Музыкальные театры начинают сезон

 
Не все музыкальные театры спешат обнародовать свои ближайшие планы. Но обозревателю «Театрала» удалось многое узнать. 

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Премьера «Пиковой дамы» пройдет 6, 7, 9 и 10 ноября. Спектакль готовят  дирижер Александр Лазарев и главный режиссер театра Александр Титель. Это их третья совместная работа на сцене Музыкального театра. Художник-постановщик нового спектакля – Сергей Бархин. Имя сценографа говорит о том, что московская  версия  не будет переносом одесской «Пиковой дамы» Тителя. Главные партии репетируют Николай Ерохин, Нажмиддин Мавлянов, Антон Зараев, Елена Гусева, Ксения Дудникова и Лариса Андреева.
 
Премьера, как сообщает театр, совпадает с примечательной датой – в ноябре исполнится четверть века с того момента, как Титель стал художественным руководителем оперной труппы. Нет сомнений, что и «Пиковая  дама» станет выражением режиссерского кредо, озвученного постановщиком несколько лет назад в беседе  с автором этих строк:  
– Театр и до эпохи «режиссерской оперы» менялся всегда. Никоим образом, физически невозможно показать сегодня классическую оперу в том виде, в каком она была на премьере при жизни композитора. Меняются голоса, манера петь, дирижерские интерпретации. От неудач никто не застрахован, но, не будь режиссеров и сценографов, не открывались бы новые смыслы, а поход в оперу стал бы вовсе странным делом – все равно как еще раз подержать во рту любимую конфету. Сопротивляться живому в театре – по меньшей мере, глупо. Он создан для волнений, переживаний и открытий. Это душевный и интеллектуальный душ. Я рассчитываю на зрителей, которые ходят именно за этим.
 
В феврале нас ожидают редкие на российской  сцене одноактные оперы: «Царь Эдип» Стравинского (либретто Жана Кокто по трагедии Софокла) и  «Замок герцога Синяя борода» Бартока. К работе над ними  привлечен дирижер театра Феликс Коробов и знаменитые гости из драмы – Римас Туминас и сценограф Адомас Яцовскис. Это новый оперный проект двух  постоянных соавторов после постановки «Катерины Измайловой»  в Большом театре.
 
К сожалению, отменена ранее планировавшаяся сенсационная копродукция с венским театром «Ан-дер-Вин» – барочная «Коронация Поппеи» с дирижером Жан-Кристофом Спинози и в постановке героя Зальцбурских фестивалей Клауса Гута (мог получиться дебют знаменитого режиссера в России). Но, по сведениям из театра, там намерены продолжить переговоры с Гутом. Кроме того,  будут оперные постановки на Малой сцене,  но об этом  расскажут на сборе труппы 16 сентября.
 
Что касается балета, театр обратился к фонду Джона Кранко с просьбой разрешить постановку  его «Ромео и Джульетты». Генеральный директор МАМТа Антон Гетьман говорит о необходимости продолжить «Точку пересечения» – мастерскую молодых хореографов.   
 
Новый проект театра – «Концертный зал имени Моцарта» - возрождает имя незаслуженно забытой концертной площадки, существовавшей в здании Музыкального театра в 1920-30-х годах XX века. Проект (благодаря гранту Открытой сцены)  состоит из концертов в Музыкальной гостиной и выставки, экспозиция которой будет меняться в течение сезона.
 
«Новая опера»
Первой премьерой сезона объявлен «Фауст» Гуно (15 сентября). За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель театра Ян Латам-Кениг. Постановку делает молодой  режиссер Екатерина Одегова, которой принадлежит удачная прошлогодняя премьера театра – «Саломея» Штрауса.  В отличие от  взрослой «Саломеи»,  новый спектакль рекомендован лицам от 12 лет.
 
 Театр сообщает,  что «Фауст» ставится «в год 150-летия первого московского спектакля и 125-летия со дня рождения Михаила Булгакова».  Драматург спектакля Михаил Мугинштейн добавляет, что «Новая Опера» играет «Фауста» в неожиданном преломлении. Немецко-французская матрица предстанет в диалоге с фаустианством Булгакова», который спроецировал Гете и Гуно «на московскую почву». 
 
Известно, что  писатель обожал «Фауста»  и слушал оперу много раз. По мнению режиссера, «Фауст для Мефистофеля — даже не цель, а средство ее достижения в борьбе за душу девы, которую Маргарита спасает светом веры и цельности. Душа Маргариты заслужила свет. Но Фауст не  заслужил свет, как не заслужил и покой».  Щедро делясь подробностями концепции, авторы рассказывают о том  что  «с  тремя главными персонажами «связаны три сценических лейтмотива»: свет (от «лампочки Ильича» до блуждаю­щих огоньков), движение (энергия дьявола) и платок, а также камера-обскура  дьявола.  
 
Опера  «Пассажирка» Моисея Вайнберга будет показана 27 января в постановке Сергея Широкова. Создавать костюмы приглашен модельер Игорь Чапурин. Вайберг (1919 -1996)  – несправедливо забытый советский  композитор,  известный широкой публике  по музыке к фильму «Летят журавли» и мультфильму «Винни-Пух». Между тем Вайнберг сочинял симфонии и оперы, а партитуру «Пассажирки» высоко ценил Дмитрий Шостакович. В последние годы в мире наблюдается настоящий бум интереса к Вайнбергу. Его оперы исполняют по всей Европе. Недавно и Мариинский театр показал его «Идиота».  Большой театр тоже готовит оперу Вайнберга по Достоевскому. Спектакль «Новой оперы» станет вторым воплощением «Пассажирки» в этом сезоне – после сентябрьской премьеры в Екатеринбурге. Либретто написано по мотивам повести Зофьи Посмыш и рассказывает трагическую историю бывшей узницы нацистского концлагеря,  которая спустя многие годы после войны встречается на пароходе со своей надзирательницей.   
 
Камерный музыкальный театр им. Покровского
Здесь готовят три премьеры. Первая состоится в декабре. Точнее, не премьера, а возобновление спектакля Бориса Покровского «Петя и волк», к 125-летию со дня рождения композитора. В том же месяце Геннадий Рождественский  подготовит свой новый проект – «Орфея и Эвридику» Глюка в редакции Берлиоза. Ставит спектакль Михаил Кисляров. Редакция Берлиоза создана в 1859 году. Ее главная особенность – партия Орфея,  предназначенная для женского голоса (меццо-сопрано или контральто). При этом Берлиоз соединил в единое целое две редакции «Орфея», сделанные Глюком.   
 
В марте  в театре на Никольской улице можно будет услышать моцартовское «Милосердие Тита». Дирижером-постановщиком приглашен Игнат Солженицын.  Известный как  пианист,  Солженицын в последние годы  активно работает и дирижером, в частности, оперным. И часто выступает в России.
– Я все еще восполняю пробел, вынужденным образом произошедший в жизни нашей семьи, когда Россия была недоступна для нас, – сказал  музыкант два года назад. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также