Директор Александринки: «Финансирование урезали, но мы держимся»

Григорий Попов дал интервью «Театралу»

 
Александринскому театру исполняется 260 лет. О том, как живет старейший национальный театр России, рассказал его директор Григорий Попов.
 
– Десять лет назад праздновали 250-летие театра, и тогда кульминацией торжеств  стало открытие исторического здания после реконструкции. А что будет нынче?
 
– Мы действительно масштабно праздновали 250-летие театра, открыв историческую сцену после реконструкции, а  через семь лет, в 2013 году, рядом с основным зданием  –  Новую сцену, которая стала уникальным, и не только для Петербурга, многофункциональным театральным центром. Понятно, что сегодняшняя финансовая ситуация в стране настраивает на более скромный лад. По традиции 30 августа коллектив отправится в собор Петропавловской крепости. Там состоится церемония возложения венков из алых и белых роз на могилы императриц Елизаветы Петровны, учредившей театр, и Александры Федоровны (супруги Николая I), именем которой он назван. Этот ритуал  был укоренен до 1917 года, мы возобновили его 10 лет назад. В честь юбилея будет полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона и дан карильонный концерт на Соборной площади. На Серафимовском кладбище у нас – лития и возложение цветов на могилу последнего директора императорских театров Владимира Теляковского (могилу мы восстановили в прошлом году). А еще мы впервые решили сделать открытым для  приглашенных гостей и журналистов сбор труппы, чтобы показать часть своей внутритеатральной жизни. 260 лет – дата важная, но все-таки не cтоль значительная, чтобы «под нее» можно было открыть что-то грандиозное.
 
– Как говорит худрук Валерий Фокин: «260 лет или 500 – это роли не играет. Самое главное – в каком художественном состоянии находится театр».
 
– Так и есть. В нынешних условиях роль театра и сохранение традиций очень важны. Сейчас мы готовим серьезный X Международный фестиваль «Александринский», откроет его 10 сентября наша премьера – «Преступление и наказание» Достоевского в постановке художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
Национальный театр Израиля «Габима» везет «Скупого» Мольера, Театр Пикколо ди Милано – «Ревнивых женщин» по пьесе Гольдони. Труппа классика мирового театра Тадаши Сузуки покажет трагедию Еврипида «Троянки». Пекинский народный художественный театр едет со спектаклем «Верные друзья».
 
После фестиваля мы отправляемся на Всемирную театральную олимпиаду во Вроцлав, который объявлен культурной столицей Европы 2016 года. Покажем спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Лермонтова и спектаклю Мейерхольда 1917 года. Это и в техническом отношении огромный выезд: везем 7 трейлеров  с декорациями, все свое оборудование. Спектакль масштабный: только монтаж сцены для него занимает двое суток.  А поездка очень важна. Мы всегда поддерживали художественные контакты с польским Театром Народовы,  которые в силу понятных причин сейчас практически сошли на нет...  В нынешней политической обстановке, уверен, важно уделять внимание международным культурным контактам – театр это та сила, которая может и должна нас объединять, несмотря на все противоречия.
 
– Расскажите о премьерах нового сезона…
 
– Режиссер Николай Рощин репетирует на Новой сцене пьесу Маяковского «Баня». Премьеры Основной сцены –  «Шесть персонажей в поисках автора»  Пиранделло, работа  руководителя Театра Стабиле ди Наполи Луки де Фуско, и «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта в постановке греческого режиссера Теодороса Терзопулоса.
 
25 февраля 2017 года исполняется 100 лет спектаклю Мейерхольда – Головина «Маскарад».  Этот спектакль для нашего театра имеет такое же значение, что и «Чайка» для МХТ. К этой дате  мы собираемся открыть  памятник на могиле художника Александра Головина на Новодевичьем кладбище. И планируем  европейский тур спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего».
 
– А как у вас с гастрольной деятельностью обстоят дела? Кто вас финансирует?
 
– Весной мы были на гастролях в Москве, сыграли 12 спектаклей на двух сценах. В реализации этого масштабного проекта очень помогло правительство Москвы, компании «Роснефть», «Новатэк», «Российские железные дороги». По программе Министерства культуры «Большие гастроли-2016» в мае были в Ульяновске с пятью спектаклями. Ведем переговоры о летних гастролях в 2017 году в Китае. В прошлом году наш «Ревизор» прошел в Шанхае и Пекине с огромным  успехом. И это были первые гастроли Александринки в Китае за всю историю театра.  Приятно, что нас вновь приглашают, несмотря на то, что мы показали драматический спектакль, а не балет, язык которого понятен зрителям всего мира без перевода.
 
