«Табакерку» предложил переименовать во «Дворец Табака»

В Москве открыли новое здание Театра Олега Табакова

 
Этого момента российская столица ждала 20 лет. В театре даже родился анекдот: «Каждый новый мэр обещает Олегу Табакову достроить здание «Табакерки».
 
И вот, наконец, в четверг, 15 сентября, Олег Павлович вышел на сцену своего нового театра на Сухаревской площади, дом 5, чтобы поприветствовать гостей праздничного вечера. В числе прочего он сказал одну фразу, от которой защемило сердце: «Я не сентиментальный человек. Но когда рабочие показывали мне возможности нашей новой сцены, я смотрел-смотрел и… у меня выступили слезы. Ну, думаю, старый дурак... А потом опамятовался: нет, это же мечта реализовалась».
 
Большой торжественный вечер, на который собралась, кажется, вся театральная Москва, вопреки ожиданиям получился весьма лирическим. В зале – разновозрастные ученики и коллеги Олега Павловича от первых студийцев (нынче уже народных артистов) до совсем еще только начинающих. На большом плазменном экране – фотографии и видеозаписи той поры, когда все были молоды и счастливы. В центре партера – друзья и коллеги виновника события – Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Александр Калягин, Римас Туминас, вице-мэр Леонид Печатников, глава Департамента культуры Александр Кибовский и многие другие.
 
– Дорогой Олег Павлович, ты сидишь передо мной, у тебя седые волосы, и я ничего не могу понять, – сказал заметно растроганным голосом Александр Калягин. – Машина времени вещь, конечно, удивительная, но в то же время и беспощадная. Я думаю, что открытие этого театра – удар под дых Госдепу, Белому дому и санкциям, которые нас опутывают. (В зале – смех.) Ты сделал невозможное и возможное. Ты феноменален во всем: в игре на сцене, в твоих качествах директора, менеджера, строителя и так далее, и тому подобное. Пожалуйста, сделай так, чтобы это счастье продолжалось как можно дольше, чтобы его хватило на всю последующую жизнь. Спасибо тебе, родной мой.
 
Вечер вели молодые артисты «Табакерки», загримированные в участников спектакля «Смертельный номер» (1994), который на протяжении нескольких лет являлся хитом театра. Капустные номера перемежались выступлениями звезд эстрады (Владимир Шахрин, Леонид Агутин, Александр Градский, Кристина Орбакайте, Полина Гагарина), но, пожалуй, самой трогательной частью вечера становились моменты, когда микрофон оказывался в руках почетных гостей.

– Братцы, есть такое слово, которое сейчас употребляют все – комментаторы, параолимпийцы, депутаты и кандидаты. Волнительно, – сказал Александр Ширвиндт. – В русском языке нет такого слова. Но несмотря на это, сегодня все же волнительно. Я думаю: какая интересная, иллюзорная наша актерская профессия. Как дым. Чем выше, сильнее и ярче комета, тем стремительнее и неожиданней она улетает. А после нее возникает след, который быстро-быстро засиживается навозными мухами якобы друзей-воспоминателей… И остается шлейф – любовницы, внебрачные дети, квартирные дрязги… Сегодня мы присутствуем при замечательном действии. Театр Табакова – кровь от крови мхатовское явление. Но то, что МХАТ родил патологическое явление органики – Грибова, Олега Борисова, Евстигнеева, к примеру, как эталон мхатовской школы и вообще актерского существования, – это улетает…
 
Я говорю это к тому, что Олег Павлович всех перехитрил. И, будучи прекрасным актером, останется в истории без шлейфа актерской иллюзорности. Он останется в Камергерском переулке, он останется в памятнике основателям МХАТа, он останется вот в этой красоте и останется в мхатовской аллее на Новодевичьем кладбище. Вы смеетесь, а это огромная, ухоженная, любовная история, причем не меркантильная. Хотя… черт ее знает. Как пелось в этой пошленькой песенке: «Не стареют душой ветераны». Душой понятно, с телом – хуже. Хотя смотрю на Олега и понимаю, что не все так страшно. Горжусь тем, что мы с ним современники и где-то немножко даже друзья.
 
Вечер продолжался два часа, но начался с опозданием. Как выяснилось, причина тому весьма банальна: гости не торопились проходить в зал, стремясь рассмотреть новые интерьеры. Семиэтажное здание на Сухаревской площади стало полной противоположностью подвала на Чаплыгина. Здесь много мрамора, стекла и света. Не даром артисты МХТ и «Табакерки» пели, что в гримерках нового театра можно проводить отпуск (закулисье и в самом деле мало чем отличается от комфортабельной гостиницы). Теперь это вовсе не камерный, тихий, подвальный театрик, а настоящий дворец, о чем говорили все гости, включая Марка Захарова:
 
– Неудобно теперь называть это пространство «Табакеркой». Это – «Дворец Табака»! Или, как подсказывает Ширвиндт, «Табака-плаза»… Мы люди с монархическим сознанием, к нам демократия не прививается, поэтому нам нужен вождь. Олег Павлович Табаков – настоящий вождь! Я за такого вождя. И желаю ему процветания, вдохновения, открытий, озарений и всего самого прекрасного.
 
