Эксперименты под конец сезона

Экспансия в новые театральные пространства

 
Под знаком лабораторий и разного профиля и масштаба фестивалей прошло целое десятилетие 2000-х. Плоды этой культуртрегерской деятельности, разбудившей целые театры от спячки и подарившей поколению молодой режиссуры шанс работать условиях стационара, проросли и в нынешний день – когда в официальную культурную политику подлинная работа с реальностью уже не укладывается.

Под занавес сезона мы стали свидетелями нескольких любопытных проектов, реализованных в разных российских городах творческими командами энтузиастов.
 
Статусный фестиваль «Драма. Новый код» Красноярского театра драмы им. Пушкина, уже несколько лет при поддержке Фонда Прохорова занимающийся интенсивным внедрением в городскую среду новых текстов, молодой режиссуры и театрального эксперимента, в этом году сменил формат. Пьеса или текст для театра не является больше главной молекулой «ДНК»: идеолог фестиваля, его арт-директор и главный режиссер красноярской драмы Олег Рыбкин уловил интенцию времени и сменил современную драматургию на современные формы театра.
 
На «ДНК» по-прежнему есть пул свежих текстов – от «Антикафе» Вячеслава Дурненкова до дневника одной несчастливой любви девичьей под названием «Деревья шагают» победительницы красноярского конкурса драматургии Татьяны Антипьевой. Но прочтения этих текстов не привязаны к сцене: «Русский роман» Марюса Ивашкявичюса впечатляюще прозвучал с эстрады деревянной купеческой усадьбы, куда его инсталлировал АндрюсДаряла, пригласивший на роль сына Толстого местную арт-знаменитость Василия Слонова.
 
«Русский роман» свободно и широко звучал с крутого енисейского берега, заставляя  думать и о том, как далеки бывают литературные мифы от реальной жизни сегодняшней России. 
 
Проект Autoballet швейцарской группы Mercimax, поддержанный фондом Pro Helvetia, стал возможностью путешествия «в глубь России», неожиданного для самих швейцарцев и показательного для нас, хорошо чувствующих локальный контекст. Зрители рассаживаются по нескольким машинам – разного класса и степени эксплуатации – и слушают аудиозапись разговора с шофером, каждый из которых – в своем роде гонщик или большой любитель своего авто. Слушая историю девушки-дрифтерши, лихо подрезающей всех на своем пути, ты приезжаешь в автоцентр Toyota, где тебя высаживают и вместе с другими превращают в публику. Перед собравшимися «разыгрывается» балет – машины красиво разъезжаются, описывают круги и полусферы, а в финале – «кланяются» фарами под урбанистический саунд, тут же живьем исполненный.
 
Подгадал ли так арт-директор, любящий выстраивать на своем фестивале внутренние сюжеты, или так вышло случайно, но Autoballet срифмовался с финальной точкой «ДНК», премьерой «Чик. Гудбай, Берлин!» немецкого драматурга Вольфганга Херндорфа в режиссуре самого Рыбкина. Роуд-муви про двух старшеклассников-лузеров, однажды решивших уйти в отрыв и получивших в своем путешествии больше опыта и надежды, чем во всей предыдущей жизни, с юношеской легкостью и точно разыграно тремя главными – Станиславом Линецким (Чик), Никитой Косачевым (Майк) и Яной Няньчук (встреченная парнями бродяжка Иза). И, в общем, эта ностальгическая и одновременно свежая нота отлично закольцевала «ДНК» –фестиваль, который не только ценит свое прошлое, но и глядит в будущее.
 
Казанская «Арт-подготовка» проходит третий год и делается силами команды молодых продюсеров из Фонда поддержки современного искусства «Живой город», умудрившихся за короткий срок мощно инфицировать здешнюю культурную жизнь. И резиденция «Штаб», и творческая лаборатория «Угол», разместившиеся в бывшем фабричном помещении в центре Казани, стали двумя точками доступа в новое искусство и образование. Нынешняя «Арт-подготовка», одной из идей которой (креативят там известный фестивальщик Олег Лоевский и молодой продюсер Инна Яркова) является создание проектов в нетеатральных местах города, дала возможность впечатляющего опыта погружения в память и в настоящее.
 
Питерский режиссер Семен Серзин вместе с командой соавторов, где драматургом-собирателем выступил критик и завлит Театра Камала Нияз Игламов, сделал «бродилку» по материалам историко-политического архива. История семьи, где были репрессированы отец и мать, а два малолетних сына остались на попечение дяди, чудом забравшего их из детдома, вплетена в гул голосов давно умерших людей, жертв политических процессов, которые происходили в Татарстане. Путешествие в ад – а иначе этот опыт трудно квалифицировать – происходило в холодном, сыром подвале под пешеходной улицей Баумана, где людей водили от точки до точки, и предлагали самим стать исполнителями чужих свидетельств. Серзин отказался от актеров, делегировав эту роль нам, пришедшим соприкоснуться со страшным опытом давно ушедшего, но так и не отрефлексированного времени. Финалом показа стала трансляция на черную стену нескончаемого списка репрессированных и погибших мусульман, от которой несколько окоченевших в подземелье зрителей так и не могли оторваться до самой последней фамилии.
 
