«Здание становится театром, когда туда приходит зритель»

 
Адалят ВЕЛИЕВ, доктор искусствоведения, профессор, много лет работал директором-распорядителем Национального драматического театра и директором Русского драматического театра. Теперь он замминистра культуры и туризма Азербайджана, курирует отрасль в целом и в интервью «Театралу» рассказывает о том, как живут сегодня русские театры в его республике.
 
Адалят Максадович, в советское время в каждой республике, входящей в состав СССР, обязательно существовал русский театр. Как живет сегодня русский театр в Азербайджане?
– У нас несколько театров. Помимо Государственного Театра Русской Драмы, носящий имя известного азербайджанского поэта Самеда Вургуна, русские труппы есть в Государственном театре кукол имени Абдулла Шаига, в Азербайджанском государственном музыкальном театре. Кроме того, в азербайджанских средних и высших учебных заведениях молодежь изучает русский язык. Не во всех республиках это так.

– Не так давно президент Азербайджана принял «Закон о театре и театральной деятельности», следом вышел Указ «О совершенствовании театрального дела и улучшении материально-технической базы театров». Насколько эффективно работают эти документы? 
В 2009 году у нас была утверждена десятилетняя программа развития театра, в рамках которой, в частности, был предусмотрен капитальный ремонт всех государственных театров, а их в республике – двадцать шесть. Русский театр в Баку был отремонтирован еще в 2008 году. После ремонта помещение снабжено новой осветительной аппаратурой и техникой. 

Существует известный постулат: прекрасное здание станет настоящим театром только тогда, когда в него придет зритель и увидит на сцене полноценный спектакль. За последнее десятилетие в театрах страны появилось около тысячи новых спектаклей, двести из которых поставлены по госзаказу. Наше государство субсидирует не только постановочные расходы, но и гонорары художественно-творческих групп. Более десяти спектаклей поставлено по госзаказу в русском театре.

В афише появились, например, такие серьезные работы, как «Жаворонок» Ануя, «Квартиранты ада» Эльчина, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Волки и овцы» Островского, «Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Мастали – шах, знаменитый колдун» Ахундзаде, «Федра» Расина, «Маскарад» Лермонтова, «Семь красавиц» Низами, «С любовью не шутят» Кальдерона, «В хрустальном дворце» Эфендиева…

– Значит, в основном в репертуаре классика?
– Афиша русского театра разнообразна, есть в репертуаре и Рэй Куни, и развлекательные комедии, и пьесы современных авторов, среди которых немало российских. Например, «Афинские вечера» Гладилина, «Казанова: уроки любви» Коркия и Лаврина. Только что состоялась премьера спектакля «Халам- бунду», поставленного главным режиссером театра Шаровским по пьесе Полякова.

– А на гастроли русский театр выезжает?
– Несколько раз коллектив привозил свои работы в Россию. Надо отметить, что поездки на фестивали, постановки новых спектаклей стали возможны благодаря финансовой поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана в рамках президентской программы развития театров в стране на 2009–2019 годы.

На престижных фестивалях театр показывал свои новые постановки: в Ярославле – «Волки и овцы», в Петербурге – «Маскарад» и «Федру», а в Москве – «Мусье Жордан» классика азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундзаде. Кстати, на одном из фестивалей руководители нашего русского театра – директор Адалет Гаджиев и главный режиссер Александр Шаровский познакомились с Йонасом Вайткусом из Литвы, возникла идея совместной работы.

Так в репертуаре русского театра появилась одна из самых значительных постановок по поэме Низами «Семь красавиц», впервые в мире адаптированной к драматической сцене. Более шести десятков лет на балетных сценах идет балет Кара Караева «Семь красавиц», но перенести на драматическую сцену глубокое философское многоплановое сочинение Низами никто не дерзал. Йонас Вайткус сконцентрировал внимание зрителя на личности и пути духовного становления Бахрама (Мурад Мамедов). Определив жанр спектакля, как «меджлисы танцующих дервишей», он отвел роль рассказчика и двигателя действия самому Низами (сильная работа Фуада Османова). Очень театральный, таинственно-мистический, завораживающий красотой мизансцен, особым ритмом, манерой произнесения текста, спектакль пользуется неизменным успехом, стал событием не только в жизни русского театра, но и страны, с большим успехом был показан на Международном театральном фестивале «Три пространства» в молодом азербайджанском городе Мингечевире.

– Актерские зарплаты всегда были и камнем преткновения, и предметом обсуждения…
Азербайджанское государство во главе с президентом поддерживает и поощряет молодых актеров, а также ветеранов сцены. Многие артисты удостоены почетных званий. Деятелям искусства выделяются стипендии. Более 100 известных деятелей культуры и искусства получают персональную пенсию.

В рамках государственной программы в национальных театрах созданы 13 театральных студий, которые на сто процентов финансируются из государственного бюджета. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
Читайте также