«На меня направлен сумрак ночи»

Данила Козловский сыграл Гамлета в МДТ?Льва Додина

 
Один из главных режиссеров сегодняшнего театрального пространства показал постановку главной пьесы мировой драматургии. В ролях — звезды разных поколений Малого драматического театра — Театра Европы: Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Игорь Иванов, Сергей Курышев, Сергей Козырев, Игорь Черневич, Данила Козловский, Станислав Никольский. ­Художник — Александр Боровский.
Великое произведение самим фактом своего существования заслоняет предшественников. Кто помнит «Легенду о докторе Фаусте» после Гете? Кто вспоминает Саксона Грамматика с его «Деяниями данов» или хроники Холиншеда? Историю принца Датского мы видим глазами Шекспира. У любого на памяти набор хрестоматийных монологов и еще более хрестоматийных оппозиций: «лица братьев, ты видишь, сколько прелести в одном» и т.д. В постановке МДТ лица братьев сияют на майках — Гертруда носит на груди портрет Клавдия (Клавдий — собственный портрет). Офелия — портрет Гамлета. Гамлет — сдвоенный портрет себя и отца («обожествление отца — для него форма самообожествления», — прокомментирует Гертруда). Портрет на груди, как когда-то рыцарский штандарт, а сейчас подвязанная лента, сразу объявляет «партийную принадлежность». А то, что все портреты в родстве между собой, только добавляет ожесточения. Каждый готов за лик на майке умирать и убивать.

Спектакль сразу начинается с ноты предельной. Мать и сын проходят в танго, такие легкие, пластичные, такие близкие в этом танце. А потом они кричат друг другу то накопившееся, больное, что разводит их навсегда.

Гертруда (Ксения Раппопорт) — грешная, живая, обольстительная — будет биться до последнего за самое главное, за свою свободу и свою любовь. Ради них пожертвовала мужем и готова пожертвовать сыном. Гамлет (Данила Козловский) — похожий на заточенный кинжал — будет неотступно следовать долгу сына и принца. Старый конфликт любви и долга обретет у Льва Додина новые и страшные обертоны.

Там, за пределами зрительного зала, идет невидимая нам жизнь. Иногда оттуда врывается музыка, врывается свет. На сцене стальные строительные леса, затянутые белесым брезентом. В Дании идет ремонт всего и вся. Квадратные провалы в полу (актеры аккуратно балансируют по доскам). Каждый шаг рождает гулкое эхо. Мир Эльсинора полон звуков. Самый страшный — звук Призрака, бегающего под полом, как крыса.

Присутствие Призрака навязчиво-ощутимо. «Я чувствую его все время», — устало признается Клавдий (Игорь Черневич). Сильный, надежный мужчина по-настоящему любит свою королеву, ради нее готов на все. Даже на роль мудрого реформатора Дании (раз уж брат ухитрился поссориться со всеми соседями). Гертруда обращается к невидимому мужу: «Уходи и не возвращайся!» Куда там! Мертвый утащит за собой, в свою гулкую пустоту всех: и брата, и жену, и сына, и возлюбленную сына, и ее брата.

Полоний здесь сдвоен с Лаэртом. Ста­нис­лав Никольский играет идеального чиновника — расторопного, искренне радующегося, что тирана сменили новые и разумные правители. За эту «расторопность» его презирает сестра. Офелия (Елизавета Боярская) здесь не только возлюбленная Гамлета, но его единственный наперсник (его Горацио). Она любит принца и служит ему, как может. Отдает всю себя, пытаясь отвлечь от тяжких дум. Напрасно. После убийства брата — его задушили и скинули безжизненное тело с высоты — она еще ждет от Гамлета объяснений. И, не дождавшись, сходит с ума.

«В нем зреет что-то страшное», — кричит Гертруда о Гамлете. И тут она права. Как долго зрело в королеве убийство мужа, мы не знаем. Но путь Гамлета к убийце прочерчен Львом Додиным с наглядной ясностью. Как всякий фанатик, он слышит только то, что хочет слышать, и видит только то, что хочет видеть. Между ним и троном — дядя. Мать осквернена. Отец — «человек в полном смысле слова».

Гамлет–Данила Козловский, как и все здесь в Эльсиноре, еще чтит высокую трагедию. Цитаты из переводов Пастернака вплетаются в прозаический текст еще и как общеизвестные отсылки. После мгновений любви с Офелией Гамлет, натягивая рубашку, декламирует ей «Быть или не быть» (их тайный пароль и оклик). Гертруда собственное преступленье сближает с убийством короля Дункана: «Кто ж знал, что в старике окажется СТОЛЬКО крови!»

Недаром особое место в структуре постановки Додина отдано странствующим актерам. Их играют старшие премьеры труппы: Игорь Иванов, Сергей Курышев, Сергей Ко­зырев. В разноцветных лоскутных кафтанах и театральных париках эта троица смотрится на фоне черно-белых обитателей Эльсинора выходцами из другого мира, куда более красочного. Единст­венное, на что они жалуются, — на голозадых мальчишек, отвлекающих публику от серьезного искусства («Какую страшную старость они себе готовят», — вздыхает Гамлет).

Актеры здесь пытаются предостеречь и предупредить своих царственных зрителей. Они играют перед Гамлетом длинную сцену из «Короля Лира» с монологом о детях-чудовищах. Принц намека не слышит. В сцене «Мыше­ловки» актеры каждому рассказывают его страшный сон (Гертруде о смертном часе и посмертных муках мужа). Их адресаты понимают все подтексты, но продолжают курс на (само)уничтожение.

Искусство в очередной раз оказывается Кассандрой.

В финале нет ни поединка, ни отравленных шпаг. Спасшийся с корабля Гамлет возвращается судить и карать. Он застает мать и дядю, как и мечтал, сразу после постели, в белье. Сопротивление бесполезно и унизительно. Достав фляжку, Гертруда — Рап­попорт пьет отравленный напиток: «Твое здоровье, Гамлет!» И Клавдий добавит: «Ты победил!» У Гамлета еще будет короткий и страшный танец победы на свеженастеленном помосте. Сцена гудит под его отчаянными прыжками. Потом короткий трезвый миг осознания — ЧТО потерял и с ЧЕМ остался. И дальше — тишина. Только актеры сноровисто покатят вдоль зрительского ряда огромный телевизор с инаугурационной речью Фортинбраса.

Может быть, эта гениально-еретическая постановка — самый шекспировский по мощи и трезвости мысли из виденных мною «Гамлетов».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
  • Лоран Илер расскажет о Нурееве и «Дон Кихоте»

    В преддверии премьеры балета «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко устраивает встречу с руководителем балетной труппы, учеником Нуреева Лораном Илером. ...
  • «Одна из моих любимых работ в "Табакерке"»

    Губернский театр 19 и 20 октября представит возобновленную версию спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Легендарная постановка с успехом шла на сцене «Табакерки» более 15 лет (1997-2014). ...
  • В «Сфере» поселился «Затейник»

    Главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов работает над новой постановкой – спектаклем «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Премьера запланирована на 22 декабря. «Затейник» - это история о любви и самопожертвовании, о верности и предательстве, о решениях, которые могут изменить судьбу сразу нескольких человек, - напомнили в пресс-службе театра. ...
Читайте также