В темпе Вальца

В Бахрушинском музее открылась выставка к 170-летию выдающегося сценографа

 
Каким-то парадоксальным образом выставка о повелителе пиротехники, землетрясений и пожаров получилась нежной и утонченной. В экспозиции нет ничего, что раскрывало бы секреты мастерства. Ни чертежей конструкций, ни планов монтажа сложнейших декораций. Единственный эскиз «чудесного» книжного шкафа, который снабжен схемой вращения, принадлежит отцу Вальца, Федору Карловичу. И это правильно: о том, как устроено чудо, должен знать только волшебник…
 
Карла Вальца называют последним романтиком русской сцены. И правда, его декорации кажутся иллюзорными, картины природы утопичными, в них – неземное воплощение земных очертаний.
 
В 19 лет, после смерти отца, Карл Вальц становится продолжателем его дела и назначается главным машинистом императорских театров. Вот как описывает он техническое состояние  подмостков того времени: «Сценические приспособления были чрезвычайно примитивны, а обращение с ними – крайне сложно и запутано. Декорации поднимались посредством особых валов, пеньковыми канатами. При подъемах требовалась затрата огромных физических сил, и поэтому количество занятых рабочих было очень велико. Освещение, как зрительного зала, так и сцены, производилось масляными лампами. Большая люстра ежедневно поднималась в отверстие над зрительным залом, где уже заранее были приготовлены и заправлены лампы».
 
Репертуар же Большого театра, особенно во время Великого поста, чем только ни дополнялся. Особенным успехом, по словам Вальца, пользовались фокусники Герман и Беккер: «Репутация последнего, впрочем, сильно пошатнулась после одного случая, когда y него вышел скандал с публикой из-за того, что он в афише обещал отрубить голову живому человеку, а на сцене не смог решиться на подобный фокус». Также сценой Большого в те времена пользовались и арабские акробаты, и японские жонглеры, и даже ученые слоны...

В Большом театре Вальц проработает 65 лет, доведя до совершенства и техническую, и декорационную составляющую. Первые постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» в Москве будут идти именно в его декорациях. Он дружил с Чайковским и даже предложил ему сюжет для балета, которому, правда, не суждено было воплотиться.
За столь долгий путь Вальц воплотит в своих спектаклях не только познеромантические веяния. Его работы конца XIX века – по сути предчувствие, предвестие символизма и в целом Серебряного века. Неслучайно Дягилев пригласил Вальца оформить финал фокинского «Павильона Армиды» в Париже. Тогда Вальц устроил в малопригодном для спектаклей помещении действующий фонтан, за что был награждён золотой пальмовой ветвью и назван «русским Калиостро».
Вальц организовывал множество массовых зрелищ, в том числе «Необычайные путешествия на Луну» с балетом теней, химер и блуждающих огней, а также с процессией лунных обитателей. Он иллюминировал все главные здания Москвы, был устроителем маскарадов и фейерверков. Среди эскизов и фотографий рубежа веков могут удивить два экспоната из Дарвиновского музея с подписью «Плаун булавовидный» – рисунок растения, похожего на мимозу, а рядом – его засушенный образец. На открытии экспозиции директор музея и куратор выставки Дмитрий Родионов раскрыл тайну их присутствия среди работ Карла Вальца. Оказалось, что пыльцу этих вечнозелёных растений раньше собирали мешками и продавали театрам, которые в свою очередь ее использовали для эффекта пожара. Пыльца быстро загоралась, эффектно горела и была при этом абсолютно безопасна для сцены. Именно ее многие году использовался Вальц в своих постановках.
Еще один экспонат создатели выставки привезли в Москву из Лондона. Это палочка Гарри Поттера. Так один волшебник поздравил другого с 170-летием.

Карл Вальц был не только декоратором. Ему принадлежит либретто балета «Волшебный башмачок», а его «Кащей» включал более 600 персонажей, в том числе образы овощей и насекомых. Но на одном утреннем представлении на масленице, в одной из уборных, одна танцовщица неосторожно приблизила пачку тарлатановых юбок к газовому рожку. Вспыхнул самый что ни на есть настоящий пожар, в котором сгорели почти всех костюмы. Для Вальца это стало тяжелым потрясением и на много лет он перестает писать либретто для балета. К счастью, сохранились эскизы к «Кащею».
 
Сценический мир Вальца купается в зелени, наполнен воздухом и светом. А одно из самых часто встречающихся слов в подписях к эскизам – апофеоз (так называли заключительную сцену музыкального или драматического спектакля или концерта). В апофеозах Вальца жизнь торжествует и празднует свое великолепие.
 
От редакции
Выставка «Волшебник русской сцены» работает в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина до 24 апреля.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открылась выставка о театре Воркутлага

     В Театральном музее им. Бахрушина открылась выставка «Сверхзадача-выжить». Экспозиция посвящена 75-летию Воркутинского театра, труппа которого состояла из заключенных Воркутлага. «Задача выставки состоит не только в том, чтобы отдать дань памяти театру и людям, невинно пострадавшим, погибшим, прошедшим круги ада, но и в том, чтобы исследовать сам феномен театра заключенных, высоты актерского мастерства и силы человеческого духа», - отметили в пресс-службе Бахрушинского музея. ...
  • В ГМИИ познакомят с искусством Лондонской школы

    В ГМИИ им. Пушкина готовится к открытию выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». На экспозиции представят более 80 живописных и графических работ британских художников из собрания Галереи Тейт. «У российского зрителя впервые появится возможность по-настоящему и глубоко познакомиться с таким важным явлением мировой истории искусства, как Лондонская школа», - сообщили «Театралу» в пресс-службе музея. ...
  • Коллекция Фаберже представлена в «Новом Иерусалиме»

    В Истре в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 24 марта 2019 года проходит выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени».   Музей «Новый Иерусалим» находится в уникальном историческом и географическом пространстве, которое называют Русской Палестиной. ...
  • В Москве откроется выставка фотографий Дэвида Боуи

    В пятницу, 11 января, в Москве откроется выставка фотографий «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю». «Это первая выставка фотографий Боуи в Москве за всю историю. На ней будут представлены работы известного американского фотографа Стива Шапиро, который был был официальным фотографом студии Paramount Pictures, снимал первую леди США Жаклин Кеннеди, художника Энди Уорхола, боксера Мохаммеда Али, политического деятеля Мартина Лютера Кинга и других», - цитирует РИА сообщение пресс-службы Центра фотографии им. ...
Читайте также