В ожидании «Щелкунчика»

«Театрал» заглянул за кулисы главного новогоднего спектакля страны

 
Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала».

В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. В этом году немало вводов. Каждому артисту, танцующему впервые, необходимо подготовить костюм: если есть подходящий – подогнать его по фигуре, если нет – сшить новый.

Постановка Юрия Григоровича, который работал над спектаклем вместе с художником Симоном Вирсаладзе, увидела свет в 1966 году. С тех пор внешний вид костюмов не изменялся. Для каждого из них существует готовый образец. Задача мастеров заключается в том, чтобы максимально точно повторить эталон. «Мы получаем образец и узнаем фамилию артиста, затем подбираем ткань, ее окрашивают, костюм кроят, проводят примерку и. наконец, пошив. Заключительный этап – отделка и, если необходимо, роспись. В данном случае костюм – это повтор, поэтому привносить новое мы не имеем права», – рассказывает художник-модельер Елена Меркурова.

Пошивочный цех (как и костюмерный) делится на мужской и женский: часть мастеров специализируется на мужских костюмах, часть – на женских. Но в любом случае каждый костюм шьет отдельный специалист.

Если пошивочные цеха отвечают за изготовление и крупный ремонт костюмов, то костюмерные – за хранение и поддержание изделий в должном виде. «Мы принимаем костюм, наносим инвентарный номер и фамилию актера, стираем и выполняем мелкий ремонт», – рассказывает костюмер Ксения. В стенах ГАБТа есть также собственный прачечный цех (белье сдается в стирку, костюмы – в чистку).

Хранилище костюмов текущего репертуара, в том числе и «Щелкунчика», находится в подземных этажах. В прохладном помещении одежда развешивается на большие напольные вешалки и убирается в одинаковые бежевые кофры. Вешалки на колесах, поэтому для простоты костюмеры называют их каталками. Каждая каталка подписана: на ней значатся название спектакля и персонаж. Например, так: «Щелкунчик. Соло «Маша». За пару дней до спектакля костюмы поднимаются наверх при помощи грузовых лифтов.

В женской половине цеха хранятся платья Мари. На фото – костюм ведущей солистки Кристины Кретовой.


Красный мундир Щелкунчика-принца – в мужской части. Костюм первого акта имеет золотую отделку, второго акта – серебряную.

Важный персонаж спектакля – Мышиный Король. Его голова увенчана короной и снабжена сеткой для лица. Это своеобразное окошко, через которое актер смотрит на происходящее вокруг. Лицо исполнителя гримируется серо-зеленой краской (под цвет шерсти Короля), поэтому становится незаметным – зрители видят только королевскую голову. Кстати, на профессиональном костюмерном жаргоне Мышиный Король зовется Главный Крыс. Почему Крыс – загадка, но имя прижилось и фигурирует даже в некоторой цеховой документации.

Король, разумеется, располагает гвардией. Головы гвардейцев выглядят проще, потому что это рядовые мыши (или крысы… Мы уже не уверены).

Хотя костюмные материалы на протяжении многих лет остаются неизменными, шерсть для наряда Мышиного Короля все же решили заменить бифлексом: у актера большая партия, и в шерстяном ему слишком жарко.

Известные персонажи балета Чайковского – куклы, исполняющие национальные танцы: французский, китайский, испанский, индийский и русский. В их костюмах используется парча, хлопчатобумажный бархат и плотный атлас. В качестве основы берется бязь, поскольку хорошо держит форму. 


На отделку идут те же ткани, что и на костюмы, а также блестки, пластиковые бусины, камни и другая фурнитура. Для имитации снежинок используется сетка, сложенная в несколько слоев.

На головном уборе русской куклы – простые пластиковые кристаллы. Вблизи они кажутся немного тусклыми, однако на сцене благодаря освещению начинают играть и переливаться.

«Многие артисты, выступающие за границей, отмечают, что наши костюмы очень легкие, двигаться в них не так жарко», – говорят костюмеры. Костюм китайской куклы, судя по весу, не очень легок для балетного танцора, но сделать его легче нельзя – в нижней части специальный обруч, который держит форму.

Кульминация балета – «Вальс цветов». На фото – костюм мальчика (ручная отделка бисером).

Большинство костюмов снабжено застежками-крючками. Быстрее всего застегивается «молния», но она в любой момент может разойтись. Кнопки легко расстегиваются, так что тоже подводят. Крючок в этом смысле самая надежная вещь, поэтому на практике используется именно он.

Вечер 31 декабря у костюмеров не выходной, а самый рабочий. «Мы уже привыкли, – говорит Ксения, –  поэтому успеваем закончить дела и благополучно добраться домой до боя курантов. Длительность спектакля зависит от дирижера: кто-то управляет оркестром быстрее, кто-то медленнее. Разница минут в пять, но и она существенна. Около половины десятого артисты начинают собираться. Новый год – праздник, и всем хочется поскорее переодеться и поехать к близким. На этажах слышатся быстрые шаги. А мы, чтобы сэкономить время, собираем костюмы по ходу спектакля – сразу после того, как отыгрывается определенная партия. Вешаем одежду сушиться, что-то откладываем в стирку. Поэтому к концу остается сделать не так много».

От редакции
Сердечно благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Большого театра: Михаила Яруша, Елену Меркурову (заместителя начальника пошивочного цеха), Галину Назарьянц (заместителя начальника женского костюмерного цеха), Ксению Игнатюк (заместителя начальника мужского костюмерного цеха), а также мастеров пошивочного цеха Любовь Строганову, Елену Маркелову, Кристину Кусайло и Марию Горюнову. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
Читайте также