– Когда многие театры потуже затянули пояса, с трудом выживают, вы приглашаете на постановки режиссеров из Италии, Греции, Венгрии, проводите  крупный международный фестиваль, собирая на него лучшие театры мира. За чей счет они приезжают? Кто вам помогает?
 
– Нам тоже серьезно урезали финансирование, но мы с пониманием к этому относимся. Мы держимся. Стараемся зарабатывать, играть больше спектаклей. Основное здание театра используется круглогодично, закрывается всего на 10 дней – с 1 по 10 мая на ремонтные работы. Постановочная часть, скажем так, работает у нас круглые сутки. Во время нашего отпуска и гастролей на нашей сцене играют приглашенные труппы.
 
Что касается фестивальных расходов, то помогают министерства культуры – России и тех стран, откуда приезжают театры. Как правило, это оплата проезда. А принимаем здесь труппы мы, за свой счет, благодаря выручке от продажи билетов. Ведь это важнейшая задача – сохранение диалога культур: сложные времена пройдут, а то, что годами накапливалось, не должно потеряться.
 
Кроме того, нам помогают осуществлять проекты наши спонсоры, партнеры.
 
– Григорий Борисович, когда вы пришли работать в этот театр?
 
– Первый раз – в 15 лет, летом, во время школьных каникул. Был помощником макетчика. Отец хотел, чтобы меня что-то заинтересовало.
 
– Многие директора театров прошли такой путь: несколько лет – простой администратор, потом – главный,  еще ряд лет – в замах директора или худрука…
 
 – Я никогда не был администратором. И не всю жизнь здесь работаю. Но проходил здесь практику еще когда учился в Театральной академии. Замом худрука по художественно-постановочной части я пришел сюда в 2004 году. Мой путь в директорское кресло – достаточно редкий в театре: не из административной, а из технической части, и мне многому пришлось учиться. Я очень хорошо знал закулисный процесс, по образованию – художник-технолог. Выпустил много спектаклей в разных театрах Петербурга и Москвы, опыт получил хороший,  меня  даже пригласили читать лекции в альма-матер. Работал заместителем директора Молодежного театра на Фонтанке.
 
– Директором Александринского театра стали не так давно?
 
– В 2013 году, после открытия Новой сцены.
 
– И в вашей епархии всё хозяйство?
 
– Да. Вся финансовая и техническая часть в моем ведении. И свою задачу вижу в том, чтобы максимально верно и полно воплощать художественные задачи, которые стоят перед театром.
 – Это касается и Новой сцены?
 
– Конечно. Мы единый организм. Просто Новая сцена, являясь частью репертуарного театра, работает и как культурный центр. Здесь богатый спектр возможностей: сцена-трансформер, медиастудия, учебный корпус, открытое пространство на крыше. Оснащение этой экспериментальной площадки  – наша гордость, такого в России точно больше нет. Говорю с уверенностью, все-таки это моя основная профессия – я хорошо знаю техническую сторону сцены. Новый спектакль Валерия Фокина на этой сцене «Сегодня. 2016» – яркое тому подтверждение, там использованы уникальные технические возможности.
 
– Без аренды здания сегодня трудно выживать, это хорошая прибыль. У вас гастролируют лучшие театры страны – МХТ, Вахтанговский, Малый, театры из Китая, Японии, Франции…
 
– Художественная политика в театре – это главное, я всегда помню об этом. Проходных вещей на нашей сцене быть не должно, у нее есть аура, богатая история, она диктует свои правила. За свои спектакли мы отвечаем. И нам важно, чтобы гастролеры не подрывали этот уровень.
 
Есть такое понятие «художественная дисциплина», очень точное для театра. Это ведь важно, как артисты относятся к репетициям, как выполняют свою работу монтировщики, реквизиторы, билетеры. На двух сценах у нас работают в общей сложности 700 человек. Это огромный труд. В каком состоянии находится театр – это тоже важно, в нем должно быть убрано, чисто, всё работает на одно: вечером откроется занавес и будет спектакль. 
 
– Можно узнать, из какой вы семьи? Театральной? Петербуржец?
 
– Я родился в Ленинграде. Отец – драматург Борис Голлер, спектаклем по его пьесе «Сто братьев Бестужевых» в постановке Малыщицкого открывался Молодежный театр. Мама – директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме  Нина Попова.
 
– Не страшно вам было взять на себя такую ответственность – стать директором Александринки? Или вы мечтали об этом?
 
– Конечно, страшно. А мечтой – не было точно. Просто в определенный момент стало понятно, что я могу быть полезен своему театру именно в этом качестве. А я его, знаете ли, очень люблю! Это и стало решающим аргументом. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также