Театр жив. Театр будет.

Страна – Украина, Крым
Город – Ялта
Население – ~ 100 тыс. чел.
Театров – 1

 
Бархатный сезон 2008-го стал в Ялте самым театральным за последние десять лет. Во-первых, город наконец-то обрел театр, который заработал в полную силу, а во-вторых, получил свой собственный международный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта». То, что фестиваль позиционируется именно как международный, подтверждают спектакли на разных языках: русском, белорусском и, конечно, украинском.
«Коли немаэ справжнього життя, то живуть мiражами. Все-таки, краще, нiж нiчого» – эпиграф к спектаклю «Дядя Ваня» Киевского академического Молодого театра в переводе не нуждается. И так все ясно: не потому, что чеховская пьеса зрителю хорошо известна, а потому, что неоспоримое родство языков позволяет понимать происходящее без синхронного шепотка в ухе. Были опасения, что эпиграф к спектаклю станет эпиграфом к фестивалю: мол, первый блин может оказаться комом. К счастью, этого не произошло, напротив, фестивальные дни были насыщенны до отказа (даже море, плескавшееся неподалеку, было забыто: времени хватало только на спектакли и обсуждение увиденного).

То, что Чехова в Ялте играли на украинском, вызвало у части зрителей глубокое возмущение. Группа активистов пошла выяснять отношения с директором, который ответил: «А когда Шекспира играют в переводе на русский – вы не возмущаетесь?» Конечно, непривычно слышать о Елене Андреевне «дуже цекава жiнка», но в какой-то момент напевная музыка малороссийской речи побеждает некоторое неудобство.

Фестиваль «Театр. Чехов. Ялта» прежде всего показал настоящую театральную ситуацию в Украине. Хоть смотр и носит звание международного (Россия и Белоруссия были представлены на нем московским театром «У Никитских ворот», Орловским академическим театром им. Тургенева и Республиканским театром Белорусской драматургии), все остальные театры – а их было семь – приехали из разных городов Украины.

Устроителями фестиваля ялтинцам был сделан грандиозный подарок: срез украинского театрального искусства фестиваль представил во всей красе. Более того, играли не только Чехова, но и пьесы с «чеховской интонацией». Таким спектаклем, в частности, стал «Лист ожидания» по одноименной пьесе украинского драматурга Александра Марданя (Днепропетровский театр им. Горького). В Москве эту пьесу ставил Андрей Максимов: несколько сцен повествуют о курортном романе, перетекшем в длительные отношения, но любовная линия разворачивается на фоне грандиозных событий, и история страны тесно сплетается с историей двух людей. Марданя украинский театральный люд недолюбливает: то ли от того, что тот успешный бизнесмен, а художник просто обязан быть неустроенным, то ли от того, что чеховские фамилии героев пьесы не очень совмещаются с современным обществом. Так или иначе, но обвинения в «нечеховской» интонации профессионалы предъявляют Марданю довольно часто, зато публика принимала спектакль на ура. Против факта не пойдешь: Мардань популярен, его много ставят. В общем, сущая звезда современного украинского театра.

Кстати, звезд на этом фестивале было еще две. Одна из них – артист Севастопольского театра им. Луначарского Александр Порываев, сыгравший Иванова. Популярность молодого актера началась в 2005-м, когда Порываев сыграл в нашумевшем в стране фильме «С днем рождения, королева!» вместе с российскими актерами Арменом Джигарханяном и Эммануилом Виторганом, и естественно, что Порываев быстро вышел в премьеры севастопольской сцены. Режиссер «Иванова» Григорий Лифанов, номинант «Золотой Маски» в номинации за лучший кукольный спектакль, пришедший в театр драматический, не изменил принципов работы и с живыми артистами продолжил работать как с куклами. Оттого, возможно, этот юный Иванов-Порываев не производит должного впечатления: переживает, мучается, жену в гроб сводит, стреляется даже, но все это вроде как понарошку. Если бы громкий хлопок выстрела и смерть на авансцене в сочетании с порхающими белыми голубями произошли в кукольном театре, то они произвели бы больший эффект, чем уродливый грим живых артистов.

