Эксперименты под конец сезона

Экспансия в новые театральные пространства

 
Под знаком лабораторий и разного профиля и масштаба фестивалей прошло целое десятилетие 2000-х. Плоды этой культуртрегерской деятельности, разбудившей целые театры от спячки и подарившей поколению молодой режиссуры шанс работать условиях стационара, проросли и в нынешний день – когда в официальную культурную политику подлинная работа с реальностью уже не укладывается.

Под занавес сезона мы стали свидетелями нескольких любопытных проектов, реализованных в разных российских городах творческими командами энтузиастов.
 
Статусный фестиваль «Драма. Новый код» Красноярского театра драмы им. Пушкина, уже несколько лет при поддержке Фонда Прохорова занимающийся интенсивным внедрением в городскую среду новых текстов, молодой режиссуры и театрального эксперимента, в этом году сменил формат. Пьеса или текст для театра не является больше главной молекулой «ДНК»: идеолог фестиваля, его арт-директор и главный режиссер красноярской драмы Олег Рыбкин уловил интенцию времени и сменил современную драматургию на современные формы театра.
 
На «ДНК» по-прежнему есть пул свежих текстов – от «Антикафе» Вячеслава Дурненкова до дневника одной несчастливой любви девичьей под названием «Деревья шагают» победительницы красноярского конкурса драматургии Татьяны Антипьевой. Но прочтения этих текстов не привязаны к сцене: «Русский роман» Марюса Ивашкявичюса впечатляюще прозвучал с эстрады деревянной купеческой усадьбы, куда его инсталлировал АндрюсДаряла, пригласивший на роль сына Толстого местную арт-знаменитость Василия Слонова.
 
«Русский роман» свободно и широко звучал с крутого енисейского берега, заставляя  думать и о том, как далеки бывают литературные мифы от реальной жизни сегодняшней России. 
 
Проект Autoballet швейцарской группы Mercimax, поддержанный фондом Pro Helvetia, стал возможностью путешествия «в глубь России», неожиданного для самих швейцарцев и показательного для нас, хорошо чувствующих локальный контекст. Зрители рассаживаются по нескольким машинам – разного класса и степени эксплуатации – и слушают аудиозапись разговора с шофером, каждый из которых – в своем роде гонщик или большой любитель своего авто. Слушая историю девушки-дрифтерши, лихо подрезающей всех на своем пути, ты приезжаешь в автоцентр Toyota, где тебя высаживают и вместе с другими превращают в публику. Перед собравшимися «разыгрывается» балет – машины красиво разъезжаются, описывают круги и полусферы, а в финале – «кланяются» фарами под урбанистический саунд, тут же живьем исполненный.
 
Подгадал ли так арт-директор, любящий выстраивать на своем фестивале внутренние сюжеты, или так вышло случайно, но Autoballet срифмовался с финальной точкой «ДНК», премьерой «Чик. Гудбай, Берлин!» немецкого драматурга Вольфганга Херндорфа в режиссуре самого Рыбкина. Роуд-муви про двух старшеклассников-лузеров, однажды решивших уйти в отрыв и получивших в своем путешествии больше опыта и надежды, чем во всей предыдущей жизни, с юношеской легкостью и точно разыграно тремя главными – Станиславом Линецким (Чик), Никитой Косачевым (Майк) и Яной Няньчук (встреченная парнями бродяжка Иза). И, в общем, эта ностальгическая и одновременно свежая нота отлично закольцевала «ДНК» –фестиваль, который не только ценит свое прошлое, но и глядит в будущее.
 
Казанская «Арт-подготовка» проходит третий год и делается силами команды молодых продюсеров из Фонда поддержки современного искусства «Живой город», умудрившихся за короткий срок мощно инфицировать здешнюю культурную жизнь. И резиденция «Штаб», и творческая лаборатория «Угол», разместившиеся в бывшем фабричном помещении в центре Казани, стали двумя точками доступа в новое искусство и образование. Нынешняя «Арт-подготовка», одной из идей которой (креативят там известный фестивальщик Олег Лоевский и молодой продюсер Инна Яркова) является создание проектов в нетеатральных местах города, дала возможность впечатляющего опыта погружения в память и в настоящее.
 
Питерский режиссер Семен Серзин вместе с командой соавторов, где драматургом-собирателем выступил критик и завлит Театра Камала Нияз Игламов, сделал «бродилку» по материалам историко-политического архива. История семьи, где были репрессированы отец и мать, а два малолетних сына остались на попечение дяди, чудом забравшего их из детдома, вплетена в гул голосов давно умерших людей, жертв политических процессов, которые происходили в Татарстане. Путешествие в ад – а иначе этот опыт трудно квалифицировать – происходило в холодном, сыром подвале под пешеходной улицей Баумана, где людей водили от точки до точки, и предлагали самим стать исполнителями чужих свидетельств. Серзин отказался от актеров, делегировав эту роль нам, пришедшим соприкоснуться со страшным опытом давно ушедшего, но так и не отрефлексированного времени. Финалом показа стала трансляция на черную стену нескончаемого списка репрессированных и погибших мусульман, от которой несколько окоченевших в подземелье зрителей так и не могли оторваться до самой последней фамилии.
 
