Сто лет мы вереницей идем за синей птицей

 
Ровно сто лет назад Станиславский решил показать на сцене то, что показать невозможно: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы, царство будущего и многое другое. Так появился спектакль «Синяя птица» (по сказке Метерлинка), который буквально состоял из удивительных трюков. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Ничего подобного русская публика прежде не видела. Все было сделано с революционным новаторством, свойственным Художественному театру тех лет. После 150 репетиций этот спектакль впервые был сыгран 30 сентября 1908 года и идет во МХАТе по сей день. Такого старожила нет ни в одном театре мира.
«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое»

С первых дней репетиций Станиславский заявил, что ставит экспериментальный спектакль, который не будет похож ни на одну феерию. К феериям тех лет у Константина Сергеевича было много претензий. «В каждой из них стены принимают фантастические контуры, но публика отлично знает, что это делается транспарантом и тюлями, – говорил он на собрании труппы в 1908 году. – Мы сотни раз видали превращение Фауста и знаем, что с него сдергивают костюм из дыры пола. Транспарантные залы с бегающими детьми нам надоели. Что может быть ужаснее театрального ребенка-статиста?»

И все же Константину Сергеевичу предстояло поставить спектакль, в котором главными героями будут дети – мальчик и девочка Тильтиль и Митиль. Они просыпаются в рождественскую ночь и видят в богатом доме напротив празднество. Так начинается эта сказка…

В ту же минуту слышится стук в дверь, и на пороге появляется кривая старуха в зеленом платье и красном чепце. Это Фея Берилюна. Ее раздражает, что дети не знают очевидных вещей. И велит им отправиться на поиски Синей птицы. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», – говорит она, протягивая Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в принцессу. Появляются души часов, души караваев. Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это душа воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая душа молока.

«Артисты подшучивали над нами»

Рукопись неизданной «Синей птицы» появилась в распоряжении Художественного театра еще в 1906 году, однако только два года спустя – к 10-летию театра – Станиславский подготовил ее постановку, насытив тысячами режиссерских хитростей.

Например, в первом действии над очагом появляются белые светящиеся тарелки. Они танцуют, а затем исчезают так же внезапно, как и появились. Трюки с тарелками проделывают артисты, которых зрители не видят. Они исполняют роли «черных людей», как называл их Станиславский. Черный человек одет с ног до головы в костюм из черного бархата. На голове у него бархатный капюшон с вырезом для глаз, на руках – перчатки, на ногах такие же туфли. Действуя на фоне черного бархата, он остается невидим для других.

С помощью бархата Станиславскому удалось передать и ужасы ночи: эпизод, в котором призраки скачут по сцене. Это черные люди выбегают с длинными шестами в руках. К верхней части шеста прикреплена страшная голова. Оригинально был сделан танец звездочек. Артистки танцуют в черных бархатных платьях, но на голове у них колпачок, от которого расходятся узкие светящиеся ленты: зрители видят только свет лент.

Несмотря на сказочность сюжета, Станиславский создал на сцене удивительно правдоподобный мир. Беззастенчивым был вероломный Кот (Иван Москвин), простодушен верный Пес (Василий Лужский). Рыхлым характером отличался Хлеб (Владимир Грибунин). Ломким и ненадежным оказался Сахар (Аполлон Горев). Мальчик Тильтиль (Софья Халютина) отличался геройским характером, а его сестра Митиль (Алиса Коонен) – напротив, была ребенком, который по-женски чувствует все опасности.

За сто лет исполнительский состав спектакля десятки раз менялся. Но всегда в нем играли ведущие артисты театра.

– В тридцатые годы роль Феи исполняла Лидия Коренева, – вспоминает старейшая актриса МХТ имени Чехова Кира Головко. – В одной из сцен, мы, участники спектакля, должны были в темноте выносить ее из-за кулис на середину сцены. Но Лидия Михайловна, если ей что не нравилось, могла в темноте толкнуть или ущипнуть артиста. Помню, как однажды мы решили ей отомстить и вынесли совсем не туда, куда нужно. Когда вспыхнул свет, Коренева поняла, что находится по другую сторону декораций. С тех пор она не щипалась…

Памятным спектакль оказался и для Алексея Баталова, который в начале 1950-х годов, будучи студентом, играл одного из «черных людей».

– Через этот спектакль прошли все поколения МХАТа, – говорит он. – Для меня и остальных студентов он ассоциировался, как правило, с картиной «Ночь». В полной темноте над сценой летали духи. Чтобы их изобразить, мы в черных костюмах ходили по сцене и размахивали шестами, к которым были прикреплены головы и одежды… Эта ситуация была идеальной для розыгрышей. Помню, как старшие артисты говорили нам, как нужно смотреть в зал и какие жесты делать. И мы ведь старались! Но только позже я понял, что это они подшучивают над нами, поскольку из зрительного зала «черных людей» никто не видит.

Как Станиславский промок под дождем

Музыку к спектаклю писал замечательный композитор Илья Сац. Ее звуки должны были напоминать то полыхающий огонь, то бурлящее молоко, то полет птицы… Особенно сложно сочинялась музыка к первой картине, где вода начинает течь из крана. Когда Сац исполнил свое сочинение, Станиславский сказал: «Илья, сейчас на улице идет дождь. Давайте выйдем на крышу, послушаем, как он стучит». И два театральных деятеля помчались на крышу: они промокли до нитки, прислушиваясь к барабанящим каплям. Отзвуки того дождя мхатовские зрители слышат по сей день.

На протяжении спектакля Тильтиль и Митиль, попадая в разные приключения, познают истину окружающего мира. Они идут к ней напролом, борясь со слугами Ночи (мракобесием, болезнями, войнами), учась выручать друг друга в беде, понимать природу, слышать зверей и людей. Спектакль надолго укоренился в репертуаре театра (после раскола МХАТа в 1986 году спектакль оказался в репертуаре МХАТа имени Горького).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» собирает собственный архив

    Московский «Театр.doc» объявил о начале собрания собственного архива. Однако без помощи зрителей здесь не обойтись. Коллектив просит оказать посильную помощь – принести или прислать все то, что так или иначе связано с его историей. ...
  • Тряхнуть стариной

    На театральной карте столицы сохранились места, историческое и культурное наследие которых переоценить невозможно. Это самые старые театральные площадки города, на которых зарождалось и развивалось искусство, выступали первые крепостные труппы, познакомились Чехов и Станиславский, а Александр Островский смотрел свои же пьесы. ...
  • Древность не порок

    Какие из ныне действующих театров самые старые? Тверской театр драмы (1745), Волковский театр в Ярославле (1750), Александринский театр (1756), Большой театр (1776)… Но это в России. За рубежом есть у них собратья, которые старше на несколько веков. ...
  • «Ленком» опубликовал редкие фотографии

    В субботу, 23 декабря, исполнилось 100 лет со дня рождения легендарной актрисы Валентины Серовой, которая на протяжении целой эпохи (с 1933 по 1942, с 1943 по 1950 и с 1960 по 1964) играла ведущие роли в Театре им. Ленинского комсомола. По случаю юбилея «Ленком» опубликовал архивные кадры из спектаклей с участием актрисы (см. ...
Читайте также