Без коварства – про любовь

В МХТ поставили спектакль про усталого правителя

 
Обаятельная пьеса Теренса Рэттигана о дворцовом переполохе дает актерам возможность блистать в шаловливых диалогах и комических положениях (полвека назад по ней сняли фильм с Лоуренсом Оливье и Мерилин Монро). Вещь, практически неизвестная нашему зрителю, выбрана режиссером Романом Самгиным для бенефиса маститого Дмитрия Назарова и молодой Ксении Тепловой.
 
На Малой сцене МХТ зритель оказывается внутри шатра из вощеных парусов. Обстановку дополняют медвежья шкура на полу, громоздкий сундук и миниатюрный столик со стулом – восточные ли это мотивы, пиратский парусник или резиденция балканского правителя – трудно сказать определенно, хотя создатели спектакля «Спящий принц» настаивают на последнем. Сам правитель Карпатии, регент при юном сыне – деловитый, уставший от забот, застегнутый в глухой мундир и столь же мало открытый эмоционально великий герцог Чарльз. Он в Лондоне с официальным визитом и очень хочет провести один вечерок вполне неофициально. Для этого приглашает через приставленного к нему секретаря дипслужбы Нортбрука молоденькую актрису, приглянувшуюся ему накануне в одном из театров. Но что-то пошло не так, и вместо привычного меню удовольствий и регламентированных легких нарушений приличий вышла сплошная кутерьма.
 
Сначала выясняется, что она «не такая», и отдаться высокому покровителю за драгоценное подношение не может. Вот если бы он соблазнял ее по-настоящему, например, позаботился о полумраке, ароматах и музыке… Когда Чарльз принимает этот кокетливый вызов, он оказывается в шаге от успеха, но тут волнение и вино сбивают его собеседницу с ног в прямом смысле слова. Дальше интрижка совершенно выходит из заданного русла и превращается в круговерть событий в масштабах семьи, дворца, иностранного представительства и далекой родины.
 
Эта пьеса – подарок для актеров. Парад ролей, требующих водевильной легкости, чувства ритма, юмора и вкуса. В центре – конечно, дуэт Чарльза и Мэри. Хрупкая белокурая Ксения Теплова в скромном плащике, белом платьице и туфлях, которые составляют ее лучший вечерний наряд, поначалу кажется испуганной, оттого старается держаться независимо, задирает подбородок перед наставляющим ее Нортбруком и показывает зубки при встрече с коварным соблазнителем.
 
Однако в герцоге, каким играет его Дмитрий Назаров, ни коварства, ни соблазнительности. Перед нами усталый государственный муж. Он ходит, опустив печи и подавшись вперед, его не оставляют заботы о политических передрягах на родине, и ему не очень-то хочется слишком подробно заниматься строптивой девчонкой. Поначалу ему всего лишь досадно, что налаженный алгоритм из подарка, вина и его недвусмысленного предложения дал сбой. Но постепенно ей удается растормошить его – не то чтобы сразу покорить, но хотя бы вовлечь в игру, оторвать от телефонов и приказов, занять собой, наконец. Он уступает – едва ли не нехотя, но постепенно все более раскачиваясь и увлекаясь. Он демонстрирует ей свой арсенал обольщения, как бы отряхнув его от пыли и пробуя действие заржавленного механизма. Рассказ его о принце, живущем без любви, словно в анабиозе, и только и ждущем живительного поцелуя, слишком незамысловат, явно заучен и многократно повторен при сходных обстоятельствах,  и может произвести впечатление разве что на такую неискушенную и простодушную особу, какой она выглядит в глазах принца. Однако простодушия в ней столько же, сколько лукавства и известной ловкости.
 
Раздразнить герцога, видавшего совсем другую степень готовности своих прежних гостий, ей было нетрудно. А вот сделать своим сообщником и конфидентом сухаря-секретаря, очаровать юного короля – сына герцога, и даже – в весьма щекотливых обстоятельствах – его жену, величаво изображающую слепоту и глухоту там, где считает излишним видеть и слышать – это все же требовало ума  и такта. Молодая актриса проводит свою героиню через все повороты роли с изяществом и юмором, она легко танцует, грациозно кокетничает, обаятельно упрямится и скромно принимает свои победы. Король – его играет студент Кузьма Котрелев – находит в ней напарницу в покере и помощницу в пикировках с противной ему невестой, а еще – старшую сестру, уговаривающую понять отца. С тем же успехом она и герцога убеждает понять и простить дерзости сына, и вносит мир в королевскую семью. Но мало того – она умудряется внушить жесткому правителю идеи превосходства демократии над авторитаризмом и способствует освобождению политзаключенных, гордо предъявив свое американское происхождение и верность идеалам родины.
 
