Сумасшедший дом Джудит

Вера Алентова иронизирует над возрастом

 
К юбилею Веры Алентовой режиссер Евгений Писарев выпустил бенефисный спектакль «Апельсины & лимоны» – о нестареющей актрисе, которая, выйдя на пенсию, превращает свой дом в театр, а родных и друзей – в партнеров по сцене.
 
Пьеса английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка», написанная в 1925 году, столичному зрителю знакома давно. Ее частенько выбирают для бенефиса больших актрис (в 2008 году, например, в МХТ им. Чехова в ней блистала Ольга Яковлева).  В Театре им. Пушкина тоже бенефис: 21 февраля Вера Алентова отметит свой юбилей.

Евгений Писарев остановился на названии, от которого когда-то отказался драматург, а именно: «Апельсины & лимоны». Сам Ноэл Коуард вырос за кулисами, прекрасно знал актёрские нравы, а также умел показать тонкую разницу между служителями театра с их причудами и обыкновенным человеком, случайно оказавшимся заложником очередного спектакля. Он понимал, что бывших артистов в этом деле не бывает. Настоящий артист – это, как говорится, до гроба (с этой точки зрения слово «лихорадка» в названии пьесы как нельзя более уместно).

Дом семейства Блисс по-настоящему лихорадит. Но не от вируса Эбола, а от неразгаданной актерской бациллы, которая в крови у Джудит. Теперь она живет в уединенном тихом месте со своей семьей, выращивает цветы, но несмотря на это – помпезно, с театральным пафосом, принимает гостей, наслаждаясь вниманием молодых поклонников. И похоже, что домочадцы давно уже привыкли к причудам Джудит: здесь каждый живет своей жизнью, словно отгородившись от столь безудержной «театральности».
Дочка Сорель (Анна Бегунова) – настоящая оторва и скандалистка. Сын  Саймон (Александр Дмитриев) – отпетый циник, а глава семейства (Борис Дьяченко) вообще, казалось бы, не интересуется семьей, а только лишь пишет романы о какой-то дальней, нездешней жизни. Хотя то, что творит Джудит, интереснее любого романа и явно просится на бумагу. В ее сердце каждый день закипают страсти, которые требуют сиюминутного выхода. Естественно простые смертные, не посвященные в особенности этого сумасшедшего дома Джудит, становятся заложниками различных несуразных историй. И что самое забавное, реагируют на них по-настоящему – искренне и органично. Этого и ждет актриса. Однако у ее интриг – созидательная природа. Она мечтает сделать внешний мир не таким монотонным и скучным. Чего только стоят, например, бутафорские апельсины и лимоны, которые Джудит помещает вазу вместо привычных цветов.

Несмотря на заложенную в пьесе трагическую линию (наблюдать за персонажем, стоящем на пороге старости, всегда больно), Евгений Писарев создал остроумную комедию положений. Он перенес действие из дома главных героев в сад, где пасутся бараны. Бараны, кстати, еще не раз сыграют свою роль в постановке: каждое «бе-е-е» будет укрупнять оценки героев, а порой и тонко намекать, на стадность человеческой жизни. Хороша и сценография. Зеленый луг, обрамленный уличными фонарям, пригорок, за которым открывается бездонное синее небо, создают поистине райскую картину.

Нужно отдать должное Джудит. Легкая, обаятельная, пышущая жаждой жизни и энергией подростка, она иронизирует над собой, над возрастом и над актерской профессией. И в этом плане Вера Алентова продемонстрировала высокое мастерство: трудно понять, где она делится собственным опытом, а где – говорит от лица своей героини. Здесь многое смешано, но сделано это с филигранной тонкостью, что называется, бесшовная работа.

Под занавес спектакля гротеск и абсурд соединяются воедино, гости в беспамятстве бегут из сумасшедшего дома. Отец, наконец, дописывает роман, сын – картину, а стареющая актриса решает… вернуться на сцену. Неожиданно здесь всплывает еще одна тема: эмоциональная пустота художника в обычной жизни. Каждому творцу нужен свой «спектакль» для того, чтобы разжечь внутри себя эмоциональный огонь. Но эти вопросы уже для другой истории, а «Апельсины&лимоны» станут ироничной комедией, рассказывающей о той «горькой» участи семьи, в которой есть настоявшая и неунывающая актриса. 
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также