Сумасшедший дом Джудит

Вера Алентова иронизирует над возрастом

 
К юбилею Веры Алентовой режиссер Евгений Писарев выпустил бенефисный спектакль «Апельсины & лимоны» – о нестареющей актрисе, которая, выйдя на пенсию, превращает свой дом в театр, а родных и друзей – в партнеров по сцене.
 
Пьеса английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка», написанная в 1925 году, столичному зрителю знакома давно. Ее частенько выбирают для бенефиса больших актрис (в 2008 году, например, в МХТ им. Чехова в ней блистала Ольга Яковлева).  В Театре им. Пушкина тоже бенефис: 21 февраля Вера Алентова отметит свой юбилей.

Евгений Писарев остановился на названии, от которого когда-то отказался драматург, а именно: «Апельсины & лимоны». Сам Ноэл Коуард вырос за кулисами, прекрасно знал актёрские нравы, а также умел показать тонкую разницу между служителями театра с их причудами и обыкновенным человеком, случайно оказавшимся заложником очередного спектакля. Он понимал, что бывших артистов в этом деле не бывает. Настоящий артист – это, как говорится, до гроба (с этой точки зрения слово «лихорадка» в названии пьесы как нельзя более уместно).

Дом семейства Блисс по-настоящему лихорадит. Но не от вируса Эбола, а от неразгаданной актерской бациллы, которая в крови у Джудит. Теперь она живет в уединенном тихом месте со своей семьей, выращивает цветы, но несмотря на это – помпезно, с театральным пафосом, принимает гостей, наслаждаясь вниманием молодых поклонников. И похоже, что домочадцы давно уже привыкли к причудам Джудит: здесь каждый живет своей жизнью, словно отгородившись от столь безудержной «театральности».
Дочка Сорель (Анна Бегунова) – настоящая оторва и скандалистка. Сын  Саймон (Александр Дмитриев) – отпетый циник, а глава семейства (Борис Дьяченко) вообще, казалось бы, не интересуется семьей, а только лишь пишет романы о какой-то дальней, нездешней жизни. Хотя то, что творит Джудит, интереснее любого романа и явно просится на бумагу. В ее сердце каждый день закипают страсти, которые требуют сиюминутного выхода. Естественно простые смертные, не посвященные в особенности этого сумасшедшего дома Джудит, становятся заложниками различных несуразных историй. И что самое забавное, реагируют на них по-настоящему – искренне и органично. Этого и ждет актриса. Однако у ее интриг – созидательная природа. Она мечтает сделать внешний мир не таким монотонным и скучным. Чего только стоят, например, бутафорские апельсины и лимоны, которые Джудит помещает вазу вместо привычных цветов.

Несмотря на заложенную в пьесе трагическую линию (наблюдать за персонажем, стоящем на пороге старости, всегда больно), Евгений Писарев создал остроумную комедию положений. Он перенес действие из дома главных героев в сад, где пасутся бараны. Бараны, кстати, еще не раз сыграют свою роль в постановке: каждое «бе-е-е» будет укрупнять оценки героев, а порой и тонко намекать, на стадность человеческой жизни. Хороша и сценография. Зеленый луг, обрамленный уличными фонарям, пригорок, за которым открывается бездонное синее небо, создают поистине райскую картину.

Нужно отдать должное Джудит. Легкая, обаятельная, пышущая жаждой жизни и энергией подростка, она иронизирует над собой, над возрастом и над актерской профессией. И в этом плане Вера Алентова продемонстрировала высокое мастерство: трудно понять, где она делится собственным опытом, а где – говорит от лица своей героини. Здесь многое смешано, но сделано это с филигранной тонкостью, что называется, бесшовная работа.

Под занавес спектакля гротеск и абсурд соединяются воедино, гости в беспамятстве бегут из сумасшедшего дома. Отец, наконец, дописывает роман, сын – картину, а стареющая актриса решает… вернуться на сцену. Неожиданно здесь всплывает еще одна тема: эмоциональная пустота художника в обычной жизни. Каждому творцу нужен свой «спектакль» для того, чтобы разжечь внутри себя эмоциональный огонь. Но эти вопросы уже для другой истории, а «Апельсины&лимоны» станут ироничной комедией, рассказывающей о той «горькой» участи семьи, в которой есть настоявшая и неунывающая актриса. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой (шорт-лист фестиваля «Любимовка»-2018) разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
  • В театре «Мастерская» поставили «Сирано де Бержерак»

     Режиссер Александр Баргман представил в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» спектакль «Сирано де Бержерак» по поэме Ростана. Сирано – один из литературных символов высокой любви. Благородный поэт закручивает безумную романтическую интригу и оказывается ее жертвой. ...
Читайте также