Как живет русский театр Великобритании

«Работаю в фастфуде»

 
Русские театры в дальнем зарубежье – это островок России со своими традициями и укладом. Наш журнал писал о театрах, которые уже десятки лет работают за границей. А в Великобритании такой театр появился совсем недавно. Обозреватель «Т» познакомился с его режиссером Дмитрием Турчаниновым и поинтересовался, как ему удалось создать свой коллектив.
 
– У нашего театра в багаже пока только один успешный спектакль, – говорит Дмитрий. – И это, скорее, заявка на будущее. Я считаю «Любовь в футляре» по рассказам Чехова «первой чайкой», проектом, к которому надо добавлять спектакли различных жанров. Тогда через какое-то время он сможет стать театром со своим репертуаром и со своим собственным художественным стилем.

– Как вам удалось найти в Лондоне профессиональных русскоязычных актеров?
– Они сами нашли меня летом 2013 года. Это была некая группа актеров, состоявшая из профессионалов и любителей, в складчину снимавшая подвал в центре Лондона. Мы занимались регулярно тренингом, проводили читки пьес, устраивали литературные вечера – все, чтобы поддерживать актерскую профессию. Я задумал поставить пьесу «Сахалинская жена» Елены Греминой, и мы начали репетиции. Учитывая, что у нас подвал, я делал тот материал, который был бы уместен в этом пространстве. Но потом у нас кончился срок аренды подвала, и хозяин не захотел продлевать контракт.

На площадке, где мы сейчас играем, периодически проходят бои без правил. То есть в центре ставят ринг, и с четырех сторон сидят зрители. А когда они убирают ринг, то одну из стен оставляют для наших титров, и зрители смотрят на сцену с трех сторон. Конечно, не шекспировское, но весьма специфическое пространство. Мне удалось сделать это пространство «чеховским», что было оценено зрителем: каждый спектакль – это аншлаг!

Спектакль мы делали, что называется, из подручных средств. Декораций – минимум. Это проект продюсерской компании Xameleon Theatre Productions, которую Влада Лемешевская создала в прошлом году.

– Вы сказали, что театром стали заниматься в 2013 году. А что делали в Лондоне в предыдущие два года? И почему вообще решили уехать из Литвы?
–Я уехал, потому что в Литве для меня не было работы. А семья осталась там. Жена – моя однокурсница и сейчас играет в Русском драматическом театре Литвы. А я здесь один. Два года вообще не касался театра. Выходил из финансовых долгов и очень много вкалывал чернорабочим. И сейчас я сплю по 4 часа в будни, работаю с 6 утра до 12 дня в фастфуде, делаю бутерброды. А остальное время отдаю театру, но у меня есть возможность идти и на другую «черную» работу! Надо же на что-то жить. Работа – это спасение от депрессии, от одиночества, от лени, от всего.

Всё, что пережил, только на пользу дела – теперь я могу объяснить актерам ситуацию практически из любой сферы жизни. У меня был период, когда я два месяца ночевал в Гайд-парке. Приходил ночью, закидывал спальник на скамейку и до утра там перекантовывался.

Не жалели, что приехали в Лондон? Может, надо было вернуться в Вильнюс?
– В тот театр? На самом деле там очень много проблем. У меня была цель – после магистратуры набрать курс в академии, чтобы жена преподавала речь, а я мастерство – считаю такую модель наилучшей для актерского курса. Курс был набран, и нам было сказано «да», но затем нас отодвинули от преподавания. Это было решение художественного руководителя театра. Но, слава богу, эти ребята закончили учебу и теперь работают в Русском драмтеатре Литвы.

– Хорошо,что вы нашли в себе силы и вернулись к творчеству, нашли единомышленников. Расскажите, пожалуйста, о своих актерах.
– Основа труппы – это семь человек, и все они совершенно разные, из разных актерских школ, с разными биографиями. Например, Олег Хилл – он из Риги, в Лондоне работает на радио, снимается в кино и участвует в других актерских проектах. Олег Сидорчик – это народный артист Белоруссии, актер Свободного белорусского театра. Вадим Богданов – человек свежий, приехал из России, окончил питерскую музыкальную академию и, слава богу, очень вовремя оказался в нужном месте. Нам молодые герои – а у него как раз такая внешность – очень нужны. Игорь Селиванов – тоже актер с хорошими внешними данными, он получил актерское образование в Америке и здесь посещал курсы. Это вот четверо мужчин. Женщины – это Ирина Кара. Она окончила ВГИК, и за ней так и тянется шлейф института кинематографии. Она еще преподает сценическую речь и поет романсы – уже две программы выпустила. Маша Блатштейн, училась здесь, в Лондоне, она посвящает много времени актерскому мастерству и выступает с вечерами импровизации на английском языке, что тоже очень важно. Влада Лемешевская, она же продюсер Xameleon, окончила East 15 ActingSchool в Лондоне и потом стажировалась в ГИТИСе. То есть все те актеры, которые сейчас существуют в Лондоне, нас потихонечку находят. Надеюсь, к нам еще будут подтягиваться профессиональные актеры и это откроет перед нами новые возможности. Вот еще почему так важно было сделать хороший спектакль, который привлек бы внимание.