В том же кино снялся киевский актер Молодого театра Алексей Вертинский, сыгравший дядю Ваню. Окончив московское цирковое училище, Вертинский начал свое странствие по украинским драматическим театрам. В спектакле Станислава Морозова он играет очень необычного дядю Ваню: лысый и истеричный паяц. Образ совершенно не романтический, но абсолютно достоверный. «Дядя Ваня» вообще стал одним из лучших спектаклей на фестивале, кстати, получившим приз за художественное оформление. По-европейски холодный и выверенный, он разительно отличался от остальных, и временами напоминал «Дядю Ваню» Льва Додина, причем речь, конечно, не о прямых заимствованиях – скорее о реминесценциях.

Вторым событием фестиваля стал спектакль Театра им. Янки Купалы «СВ» – в расшифровке «Сад вишневый». Это пластическая композиция, в которой вся чеховская пьеса станцована драматическими артистами. Спектакль получил спецприз от жюри за новаторство и поиск. Причем даже роль Прохожего – в общем-то безымянная, проходная линия, стала в спектакле одной из важнейших.

Гран-при фестиваля получил спектакль Львовского театра им. Заньковецкой под названием «Перечитуючи Чехова»: две одноактовки, инсценировки рассказов «Ионыч» и «Ариадна», соединенные режиссером Аллой Бабенко в единый спектакль. Такой тип театра в сегодняшней театральной России показался бы удивительно несовременным: это литературный театр, лишенный драйва и экшена, построенный только на обаянии артистов. Особенно «чеховской» оказалась пара «Ионыча» (Александра Люта и Юрий Чеков). Невзирая на то, что «львовский» украинский язык совсем не похож даже на «киевский», здесь работало удивительное соответствие формы и содержания, как раз того самого пресловутого сценического обаяния.

Директор Ялтинского Театра им. Чехова и фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» Николай Рудник подчеркнул, что фестиваль появился не вместо апрельских дней, учрежденных СТД РФ «Чеховские сезоны в Ялте»: «Мы с удовольствием будем соинициаторами этих дней, но не берем на себя главенствующую роль в этом. А международного фестиваля в Ялте до сих пор не было – наш стал первым. Более того, мы называемся «Театр Чехов. Ялта», и если из этих слов убрать одно, то, да простит меня Антон Палыч, мы уберем «Чехов». Мы не укладываем в прокрустово ложе наших участников, не требуем, чтобы они играли только пьесы Чехова, потому что он для нас – связующее звено. Ведь недаром, когда МХТ привез при жизни Чехова в Ялту четыре спектакля, то два из них были по пьесам Метерлинка и Ибсена. Чехов с большим восторгом рассказывал об этом, точно так же, как о драматургии Горького – у него не было никакой ревности. Так Чехов, стоящий между словами «театр» и «Ялта» объединяет их, связывает, а не является фигурой авторского паритета. Мы надеемся расширять палитру: хотим увлечь страны ближнего зарубежья, а также наши европейские города-побратимы. Ялтинский Театр имени Чехова работает круглогодично: у нас нет своей труппы, мы – выставочный зал лучших образцов театрального искусства, а потому всегда готовы к активному диалогу».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву привезут лучшие спектакли театров русского зарубежья

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • Началась продажа билетов на лучшие спектакли «Мира русского театра» в Москве

    В начале сентября в Москве состоятся гастроли спектаклей – участников фестиваля «Мир Русского театра». Подробнее об этом событии «Театрал» уже рассказывал читателям. А буквально на днях началась продажа билетов. ...
  • Алексей Лебедев: «Основной наш критерий – зрители»

    Фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал» в Берлине, в нынешнем году проходил в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны». О масштабном проекте, цель которого представлять русскую культуру европейскому зрителю, нам рассказал его генеральный директор Алексей ЛЕБЕДЕВ. ...
  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
Читайте также