В темпе Вальца

В Бахрушинском музее открылась выставка к 170-летию выдающегося сценографа

 
Каким-то парадоксальным образом выставка о повелителе пиротехники, землетрясений и пожаров получилась нежной и утонченной. В экспозиции нет ничего, что раскрывало бы секреты мастерства. Ни чертежей конструкций, ни планов монтажа сложнейших декораций. Единственный эскиз «чудесного» книжного шкафа, который снабжен схемой вращения, принадлежит отцу Вальца, Федору Карловичу. И это правильно: о том, как устроено чудо, должен знать только волшебник…
 
Карла Вальца называют последним романтиком русской сцены. И правда, его декорации кажутся иллюзорными, картины природы утопичными, в них – неземное воплощение земных очертаний.
 
В 19 лет, после смерти отца, Карл Вальц становится продолжателем его дела и назначается главным машинистом императорских театров. Вот как описывает он техническое состояние  подмостков того времени: «Сценические приспособления были чрезвычайно примитивны, а обращение с ними – крайне сложно и запутано. Декорации поднимались посредством особых валов, пеньковыми канатами. При подъемах требовалась затрата огромных физических сил, и поэтому количество занятых рабочих было очень велико. Освещение, как зрительного зала, так и сцены, производилось масляными лампами. Большая люстра ежедневно поднималась в отверстие над зрительным залом, где уже заранее были приготовлены и заправлены лампы».
 
Репертуар же Большого театра, особенно во время Великого поста, чем только ни дополнялся. Особенным успехом, по словам Вальца, пользовались фокусники Герман и Беккер: «Репутация последнего, впрочем, сильно пошатнулась после одного случая, когда y него вышел скандал с публикой из-за того, что он в афише обещал отрубить голову живому человеку, а на сцене не смог решиться на подобный фокус». Также сценой Большого в те времена пользовались и арабские акробаты, и японские жонглеры, и даже ученые слоны...

В Большом театре Вальц проработает 65 лет, доведя до совершенства и техническую, и декорационную составляющую. Первые постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» в Москве будут идти именно в его декорациях. Он дружил с Чайковским и даже предложил ему сюжет для балета, которому, правда, не суждено было воплотиться.
За столь долгий путь Вальц воплотит в своих спектаклях не только познеромантические веяния. Его работы конца XIX века – по сути предчувствие, предвестие символизма и в целом Серебряного века. Неслучайно Дягилев пригласил Вальца оформить финал фокинского «Павильона Армиды» в Париже. Тогда Вальц устроил в малопригодном для спектаклей помещении действующий фонтан, за что был награждён золотой пальмовой ветвью и назван «русским Калиостро».
Вальц организовывал множество массовых зрелищ, в том числе «Необычайные путешествия на Луну» с балетом теней, химер и блуждающих огней, а также с процессией лунных обитателей. Он иллюминировал все главные здания Москвы, был устроителем маскарадов и фейерверков. Среди эскизов и фотографий рубежа веков могут удивить два экспоната из Дарвиновского музея с подписью «Плаун булавовидный» – рисунок растения, похожего на мимозу, а рядом – его засушенный образец. На открытии экспозиции директор музея и куратор выставки Дмитрий Родионов раскрыл тайну их присутствия среди работ Карла Вальца. Оказалось, что пыльцу этих вечнозелёных растений раньше собирали мешками и продавали театрам, которые в свою очередь ее использовали для эффекта пожара. Пыльца быстро загоралась, эффектно горела и была при этом абсолютно безопасна для сцены. Именно ее многие году использовался Вальц в своих постановках.
Еще один экспонат создатели выставки привезли в Москву из Лондона. Это палочка Гарри Поттера. Так один волшебник поздравил другого с 170-летием.

Карл Вальц был не только декоратором. Ему принадлежит либретто балета «Волшебный башмачок», а его «Кащей» включал более 600 персонажей, в том числе образы овощей и насекомых. Но на одном утреннем представлении на масленице, в одной из уборных, одна танцовщица неосторожно приблизила пачку тарлатановых юбок к газовому рожку. Вспыхнул самый что ни на есть настоящий пожар, в котором сгорели почти всех костюмы. Для Вальца это стало тяжелым потрясением и на много лет он перестает писать либретто для балета. К счастью, сохранились эскизы к «Кащею».
 
Сценический мир Вальца купается в зелени, наполнен воздухом и светом. А одно из самых часто встречающихся слов в подписях к эскизам – апофеоз (так называли заключительную сцену музыкального или драматического спектакля или концерта). В апофеозах Вальца жизнь торжествует и празднует свое великолепие.
 
От редакции
Выставка «Волшебник русской сцены» работает в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина до 24 апреля.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также