– Наверняка у вас уже есть план будущих постановок?
– Да, конечно. На очереди работа с другими продюсерскими компаниями – создание театрального поля. В ноябре  5 и 6 числа с Investartgroup  у нас намечаются премьеры: для детей – «Золушка» Шварца, для взрослых комедия Куни «Такси на троих». Кто-то отрицательно относится к комедиям положений... Но в моей ситуации такой спектакль – это наилучший тренинг для актерского ансамбля. Лучше тренировать себя на легком материале, чем схватить инфаркт от того, что у нас не получается Достоевский или Толстой... Наконец, такой спектакль –это радость для зрителя! Если кто-то думает, что русские в Лондоне живут хорошо, то единственный совет – приезжайте и посмотрите, как они тут живут… Люди здесь стараются занять себя работой, чтобы помочь выжить своим родным, оставленным на исторической родине. Так неужели они не заслужили качественной комедии? Посмеяться от души?

– Ваш зритель – это в основном русскоязычное население Лондона?
– На самом деле целевая аудитория еще не сильно мною изучена, но, к счастью, она разная, и по поколениям в том числе – это студенты, которые здесь учатся; те, кто приехал из бывших союзных республик; британцы. Мы, конечно, рассчитываем на это и делаем спектакль с английскими субтитрами.

В последнее время я думаю о том, почему у русскоязычного населения Британии возник такой интерес к русским спектаклям. И мне кажется, что этот спрос – это ничья не заслуга, оно само по себе так произошло: люди идут в театр, им это интересно. Наша заслуга может заключаться только в том, какого качества предложением мы на этот спрос ответим, вот и все. Почему я был так уверен в успехе спектакля «Любовь в футляре»? Потому что до этого мы проводили музыкально-поэтические встречи, вечера романсов, и они не просто собирают аудиторию – они собирают аудиторию, которая не хочет расходиться. Например, у нас был вечер Гумилева: три часа читали стихи, без антракта. А когда у нас был Бунинский вечер, мы его сделали на час десять минут, но зрителям этого было мало, и они долго еще оставались с нами в зале.

– Как думаете развивать проект? Получится создать репертуарный театр?
– После того как наш проект приобрел свою небольшую аудиторию, вполне можно осуществить затею репертуарного театра... Осталось только создать свой сайт, свое детское театрально-кружковое движение, создать регулярный фестиваль драматургии, актерские двухгодичные курсы для желающих стать актерами. А также понять, какие у нас возможности с помещением для репетиций, найти местных сценографов, композиторов, хореографов, речевиков, движенцев, декораторов, ах, да, еще спонсоров, конечно! Наконец, найти больше профессиональных актеров, владеющих русским языком, чтоб не хотелось закрывать уши...

– В общем, осталась самая малость…
– Но для начала надо было заявить о себе успешным качественным спектаклем! Мы обязательно осуществим ряд серьезных постановок. Но только тогда, когда созреем для них вместе с нашим зрителем. Я не буду ставить «Гамлета» без Гамлета! Только то, что по зубам – вот так, шаг за шагом, я и иду к своей цели – созданию репертуарного русского театра в Лондоне. А дорогу осилит идущий!
 
 
Справка
Дмитрий Турчанинов
Родился 31 января 1975 года в Латвии.
Образование: в 1997 году окончил актерский факультет Литовской академии музыки и театра. В 2007 году – режиссерскую магистратуру МХАТ.
Карьера: с 1997 по 2005 г. – актер Русского драматического театра Литвы. Дебютировал в 1998 году в роли Любена в спектакле «Жорж Даден, или Одураченный муж» Мольера. Среди театральных работ: Томас («Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса), Женя («Молодые люди» Родиона Белецкого), Незнамов («Без вины виноватые» Александра Островского), Джулиан («Крошка Элис» Эдварда Олби), Семён («Васса» Максима Горького) и другие.
Как режиссер, поставил «Школу злословия» Шеридана в Саратовском ТЮЗе  (2008 г.) и «Кабаре Надежды» Клима в Русском драмтеатре Литвы (2009 г.).
 
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
Читайте также