный, исследующий театр изнутри, мы стремимся сохранить эту тенденцию. Сейчас у нас есть и репертуар, в который входят уже проверенные», любимые зрителями спектакли, но есть и вещи «не очевидные», которые могут быть не всем понятны, не всем близки, но которые нам бы хотелось осуществить. Поэтому каждый год, примерно в это время, в феврале-марте, у нас проходит такой фестиваль-лаборатория, где актеры и режиссеры выставляют на суд зрителей какие-то свои опыты, эскизы, наброски.  Иногда читки, как в моем случае, иногда более детально проработанные проекты, но еще неготовые спектакли.

- А что вы готовите на этот раз?

- Наша команда будет представлять двух очень интересных авторов. Один – норвежский писатель Юн Фоссе, который неоднократно входил в шорт-лист Нобелевской премии по литературе. У него действительно уникальное поэтическое мышление и уникальный строй пьес, ни на что не похожий, очень личностный, не входящий ни в какое направление.  Он не может не вызвать удивления, но необязательно будет понятен всем, поэтому мы осторожно приглашаем на читку четырех коротких пьес Юна Фоссе. Каждая пьеса будет идти в отдельном зальчике, куда зрители будут переходить.

- То есть это будет своего рода «бродилка»?

- Ну да, что-то такое. Только это будет «бродилка» с остановками, где на каждой остановке – отдельный маленький спектакль.

- Кто ваш второй автор?

- Шведский писатель Юнас Хассен Хемири. Его пьеса в оригинале называется «Нас сотня», но у нас она будет называться «Вдох-выдох». Это типичная для западного мышления произведение, в котором люди думают о своем пути, о своей жизни, не только как о личной, замкнутой системе, а как о сопряженной с мировыми событиями. Героиня пьесы не может иметь холодное сердце в то время, как в Турции гибнут люди, в Африке голодают дети. Их беспокоит и мусор в океане, и другие ужасы и несправедливости, которые творятся на земле. Они ищут в себе активный отклик на происходящее. И, можно сказать, что именно эта потребность быть «матерью терезой» делает человека живым. А конфликт происходит, когда оказывается, что мы бессильны кому-то помочь и прожить жизнь так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», и все равно берет свое рутина, семейный уклад. И это внутреннее противоречие беспокоит автора. Эта тема очень важная и редкая у нас, потому что россияне в массе своей не привыкли мыслить, как крупные общественные деятели.

- Какова дальнейшая судьба этих фестивальных опытов?

- Очень часто бывает, что из таких лабораторных эскизов потом возникает спектакль. С прошлого фестиваля несколько постановок периодически показываются. Например, Ольга Малинина сделала мини-спектакль по Цветаевой «Молитва о Марине», и он с успехом идет у нас в театре.  
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Я вывел формулу: в каждом живет и Христос, и Иуда»

    Немецкому писателю Жану Полю Рихтеру, чье легкое перо подарило человечеству фразу «мировая скорбь», принадлежит афоризм: «Воспоминания – это единственный рай, из которого никто не может быть изгнан». У Павла Хомского отношение к воспоминаниям было совершенно легкомысленное. ...
  • Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет

    В субботу, 28 марта, исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося российского актера Иннокентия Смоктуновского. «Театрал» публикует рассказ о нем его дочери Марии.  – Я родилась в 1965 году, и Ленинградский период не помню. ...
  • Алексей Бородин: «Время испытывает нас на прочность»

    Большое интервью с художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным вышло в апрельском номере «Театрала». К сожалению, пока мы не можем сделать так, чтобы тираж в полном объеме дошел до читателей, ведь большую часть журналов вы покупаете в театрах, а театры сейчас закрыты. ...
  • Дмитрий Трубочкин: «Зачем придуман Всемирный День театра»

    27 марта мы празднуем Всемирный День театра, учрежденный по инициативе Международного института театра ЮНЕСКО и отмечаемый ежегодно, начиная с 1962 года. В связи с этим днем у меня возник вопрос: всегда ли уместен театр в нашей жизни?   Вопрос может показаться странным. ...
Читайте также