В темпе Вальца

В Бахрушинском музее открылась выставка к 170-летию выдающегося сценографа

 
Каким-то парадоксальным образом выставка о повелителе пиротехники, землетрясений и пожаров получилась нежной и утонченной. В экспозиции нет ничего, что раскрывало бы секреты мастерства. Ни чертежей конструкций, ни планов монтажа сложнейших декораций. Единственный эскиз «чудесного» книжного шкафа, который снабжен схемой вращения, принадлежит отцу Вальца, Федору Карловичу. И это правильно: о том, как устроено чудо, должен знать только волшебник…
 
Карла Вальца называют последним романтиком русской сцены. И правда, его декорации кажутся иллюзорными, картины природы утопичными, в них – неземное воплощение земных очертаний.
 
В 19 лет, после смерти отца, Карл Вальц становится продолжателем его дела и назначается главным машинистом императорских театров. Вот как описывает он техническое состояние  подмостков того времени: «Сценические приспособления были чрезвычайно примитивны, а обращение с ними – крайне сложно и запутано. Декорации поднимались посредством особых валов, пеньковыми канатами. При подъемах требовалась затрата огромных физических сил, и поэтому количество занятых рабочих было очень велико. Освещение, как зрительного зала, так и сцены, производилось масляными лампами. Большая люстра ежедневно поднималась в отверстие над зрительным залом, где уже заранее были приготовлены и заправлены лампы».
 
Репертуар же Большого театра, особенно во время Великого поста, чем только ни дополнялся. Особенным успехом, по словам Вальца, пользовались фокусники Герман и Беккер: «Репутация последнего, впрочем, сильно пошатнулась после одного случая, когда y него вышел скандал с публикой из-за того, что он в афише обещал отрубить голову живому человеку, а на сцене не смог решиться на подобный фокус». Также сценой Большого в те времена пользовались и арабские акробаты, и японские жонглеры, и даже ученые слоны...

В Большом театре Вальц проработает 65 лет, доведя до совершенства и техническую, и декорационную составляющую. Первые постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» в Москве будут идти именно в его декорациях. Он дружил с Чайковским и даже предложил ему сюжет для балета, которому, правда, не суждено было воплотиться.
За столь долгий путь Вальц воплотит в своих спектаклях не только познеромантические веяния. Его работы конца XIX века – по сути предчувствие, предвестие символизма и в целом Серебряного века. Неслучайно Дягилев пригласил Вальца оформить финал фокинского «Павильона Армиды» в Париже. Тогда Вальц устроил в малопригодном для спектаклей помещении действующий фонтан, за что был награждён золотой пальмовой ветвью и назван «русским Калиостро».
Вальц организовывал множество массовых зрелищ, в том числе «Необычайные путешествия на Луну» с балетом теней, химер и блуждающих огней, а также с процессией лунных обитателей. Он иллюминировал все главные здания Москвы, был устроителем маскарадов и фейерверков. Среди эскизов и фотографий рубежа веков могут удивить два экспоната из Дарвиновского музея с подписью «Плаун булавовидный» – рисунок растения, похожего на мимозу, а рядом – его засушенный образец. На открытии экспозиции директор музея и куратор выставки Дмитрий Родионов раскрыл тайну их присутствия среди работ Карла Вальца. Оказалось, что пыльцу этих вечнозелёных растений раньше собирали мешками и продавали театрам, которые в свою очередь ее использовали для эффекта пожара. Пыльца быстро загоралась, эффектно горела и была при этом абсолютно безопасна для сцены. Именно ее многие году использовался Вальц в своих постановках.
Еще один экспонат создатели выставки привезли в Москву из Лондона. Это палочка Гарри Поттера. Так один волшебник поздравил другого с 170-летием.

Карл Вальц был не только декоратором. Ему принадлежит либретто балета «Волшебный башмачок», а его «Кащей» включал более 600 персонажей, в том числе образы овощей и насекомых. Но на одном утреннем представлении на масленице, в одной из уборных, одна танцовщица неосторожно приблизила пачку тарлатановых юбок к газовому рожку. Вспыхнул самый что ни на есть настоящий пожар, в котором сгорели почти всех костюмы. Для Вальца это стало тяжелым потрясением и на много лет он перестает писать либретто для балета. К счастью, сохранились эскизы к «Кащею».
 
Сценический мир Вальца купается в зелени, наполнен воздухом и светом. А одно из самых часто встречающихся слов в подписях к эскизам – апофеоз (так называли заключительную сцену музыкального или драматического спектакля или концерта). В апофеозах Вальца жизнь торжествует и празднует свое великолепие.
 
От редакции
Выставка «Волшебник русской сцены» работает в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина до 24 апреля.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву привезут Пикассо

    В понедельник, 19 февраля, в Мультимедиа Арт Музее откроется выставка: «Гастроли. Музей Людвига – собрание Русского музея в МАММ».   В Москве представят 38 произведений всемирно известных художников ХХ века. В частности, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Эдуарда Штейнберга. ...
  • Дом актера поддержал детей больных раком

    14 февраля в Доме актера имени Яблочкиной открылась фотовыставка «Снимаю шляпу!» благотворительного фонда «Шередарь», приуроченная к Международному дню детей, больных раком. В проекте по приглашению фонда, занимающегося реабилитацией детей после тяжелых заболеваний, приняли участие актеры, режиссеры, художники. ...
  • Выставку «Где мой дом?» продлили в музее Цветаевой

    Выставка, открытую в доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке к 125- летию поэта продлена до 1 мая, об этом сообщили сотрудники музея.   «По многочисленным просьбам посетителей мы продлеваем выставку «Где мой дом?» до 1 мая 2018 года», - заявили организаторы. ...
  • В Москве открывается выставка, посвященная Рильке

    Международный научно-выставочный проект «Рильке и Россия», посвященный выдающемуся поэту ХХ века Райнеру Мария Рильке откроется в Москве, в Государственном музее истории российской литературы имени Даля (Дом Остроухова в Трубниках). ...
Читайте также