По традиции, в день новоселья принято пустить в дом кошку. В поисках породистого питомца Театра Олега Табакова обратился в цирк и оттуда прислали дрессировщика… с огромным тигром на поводке, который эффектно расположился у ног Олега Павловича, стоявшего в ту минуту на сцене. Наступил ответственный момент. Но вместо юмора и шуток заключительная речь отца-основателя театра была весьма трогательной – казалось, что Табаков в очередной раз пытается напомнить собравшимся о чем-то очень главном, что сопровождало его на протяжении всех этих десятилетий (1 марта театру исполнится 30 лет).
 
– Поначалу все складывалось, как в сказке. А потом все менее реалистичными становились контуры будущего здания. Стройка затягивалась, планы отодвигались. И вдруг… есть театр! О чем я думаю? Наверное, теперь самое важное для нас – создать хорошие творческие условия для тех, кто будет жить и работать после нас.
Что еще? Очень важно, что у нас во дворе на Чаплыгина стоят люди, трудами которых мы кормились, ну, почти, наверное, 40 лет. Это Виктор Сергеевич Розов, Сашка Вампилов, Саша Володин. Потом как-то так получилось, что обделенный до некоторой степени вниманием и славой Владимир Иванович Немирович-Данченко появился вместе с Константином Сергеевичем в Камергерском переулке.
 
Конечно, как было бы прекрасно, если б мама была жива. Ее радости, наверное, не было предела. Ладно, не буду о грустном. Я радуюсь, глядя на успехи своих учеников. Надеюсь, что эти радости будут продолжаться. У нас уже третий выпуск в Театральной школе для одаренных детей. На деньги Миши Задорнова мы ездим по всей России, начиная от Кенингсберга и кончая Курильскими островами, привозим ребят на конкурс, и на деньги же Миши Задорнова отправляем тех, кто нам не подошел.

 
Ну и последнее. Надо, конечно, вспомнить профессорскую дочку из города Прага Наталью Иосифовну Сухостав. Она была моим первым учителем по актерской профессии. Надо вспомнить Олега Николаевича Ефремова. Он кроме актерской профессии учил строить театр, а это мало кто умеет. И, конечно, главный учитель мой по актерскому мастерству Василий Осипович Топорков. Получается, что все мы учились у великих русских актеров. И в прекрасных снах нам иногда казалось, что мы тоже что-то сможем.
 
Господи боже ты мой, что бы мы делали без наших учителей! Без того поколения мхатовцев, да и не только без них… Спасибо, что пришли! 

  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Михалков возглавил театр

    Председатель союза кинематографистов Никита Михалков назначен художественным руководителем Государственного театра киноактера. Об этом решении сообщил глава Департамента культуры Москвы  Александр Кибовский в Театре Маяковского перед показом спектакля «Метаморфозы». ...
  • Кончаловский набирает курс в ГИТИСе

    Режиссер Андрей Кончаловский впервые в своей практике открывает творческую мастерскую. Цель ее состоит в том, что изначально (при поступлении) абитуриентов не будут делить по профессиональной принадлежности. По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, в экспериментальной мастерской одновременно «будут обучаться актеры, режиссеры и, возможно, критики». ...
  • Театр «Модерн» ищет профессионалов

    Московский театр «Модерн» объявил о запуске проекта «Приходите сегодня». Как сообщается на сайте театра, в рамках проекта «любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник и пр. ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Москвичи стали посещать учреждения культуры три-четыре раза в год

    В 2016 году аудитория городских учреждений культуры составила 64 млн. человек. Об этом заявил руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский на заседании президиума городского правительства. «Даже если не брать в расчет туристов, гостей, это по три-четыре посещения на каждого жителя города», – сказал Кибовский. ...
  • Если завтра Михалков скажет: «Все надоело - я пошел кино снимать»

    На этой неделе Никита Михалков был назначен художественным руководителем Театра киноактера. В том, что теперь все процессы там будут зависеть только от него, никто не сомневается. Хотя до этого Театр киноактера был «директорским» и как-то существовал без худрука. ...
  • Мединский заметил «театральный бум»

    В Общественной палате в среду состоялся традиционный «час с министром», на котором министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что посещаемость федеральных театров за четыре года увеличилась на 20%, сейчас в России происходит «театральный бум». ...
  • Театр Михалкова начнется с капремонта

    Первое, что планирует сделать Никита Михалков в должности худрука Театра киноактера – провести реконструкцию сцены, зала, репетиционных помещений, а также приобрести новое оборудование. «Уже в ближайшее время здание становится на капитальный ремонт, – цитирует «Интерфакс» слова Никиты Сергеевича. ...
Читайте также