Все эти виражи сюжета невозможны без толики пародийности, и актеры не без иронии подают своих персонажей, особенно – Дмитрий Назаров. Его герцог действительно молодеет на глазах, распрямляет плечи, меняет скучный френч на парадный китель и не без удальства запахивается в бурку. История спящего принца – перевернутая сказка про спящую красавицу, рассказанная им наивной актрисе, под ее чарами начинает происходить с ним на самом деле, на глазах зрителя, и в нем просыпается живой интерес – не только к героине, а к жизни в целом. Актер подает своего персонажа комически, и в то же время – с симпатией к его волшебному пробуждению, к поздней весне. Меняется и его повадка – мрачноватый и тяжело двигавшийся, как насупленный медведь, он превращается в довольного кота, мурлычущего и играющего с мышкой: во втором действии Чарльз показывает себя не менее ловким в искусстве флирта, чем она, и заставляет Мэри зеркально повторять сцену из первого действия – тогда он ее безуспешно соблазнял, теперь ей позволяет себя добиваться. Кода наутро он появляется в халате и порхает по сцене, готовый расцеловать каждого встречного – это забавная картинка стремительного, действительно сказочного преобржения.
 
Рядом с этим дуэтом, который то и дело заставляет смеяться зал, есть еще несколько колоритных персонажей. Артем Волобуев делает своего Нортбрука ходячим шаржем на чопорных англичан и вышколенных дипслужащих, с редким хладнокровием попадающим в одно затруднительное положение за другим и с не меньшей невозмутимостью из них выпутывающимся. А Ольга Васильева играет сиятельную супругу герцога с иронией и достоинством, которые озаряют светское искусство сохранения лица в любой ситуации. Щеголяя нарядами и сверкая драгоценностями, она столь доброжелательно беседует и с супругом, и с внезапной его гостьей, и с неприятными визитерами, столь небрежно заставляет окружающих следовать ее велениям и желаниям, показанным движением брови, что становится ясно – аристократизм есть способность никогда не попадать впросак и легко выходить из самых сложных поворотов – беседы и судьбы. И, наконец, юная Софья Ардова создала тонкую и знакомую карикатуру злой и упрямой девчонки – впрочем, какой же еще быть ее героине, которую маменька прочит за короля вопреки ее воле. Эдакая смесь Пеппи и современной хулиганки, колкой язвы в круглых очках, которая от подначек и шпилек легко срывается в драку – образ узнаваемый, смешной и живой.
 
История о том, как чопорная Европа столкнулась с американской живостью и пала жертвой ее чар, как нарушение регламентов ведет к благим переменам в политике и семье, а пробудившееся сердце отказывается открыто не только свежему чувству, но и семейным узам – это сказка, разыгранная мхатовцами с удовольствием, темпом и юмором. А финал ее, когда героиня, действительно влюбившись в герцога, отказывается от его щедрого содержания и остается в своем театре до конца контракта, чтобы потом приехать к нему как самостоятельная любящая женщина, а не как содержанка, звучит совсем современным хэппи-эндом.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Михалков возглавил театр

    Председатель союза кинематографистов Никита Михалков назначен художественным руководителем Государственного театра киноактера. Об этом решении сообщил глава Департамента культуры Москвы  Александр Кибовский в Театре Маяковского перед показом спектакля «Метаморфозы». ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
  • Кончаловский набирает курс в ГИТИСе

    Режиссер Андрей Кончаловский впервые в своей практике открывает творческую мастерскую. Цель ее состоит в том, что изначально (при поступлении) абитуриентов не будут делить по профессиональной принадлежности. По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, в экспериментальной мастерской одновременно «будут обучаться актеры, режиссеры и, возможно, критики». ...
  • Театр «Модерн» ищет профессионалов

    Московский театр «Модерн» объявил о запуске проекта «Приходите сегодня». Как сообщается на сайте театра, в рамках проекта «любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник и пр. ...
Читайте также


Читайте также

  • Спектакли ко Дню защитника Отечества

    По итогам опроса «Театрала», самой ожидаемой премьерой прошлой недели стал спектакль «Король Лир» в Малом театре, набравший  50% голосов. На втором месте – «Сад любви» Театра п/р Олега Табакова (25%), на третьем – «Брак по-итальянски» «Московской оперетты» (14%). ...
  • В Театре на Покровке ожидается «Метель»

    В театре, основанном Сергеем Арцибашевым (1951-2015), продолжается реконструкция. В начале нынешнего года был подписан договор с новым подрядчиком – компанией «Содружество», которая в срок до 10 августа 2017 года обязуется завершить ремонтно-реставрационные работы исторического здания Театра на Покровке. ...
  • О чем поёт Татьяна Веденеева

    «Школа современной пьесы» выпускает премьеру по пьесе Михаила Хейфеца «Rock-n-roll на закате». Как сообщает пресс-служба театра, в спектакле много музыки и песен, написанных Иваном Лубенниковым и Санчиром Бадаковым (участник группы Elektromonteur). ...
  • Кто знает, что с нами случится впереди…

    Этим спектаклем главного режиссера Красноярского драматического театра Олега Рыбкина открылся большой проект, посвященный осмыслению столетия, минувшего со дня Октябрьских событий 1917 года. Название «Дни нашей жизни» обманчиво, но и многообещающе, ведь режиссер сделал спектакль не из одной пьесы Леонида Андреева, а из «всего автора». ...
Читайте также