«Так же ночью топчут башмаки»

Пьесы Островского принесли удачу малым сценам

 
Русский театр никогда надолго не покидает «поле Островского», но любопытно, что в этом сезоне самые интересные работы появились не в привычном интерьерном пространстве больших сцен, а на полупустых подмостках сцены малой.
Виктор Шамиров на Сцене под крышей в Театре Моссовета обратился к комедии «Не все коту масленица», а Уланбек Баялиев на Новой сцене Театра Вахтангова — к трагедии «Гроза».

Спектакли малых сцен Моссовета и Вахтан­говского театра хорошо смотреть вместе, расширяя представление не только о диапазоне главного русского драматурга, но и современной сцены, да и нашей жизни.

Если назвать тему, к которой Островский возвращался годами и десятилетиями, то, конечно, это тема девушки-бесприданницы (как самого беззащитного персонажа в иерархии русского быта). Героиню пьесы, которая так и называлась, убивал незадачливый жених. Очередная бедная невеста, смирив сердце и укротив мечты, — выходила за нелюбимого. Изредка бесприданнице выпадал фарт, как героине «Не все коту масленица».

Вдова разорившегося купца Дарья Федосеевна — Елена Валюшкина души не чает в единственной дочке Агнии, балует ее (как баловала мать дочку Катю, впоследствии вышедшую замуж за наследника купеческого дома Кабановых). Агничка, как и Катя Кабанова, — пылка нравом, своевольна, мечтательна. Влюбившись в приказчика богатого купца Ахова Ипполита, и дразнит его, и стыдит, и высмеивает. Может вспылить и выгнать, когда обнаружит в избраннике робость, которую воспримет как трусость.

Девическая резвость Агнии — Юлии Хлыниной, ее лукавство, скрытое за смирением, блеск в озорных глазах вскружили голову не только робкому верзиле Ипполиту — Станиславу Бондаренко, но и богатому старику. Изверг, гроза домашних, замучивший уже несколько жен, купец Ахов решает осчастливить бедных соседей своим сватовством. Евгений Стеблов тут играет поразительный русский тип чванливого богатея, потерявшего разум на мысли о собственном могуществе. Слабый, нежный, тоскующий человек топчет всех вокруг, потому что «так положено», так и только так должен вести себя хозяин жизни.

Актеры перекидываются репликами как фехтовальщики ударами. Какое уж словесное кружево! Скорее осле­­пительный блеск точных выпадов-характеристик, фейерверк парадоксов.

Оттолкнувшись от указания драматурга «пьеса-эскиз», Виктор Шамиров ставит Остров­с­ко­го в темпе итальянской комедии масок. На помосте быстро возникают то стулья и чайный столик с сушками в доме Дарьи Федосеевны, то массивный обеденный великан в доме Ахова.

И только перед финалом вдруг осознаешь, что вся счастливая развязка — случайно выпавший лотерейный выигрыш.

Катерина Кабанова — легко могла быть подругой или сестрой вот такой Агнички.

Только повезло куда меньше. Попала в дом, где всем правит свой самодур — хозяйка с говорящим прозвищем Кабаниха. Медлительная, точно скифская баба Кабанова — Ольга Тумайкина с остервенением наматывает на голову невестки ярды темной ткани, шипя неприязненные слова, точно плюясь ядом.

Катерина — Евгения Крегжде с усилием «держит лицо». И две женщины, не отрываясь, смотрят в глаза друг другу.

Если Виктор Шамиров создал спектакль-чертеж, где важна чистота и ясность каждой линии, то вернувшийся в профессию Уланбек Баялиев создал спектакль-акварель, в которой дышит самый воздух сцены.

Опрокинутая гигантская мачта, повисший парус, остов лодки в углу. Волга плещется где-то рядом. И ее влажный туман гуляет в крови. Волшебство летней ночи туманит голову не только шалой девушке Варваре — Екатерине Нестеровой с ее лихим дружком Кудряшом — Евгением Пилюгиным, готовым убить за «свою кралю». Но и ханжа-Кабаниха слабеет на ночном воздухе. И, отослав слишком смышленую Феклушу — Евгения Косырева, строит куры загулявшему соседу Дикому — Александру Горбатому («одна ты можешь разговорить мое сердце»). А уж пылкая Катерина и вовсе в одном одеяле, наброшенном на ночную рубашку, бежит к любимому Борису — Леониду Бичевину: «Губи!»

Томление пространства, чреватого не только погодными грозами, но и разрывающего людские души, — в вахтанговском спектакле передано с сокрушительной силой. И местный домовой Кулигин — Юрий Красков напрасно завороженно мечтает, что найдется такой перпетуум-мобиле, чтобы эту энергию переплавить в нечто позитивное и полезное.

Сидят рядышком на табуретках Борис и Катерина. Смотрят не друг на друга, а перед собой. Прощаются. Один едет в Сибирь, другая примеривает путь еще более дальний. Плачет пристроившийся рядом Кот — Виталийс Семёновс, он же слуга просцениума, он же единственный наперсник Катерины. Он и унесет ее, обмякшую, в последний путь.

Темное царство колыхнется и замрет рядом с ее телом.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также