Омск театральный

Город – Омск
Население – 1 200 000 чел.
Театры – 10
Дом актера им. Н. Чонишвили

 
Омск – театральная столица Сибири. С его значимостью для драматического театра России не спорит даже Новосибирск, невзирая на такие мощные команды, как «Глобус» или «Красный Факел». Зимой, в самый театральный сезон, сибирские морозы заставляют лопаться градусники, но заставить зрителей не приходить в театр не могут даже 50 градусов.
Выбрать театр по душе в Омске может каждый, спектр широк – от имперского Театра драмы до авангардного Пятого театра. А между ними и прекрасный ТЮЗ, и обаятельный Лицейский театр, и оперный, и балетный.

Публика в Омске внимательна и порой жестока: тамошних зрителей, избалованных хорошим театром не меньше москвичей или петербуржцев, не обманешь, поэтому бессмысленно ехать туда с «чесом», намереваясь подзаработать в театральной провинции. Омск – не провинция, а внимание центральных фестивалей к омским театрам показывает, что громкая театральная слава города – не пустой звук.

Прошлое

Если начать издалека, то истоки Омска театрального восходят к 1872 году, когда в городе было решено построить стационарный театр. Пожары, реконструкции и реставрации не могли умалить страсть омичей к театральному искусству, тем более что ее поддерживали гастроли всероссийских знаменитостей, в числе которых Мамонт Дальский и Александра Яблочкина. Связи московских и омских подмостков вообще тесны до чрезвычайности: так, в начале тридцатых годов прошлого века труппа Омского драматического театра состояла в основном из артистов бывшего театра Корша, а во время войны на сцене прославленного сибирского театра работали вахтанговцы, эвакуированные из столицы.

«Золотой век» Омска пришелся на середину двадцатого века, и основную славу городу сделал Омский академический театр драмы, в котором тогда работали Вячеслав Кокорин, Григорий Тростянецкий, а директором Омского драматического был Михаил Ханжаров, легендарная фигура среди театральных директоров. В это же время Ножери Чонишвили играет царя Бориса в дилогии Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис»: эта работа принесла славу не только Омскому драматическому, но и всему городу, на Чонишвили ездили смотреть театралы со всей России.

Второе рождение омской драмы случилось с приходом директорско-режиссерского тандема: худрук Владимир Кокорин и директор Борис Мездрич выводят театр на международный уровень: гастроли по Европе, поездки на фестивали дают не только своей труппе, но и всему театральному Омску необходимый для творческого развития воздух.

Настоящее

Говоря о «золотом веке» омского театра, ни в коем случае нельзя думать, что сейчас он закончился – ничего подобного, длится до сих пор. Театральная жизнь в городе даже не ключом бьет, а просто гейзером: на каждой площадке происходит столько важного и интересного, что рассказать обо всем в рамках журнального обзора невозможно. Пятый театр – главная экспериментальная площадка для омских (впрочем, не только омских) режиссеров. Здесь ставили Анатолий Праудин, Вениамин Смехов, Борис Цейтлин, из молодых – воспитанник Олега Табакова Дмитрий Петрунь и Сергей Пускепалис, недавно получивший «Нику» в номинации «Открытие года» за работу в картине Алексея Попогребского «Ничего личного». Спектакль Пускепалиса – это самая свежая премьера театра, по пьесе Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды» – это восемь новелл, повествующих о человеколюбии и взаимопонимании. В «Красной крысе» нет второстепенных ролей, даже роли «без слов» доведены практически до совершенства. Но самое забавное – это то, что актер Евгений Фоминцев здесь сыграл Крыса (замечательная и очень тонкая работа, отмеченная критикой), а в самом веселом спектакле театра «Не хочу быть собакой» сыграл Кота: впору говорить о судьбе актера.

Однако шутки в сторону: в Омске, помимо экспериментального коллектива, пусть и известного, есть и мэтры: «имперская» омская драма здравствует и сегодня. Главный режиссер Евгений Марчелли – неоднократный номинант и обладатель спецпремии от фестиваля «Золотая Маска» «За разнообразие творческих поисков в сезоне 2004 – 2005 гг.» – заставляет театр жить в таком безудержном ритме, что любая столичная труппа позавидует. Марчелли ставит сам и дает ставить другим: Владимир Агеев сделал у него «Старомодную комедию», петербуржец Василий Сенин – «Кабалу святош», а итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди сделал «Мнимого больного».

Нельзя не сказать и про еще один «золотомасочный» коллектив: Омский государственный театр куклы, актера и маски «Арлекин». «Арлекин» – фантастически красивое (одни фрески на стенах чего стоят!) и очень современное здание, небольшая мобильная труппа, аншлаговые спектакли (как для детей, так и для взрослых). Руководит театром режиссер Борис Саламчев, ставивший спектакли в самом главном кукольном городе России – Абакане, и уже поработавший в Пятом театре. У «Арлекина» тоже есть своя школа – Омская школа театрального кукольного искусства, помимо этого команда театра предлагает несколько заманчивых программ: региональная конференция «Кукла Pro et Contra», фестиваль кукольных театров Сибири и фестиваль «Арлекинчик» для кукольников-любителей.

Фестивали – вообще конек Омска. Город живет в предвкушении театрального праздника: Международного театрального фестиваля «Академия», организатор которого – Омский академический театр драмы и его главреж Евгений Марчелли. В рамках «Академии» покажут спектакли с мировой известностью: «Арто и Гитлер в Романском кафе» с Мартином Вуттке в главной роли, «Снежное шоу» Славы Полунина, а режиссер Томас Остермайер привезет «Концерт по заявкам». Откроет фестиваль московский уличный театр «Огненные люди», так что начало сезона в Омске точно будет жарким!


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Гастроли «Гоголь-центра» пройдут в БДТ

    С 18 по 22 февраля в БДТ им. Товстоногова пройдут гастроли московского театра «Гоголь-центр». На Основной сцене петербургского театра будут представлены спектакли Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии» и «(М)ученик». ...
  • Севастопольский театр покажет в РАМТе «Мастера и Маргариту»

    В апреле Севастопольский академический русский драматический театр им. Луначарского привезет в Москву четыре постановки.   «Везем спектакли «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина», две премьеры этого сезона - «Бесы» и «Ромео и Джульетта», - цитирует ТАСС слова худрука театра Григория Лифанова. ...
  • Студенты Владимира Панкова представляют премьеру в центре Помпиду

    Российский институт театрального искусства 12 и 13 февраля играет премьеру спектакля «Монтаж аттракционов» в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции.   Инсценировка станет ярким аккордом выставки «Экстатический глаз. ...
  • Фестиваль Context. Diana Vishneva объявил программу

    VIII Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 22 июня по 20 октября. В его программу войдут спектакли коллективов из Канады, Израиля, Италии и России. Об этом во вторник на пресс-конференции сообщила художественный руководитель фестиваля, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева. ...
Читайте также