«Никто не может представить, что значит руководить русским театром за рубежом»

 
Когда несколько лет назад дирекция Премии «Звезда Театрала» организовала спецноминацию, посвященную русским театрам за рубежом, мало кто ожидал, что это выльется в целое направление. Изначально предполагалось, что географический охват будет ограничен республиками бывшего Советского Союза.
 
Но вот прошло время, и оказалось, что спецноминация каким-то непостижимым образом привлекла к себе артистов и зрителей русских театров, расположенных не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье. Русских театров, о существовании которых вообще мало кто знал.
 
И все же появилась спецноминация (подкрепленная рубрикой в журнале «Театрал»), и самые разнообразные, почти экзотические коллективы вдруг сами заявили о своем существовании – заявили с надеждой, что, наконец, и Россия (страна, чью культуру они так свято берегут) обратила на них свое внимание.
 
Австралия и Коста-Рика, США и Канада, Румыния и Греция, Дания и Великобритания, Германия и Франция, Израиль и Финляндия… В этих и многих других странах, как выяснилось, есть русский театр – не всегда профессиональный, не всегда репертуарный, не всегда полнокровный, но все же такой значимый и нужный. И цепляются коллективы за любую возможность заявить о себе, остаться на плаву, поскольку в их жизни все держится на чистом энтузиазме.
 
Недаром Борис Казинец (на фото вверху), народный артист Грузинской ССР, а ныне художественный руководитель «Театра русской классики» в Вашингтоне (его коллектив в декабре получил «Звезду Театрала»-2016 в номинации «Лучший русский театр за рубежом»), подчеркнул значимость этой награды для русских театров дальнего зарубежья:
 
– Спасибо журналу «Театрал», – сказал он, поднявшись на сцену Театра им. Вахтангова. – Никто из вас не может себе представить, что значит руководить русским театром за рубежом. Это нечто... Я хочу, прежде всего, поблагодарить своих героических актеров. Днем они работают, а вечерами и по выходным приходят в театр, чтобы, не требуя никаких вознаграждений, играть спектакли на русском языке.
 
На церемонию Борис Казинец прибыл прямиком из Вашингтона, где проживает с начала девяностых. По окончании торжества, за кулисами, рассказывал о своей нелегкой судьбе, заставившей его, ведущего артиста тбилисской драмы, покинуть Грузию и уехать пытать счастья… в США, где никто о нем не знал. Зарабатывал чем придется – создавал сувениры из дерева, лепил пельмени, пек пирожки, работал диктором на «Голосе Америки», но без театра себя не мыслил. И однажды, узнав о существовании любительского коллектива в Вашингтоне, предложил им сотрудничать.
 
Сейчас Борису Михайловичу 86 лет. На торжественную церемонию он прибыл, еще не зная о том, что большинство зрителей отдали его коллективу свои голоса (говорил, мол, для него важно само участие, ведь и попасть в шорт-лист – дорогого стоит).
 
По этому же принципу, кстати, приехала на церемонию и Людмила Дробич, основавшая 10 лет назад в Париже свой детский театр «Апрелик». «Театрал» не раз писал о судьбе этого многострадального коллектива, который в 2016 году едва не оказался на улице. Впрочем, у режиссера в этой поездке была и своя сверхзадача – по приезде в Москву она намеревалась обратиться в СТД и попросить о поддержке (в июне ее коллектив уже принимал участие в «Летней школе СТД»).
 
– Мы не просим денег, – подчеркнула она. – Сам факт внимания помогает нам выжить. Россия счастливая страна – у нее есть СТД, а каково живется нам, небольшим коллективам, вдали от родины? Об этом, увы, мало кто знает. Поэтому я крайне признательна «Театралу» за то, что это сегодня единственное издание, которое обеспокоилось нашей судьбой.
 
В 2015 году, кстати, Ольга Калениченко, чей детский театр-студия «Балаганчик» (Турин, Италия) победил в этой же номинации, после церемонии обратилась в СТД, и результат превзошел ее ожидания: «Балаганчик» не только смог приехать на гастроли в Москву, но и получить мастер-классы педагогов по речи и сценическому мастерству.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Русский театр Нью-Йорка представил новый спектакль

    Спектакль Ирины Волкович «На Парижской волне», поставленный в нью-йоркском театре «Диалог», создан по мотивам рассказов Бунина «В Париже» и Елены Дубровиной «Репетиция с дождем». Премьера состоялась 16 ноября. ...
  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
Читайте также