В темпе Вальца

В Бахрушинском музее открылась выставка к 170-летию выдающегося сценографа

 
Каким-то парадоксальным образом выставка о повелителе пиротехники, землетрясений и пожаров получилась нежной и утонченной. В экспозиции нет ничего, что раскрывало бы секреты мастерства. Ни чертежей конструкций, ни планов монтажа сложнейших декораций. Единственный эскиз «чудесного» книжного шкафа, который снабжен схемой вращения, принадлежит отцу Вальца, Федору Карловичу. И это правильно: о том, как устроено чудо, должен знать только волшебник…
 
Карла Вальца называют последним романтиком русской сцены. И правда, его декорации кажутся иллюзорными, картины природы утопичными, в них – неземное воплощение земных очертаний.
 
В 19 лет, после смерти отца, Карл Вальц становится продолжателем его дела и назначается главным машинистом императорских театров. Вот как описывает он техническое состояние  подмостков того времени: «Сценические приспособления были чрезвычайно примитивны, а обращение с ними – крайне сложно и запутано. Декорации поднимались посредством особых валов, пеньковыми канатами. При подъемах требовалась затрата огромных физических сил, и поэтому количество занятых рабочих было очень велико. Освещение, как зрительного зала, так и сцены, производилось масляными лампами. Большая люстра ежедневно поднималась в отверстие над зрительным залом, где уже заранее были приготовлены и заправлены лампы».
 
Репертуар же Большого театра, особенно во время Великого поста, чем только ни дополнялся. Особенным успехом, по словам Вальца, пользовались фокусники Герман и Беккер: «Репутация последнего, впрочем, сильно пошатнулась после одного случая, когда y него вышел скандал с публикой из-за того, что он в афише обещал отрубить голову живому человеку, а на сцене не смог решиться на подобный фокус». Также сценой Большого в те времена пользовались и арабские акробаты, и японские жонглеры, и даже ученые слоны...

В Большом театре Вальц проработает 65 лет, доведя до совершенства и техническую, и декорационную составляющую. Первые постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» в Москве будут идти именно в его декорациях. Он дружил с Чайковским и даже предложил ему сюжет для балета, которому, правда, не суждено было воплотиться.
За столь долгий путь Вальц воплотит в своих спектаклях не только познеромантические веяния. Его работы конца XIX века – по сути предчувствие, предвестие символизма и в целом Серебряного века. Неслучайно Дягилев пригласил Вальца оформить финал фокинского «Павильона Армиды» в Париже. Тогда Вальц устроил в малопригодном для спектаклей помещении действующий фонтан, за что был награждён золотой пальмовой ветвью и назван «русским Калиостро».
Вальц организовывал множество массовых зрелищ, в том числе «Необычайные путешествия на Луну» с балетом теней, химер и блуждающих огней, а также с процессией лунных обитателей. Он иллюминировал все главные здания Москвы, был устроителем маскарадов и фейерверков. Среди эскизов и фотографий рубежа веков могут удивить два экспоната из Дарвиновского музея с подписью «Плаун булавовидный» – рисунок растения, похожего на мимозу, а рядом – его засушенный образец. На открытии экспозиции директор музея и куратор выставки Дмитрий Родионов раскрыл тайну их присутствия среди работ Карла Вальца. Оказалось, что пыльцу этих вечнозелёных растений раньше собирали мешками и продавали театрам, которые в свою очередь ее использовали для эффекта пожара. Пыльца быстро загоралась, эффектно горела и была при этом абсолютно безопасна для сцены. Именно ее многие году использовался Вальц в своих постановках.
Еще один экспонат создатели выставки привезли в Москву из Лондона. Это палочка Гарри Поттера. Так один волшебник поздравил другого с 170-летием.

Карл Вальц был не только декоратором. Ему принадлежит либретто балета «Волшебный башмачок», а его «Кащей» включал более 600 персонажей, в том числе образы овощей и насекомых. Но на одном утреннем представлении на масленице, в одной из уборных, одна танцовщица неосторожно приблизила пачку тарлатановых юбок к газовому рожку. Вспыхнул самый что ни на есть настоящий пожар, в котором сгорели почти всех костюмы. Для Вальца это стало тяжелым потрясением и на много лет он перестает писать либретто для балета. К счастью, сохранились эскизы к «Кащею».
 
Сценический мир Вальца купается в зелени, наполнен воздухом и светом. А одно из самых часто встречающихся слов в подписях к эскизам – апофеоз (так называли заключительную сцену музыкального или драматического спектакля или концерта). В апофеозах Вальца жизнь торжествует и празднует свое великолепие.
 
От редакции
Выставка «Волшебник русской сцены» работает в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина до 24 апреля.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Москве появился Культурный центр Андрея Вознесенского

    Первыми новый музейно-культурный комплекс, открывшийся на Большой Ордынке 12 мая, в день 85-летия Андрея Вознесенского, посетили родные и друзья поэта.   Среди гостей были актеры Вениамин Смехов, Олег Меньшиков, Марина Зудина, музыканты Стас Намин и Олег Нестеров, фотограф Юрий Рост,  тележурналист Владимир Познер, режиссеры Иосиф Райхельгауз и Федор Бондарчук, писатель Виктор Ерофеев и другие. ...
  • В Петербурге откроется выставка работ Бориса Гребенщикова

    Картины Бориса Гребенщикова покажут на выставке под названием «Духовный паровоз», которая откроется 25 мая в Санкт-Петербурге в Центральном музее железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ). Об этом СМИ сообщила руководитель отдела массовых коммуникаций ЦМЖТ Елена Асташова. ...
  • Минкульт поручил комиссару не терять бдительности

    Министерство культуры РФ поручило Семену Михайловскому, комиссару павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2018 году, уделить особое внимание содержанию художественных произведений из-за сложной международной обстановки. ...
  • В Новом Манеже проходит выставка российских и японских художников

    В выставочном пространстве Нового Манежа до 22 апреля проходит необычная выставка работ молодых российских и японских художников «Такеда. Преодоление», арт-обозреватели уже назвали ее одним из самых ярких и обсуждаемых проектов 2018 года – года культурного обмена между Россией и Японией. ...
Читайте также