Молодой казанский режиссер Регина Саттарова отправила свою публику в Лядский садик, где на скамейках вокруг фонтана, среди гуляющих мамаш с детьми, свои истории рассказывали просто люди, случайные прохожие, каждый со своим обыденным, но очень интересным опытом. Перемещаясь вокруг фонтана, артисты показа Саттаровой, который был назван «В розовом» (и правда, почти у каждого героя было что-то розовенькое – в одежде, в аксессуарах, в мыслях), меняли слушателей, ставя нас перед калейдоскопом сюжетов, настроений, типажей и судеб. Этот псевдодокументальный спектакль в основе своей имеет сочиненный одним из участников текст, очень талантливо демонстрирующий способность слышать другого.
 
Вслед за «Арт-подготовкой» прошел «Науруз» – фестиваль и театрально-образовательный форум в одном лице. В этом году это именно форум с впечатляющей масштабом и концептуальной широтой программой практических и теоретических занятий – от семинаров Юрия Альшица для театральных педагогов домастер-классов по татарской протяжной песне и хакасскому горловому пению. Плюс несколько больших спектаклей – самого Театра им. Камала (в частности, «Дон Жуан» Фарида Бикчантаева, своей современной меланхолией художника неожиданно остро актуализировавшего текст Мольера), Национального театра Будапешта (этнографическое погружение в прошлое режиссера Аттилы Виднянского – спектакль «Бич Божий»).
 
Сергей Женовач, ярко и убедительно выступавший перед публикой в качестве, кстати говоря, противника лицемерия и ханжества, представил работу своего гитисовского студента Айдара Заббарова, казанского уроженца – тревожный и не обещающий хорошего финала первый акт булгаковского «Собачьего сердца».
 
И – наконец – в офф-программе «Науруза» был показан экспериментальный опыт Дмитрия Волкострелова вместе с Аленой Старостиной, актрисой петербургского Театра POST, сделавшего в «Углу» пьесу Павла Пряжко «Карина и Дрон». Этот проект тоже инициирован фондом «Живой город» и, по сути, является первым появлением здесь радикального театрального художника, исследующего границы перформативности. Четверо молодых людей, две девушки и два парня, отобранные Волкостреловым и Старостиной в результате брошенного открыто клича, стоят на разной высоты постаментах, поочередно погружаясь в темноту, и произносят текст пьесы Пряжко, в которой зафиксированы смутные сюжеты жизни очень молодых людей. Эти герои дружат, куда-то едут, иногда влюбляются, обсуждают микроповороты своей каждодневной жизни, а режиссер словно выносит их свидетельства, этот специфического свойства неясный гул, как бы в пространство экспозиции. Вот вам портрет поколения, если вы ищете ответов на запрос времени, вот вам речевой перформанс, если хочется услышать деформации русского языка, вот вам и ситуация неагрессивного присутствия, в которой ты сам становишься объектом невидимого свечения – оно падает на лица зрителей, а не актеров. Казанский опыт Волкострелова располагается одновременно в настоящем и будущем – его зрителям, возможно, нелегко, но они уже вписаны в ситуацию равного диалога, в котором именно сегодня чувствуется огромная потребность.
 
О диалоге со временем, с историей, с национальным контекстом говорила критик Алена Карась, курс лекций которой был посвящен судьбе театра в постсоветском пространстве. И попытки осмыслить повороты истории, а вслед за этим – настоящее, в частности, национального театра, который так мощно и ярко живет сегодня в российской географии, стали невероятно важным для «Науруза» контекстом. Ведь принципиальная или, быть может, естественная для казанских инициатив мультикультурность кажется идеальной территорией ненасильственной свободы. Свободы в выборе материала, локаций, языка и радикальности художественного поиска.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Соломин назначен бессрочным худруком Малого театра

    В субботу, 6 апреля, министр культуры РФ Владимир Мединский вручил художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР Юрию Соломину бессрочный контракт. «Я хотел вам передать подписанный приказ о вашем переназначении. ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
  • Директор театра кукол проведет ночь в СИЗО

    После проведенного обыска директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина отправили в СИЗО, в связи с подозрением в получении взятки. В отношении директора возбуждено уголовное дело. «Директора отправили в «большой дом», ночь он проведёт в СИЗО,- написала на свой странице в Facebook начальник отдела развития театра Наталья Сергеевская. ...
  • Директора Большого театра кукол подозревают в получении взятки

    Директор Большого театра кукол в Санкт-Петербурге Александр Калинин подозревается в получении взятки в 1,2 млн рублей, в отношении него возбуждено уголовное дело. «Следственными органами СК России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело в отношении директора СПб ГБУК «Санкт-Петербургский  Большой театр кукол» по признакам преступления, предусмотренного ч. ...
  • Первый или не первый?

    На волне дискуссий про объединение Александринского и Волковского театра в редакцию «Театрала» пришла историческая справка от доктора искусствоведения, зав. кафедрой русского театра РГИСИ Александра Чепурова (Санкт-Петербург), в которой утверждается, что будто бы нынешний Российский государственный театр драмы им. ...
Читайте также