«Здание становится театром, когда туда приходит зритель»

 
Адалят ВЕЛИЕВ, доктор искусствоведения, профессор, много лет работал директором-распорядителем Национального драматического театра и директором Русского драматического театра. Теперь он замминистра культуры и туризма Азербайджана, курирует отрасль в целом и в интервью «Театралу» рассказывает о том, как живут сегодня русские театры в его республике.
 
Адалят Максадович, в советское время в каждой республике, входящей в состав СССР, обязательно существовал русский театр. Как живет сегодня русский театр в Азербайджане?
– У нас несколько театров. Помимо Государственного Театра Русской Драмы, носящий имя известного азербайджанского поэта Самеда Вургуна, русские труппы есть в Государственном театре кукол имени Абдулла Шаига, в Азербайджанском государственном музыкальном театре. Кроме того, в азербайджанских средних и высших учебных заведениях молодежь изучает русский язык. Не во всех республиках это так.

– Не так давно президент Азербайджана принял «Закон о театре и театральной деятельности», следом вышел Указ «О совершенствовании театрального дела и улучшении материально-технической базы театров». Насколько эффективно работают эти документы? 
В 2009 году у нас была утверждена десятилетняя программа развития театра, в рамках которой, в частности, был предусмотрен капитальный ремонт всех государственных театров, а их в республике – двадцать шесть. Русский театр в Баку был отремонтирован еще в 2008 году. После ремонта помещение снабжено новой осветительной аппаратурой и техникой. 

Существует известный постулат: прекрасное здание станет настоящим театром только тогда, когда в него придет зритель и увидит на сцене полноценный спектакль. За последнее десятилетие в театрах страны появилось около тысячи новых спектаклей, двести из которых поставлены по госзаказу. Наше государство субсидирует не только постановочные расходы, но и гонорары художественно-творческих групп. Более десяти спектаклей поставлено по госзаказу в русском театре.

В афише появились, например, такие серьезные работы, как «Жаворонок» Ануя, «Квартиранты ада» Эльчина, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Волки и овцы» Островского, «Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Мастали – шах, знаменитый колдун» Ахундзаде, «Федра» Расина, «Маскарад» Лермонтова, «Семь красавиц» Низами, «С любовью не шутят» Кальдерона, «В хрустальном дворце» Эфендиева…

– Значит, в основном в репертуаре классика?
– Афиша русского театра разнообразна, есть в репертуаре и Рэй Куни, и развлекательные комедии, и пьесы современных авторов, среди которых немало российских. Например, «Афинские вечера» Гладилина, «Казанова: уроки любви» Коркия и Лаврина. Только что состоялась премьера спектакля «Халам- бунду», поставленного главным режиссером театра Шаровским по пьесе Полякова.

– А на гастроли русский театр выезжает?
– Несколько раз коллектив привозил свои работы в Россию. Надо отметить, что поездки на фестивали, постановки новых спектаклей стали возможны благодаря финансовой поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана в рамках президентской программы развития театров в стране на 2009–2019 годы.

На престижных фестивалях театр показывал свои новые постановки: в Ярославле – «Волки и овцы», в Петербурге – «Маскарад» и «Федру», а в Москве – «Мусье Жордан» классика азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундзаде. Кстати, на одном из фестивалей руководители нашего русского театра – директор Адалет Гаджиев и главный режиссер Александр Шаровский познакомились с Йонасом Вайткусом из Литвы, возникла идея совместной работы.

Так в репертуаре русского театра появилась одна из самых значительных постановок по поэме Низами «Семь красавиц», впервые в мире адаптированной к драматической сцене. Более шести десятков лет на балетных сценах идет балет Кара Караева «Семь красавиц», но перенести на драматическую сцену глубокое философское многоплановое сочинение Низами никто не дерзал. Йонас Вайткус сконцентрировал внимание зрителя на личности и пути духовного становления Бахрама (Мурад Мамедов). Определив жанр спектакля, как «меджлисы танцующих дервишей», он отвел роль рассказчика и двигателя действия самому Низами (сильная работа Фуада Османова). Очень театральный, таинственно-мистический, завораживающий красотой мизансцен, особым ритмом, манерой произнесения текста, спектакль пользуется неизменным успехом, стал событием не только в жизни русского театра, но и страны, с большим успехом был показан на Международном театральном фестивале «Три пространства» в молодом азербайджанском городе Мингечевире.

– Актерские зарплаты всегда были и камнем преткновения, и предметом обсуждения…
Азербайджанское государство во главе с президентом поддерживает и поощряет молодых актеров, а также ветеранов сцены. Многие артисты удостоены почетных званий. Деятелям искусства выделяются стипендии. Более 100 известных деятелей культуры и искусства получают персональную пенсию.

В рамках государственной программы в национальных театрах созданы 13 театральных студий, которые на сто процентов финансируются из государственного бюджета. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также