Молодой казанский режиссер Регина Саттарова отправила свою публику в Лядский садик, где на скамейках вокруг фонтана, среди гуляющих мамаш с детьми, свои истории рассказывали просто люди, случайные прохожие, каждый со своим обыденным, но очень интересным опытом. Перемещаясь вокруг фонтана, артисты показа Саттаровой, который был назван «В розовом» (и правда, почти у каждого героя было что-то розовенькое – в одежде, в аксессуарах, в мыслях), меняли слушателей, ставя нас перед калейдоскопом сюжетов, настроений, типажей и судеб. Этот псевдодокументальный спектакль в основе своей имеет сочиненный одним из участников текст, очень талантливо демонстрирующий способность слышать другого.
 
Вслед за «Арт-подготовкой» прошел «Науруз» – фестиваль и театрально-образовательный форум в одном лице. В этом году это именно форум с впечатляющей масштабом и концептуальной широтой программой практических и теоретических занятий – от семинаров Юрия Альшица для театральных педагогов домастер-классов по татарской протяжной песне и хакасскому горловому пению. Плюс несколько больших спектаклей – самого Театра им. Камала (в частности, «Дон Жуан» Фарида Бикчантаева, своей современной меланхолией художника неожиданно остро актуализировавшего текст Мольера), Национального театра Будапешта (этнографическое погружение в прошлое режиссера Аттилы Виднянского – спектакль «Бич Божий»).
 
Сергей Женовач, ярко и убедительно выступавший перед публикой в качестве, кстати говоря, противника лицемерия и ханжества, представил работу своего гитисовского студента Айдара Заббарова, казанского уроженца – тревожный и не обещающий хорошего финала первый акт булгаковского «Собачьего сердца».
 
И – наконец – в офф-программе «Науруза» был показан экспериментальный опыт Дмитрия Волкострелова вместе с Аленой Старостиной, актрисой петербургского Театра POST, сделавшего в «Углу» пьесу Павла Пряжко «Карина и Дрон». Этот проект тоже инициирован фондом «Живой город» и, по сути, является первым появлением здесь радикального театрального художника, исследующего границы перформативности. Четверо молодых людей, две девушки и два парня, отобранные Волкостреловым и Старостиной в результате брошенного открыто клича, стоят на разной высоты постаментах, поочередно погружаясь в темноту, и произносят текст пьесы Пряжко, в которой зафиксированы смутные сюжеты жизни очень молодых людей. Эти герои дружат, куда-то едут, иногда влюбляются, обсуждают микроповороты своей каждодневной жизни, а режиссер словно выносит их свидетельства, этот специфического свойства неясный гул, как бы в пространство экспозиции. Вот вам портрет поколения, если вы ищете ответов на запрос времени, вот вам речевой перформанс, если хочется услышать деформации русского языка, вот вам и ситуация неагрессивного присутствия, в которой ты сам становишься объектом невидимого свечения – оно падает на лица зрителей, а не актеров. Казанский опыт Волкострелова располагается одновременно в настоящем и будущем – его зрителям, возможно, нелегко, но они уже вписаны в ситуацию равного диалога, в котором именно сегодня чувствуется огромная потребность.
 
О диалоге со временем, с историей, с национальным контекстом говорила критик Алена Карась, курс лекций которой был посвящен судьбе театра в постсоветском пространстве. И попытки осмыслить повороты истории, а вслед за этим – настоящее, в частности, национального театра, который так мощно и ярко живет сегодня в российской географии, стали невероятно важным для «Науруза» контекстом. Ведь принципиальная или, быть может, естественная для казанских инициатив мультикультурность кажется идеальной территорией ненасильственной свободы. Свободы в выборе материала, локаций, языка и радикальности художественного поиска.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Саратове госпитализирован худрук ТЮЗа

    Худрук саратовского ТЮЗа 76-летний Юрий Ошеров упал в оркестровую яму во время репетиции, об этом сообщила пресс-секретарь регионального Минкультуры Ирина Спешилова. Ошерова госпитализировали в областную больницу, так как там есть высококачественное диагностическое оборудование. ...
  • Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили до августа

    Назначенное на 17 июня заседание по делу «Седьмой студии» перенесено на август. Мещанский районный суд Москвы отложил рассмотрение дела до 16 августа.   Прошлое заседание прошло 15 апреля. На нем судья Ирина Аккуратова назначила комплексную экспертизу. ...
  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также