В темпе Вальца

В Бахрушинском музее открылась выставка к 170-летию выдающегося сценографа

 
Каким-то парадоксальным образом выставка о повелителе пиротехники, землетрясений и пожаров получилась нежной и утонченной. В экспозиции нет ничего, что раскрывало бы секреты мастерства. Ни чертежей конструкций, ни планов монтажа сложнейших декораций. Единственный эскиз «чудесного» книжного шкафа, который снабжен схемой вращения, принадлежит отцу Вальца, Федору Карловичу. И это правильно: о том, как устроено чудо, должен знать только волшебник…
 
Карла Вальца называют последним романтиком русской сцены. И правда, его декорации кажутся иллюзорными, картины природы утопичными, в них – неземное воплощение земных очертаний.
 
В 19 лет, после смерти отца, Карл Вальц становится продолжателем его дела и назначается главным машинистом императорских театров. Вот как описывает он техническое состояние  подмостков того времени: «Сценические приспособления были чрезвычайно примитивны, а обращение с ними – крайне сложно и запутано. Декорации поднимались посредством особых валов, пеньковыми канатами. При подъемах требовалась затрата огромных физических сил, и поэтому количество занятых рабочих было очень велико. Освещение, как зрительного зала, так и сцены, производилось масляными лампами. Большая люстра ежедневно поднималась в отверстие над зрительным залом, где уже заранее были приготовлены и заправлены лампы».
 
Репертуар же Большого театра, особенно во время Великого поста, чем только ни дополнялся. Особенным успехом, по словам Вальца, пользовались фокусники Герман и Беккер: «Репутация последнего, впрочем, сильно пошатнулась после одного случая, когда y него вышел скандал с публикой из-за того, что он в афише обещал отрубить голову живому человеку, а на сцене не смог решиться на подобный фокус». Также сценой Большого в те времена пользовались и арабские акробаты, и японские жонглеры, и даже ученые слоны...

В Большом театре Вальц проработает 65 лет, доведя до совершенства и техническую, и декорационную составляющую. Первые постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» в Москве будут идти именно в его декорациях. Он дружил с Чайковским и даже предложил ему сюжет для балета, которому, правда, не суждено было воплотиться.
За столь долгий путь Вальц воплотит в своих спектаклях не только познеромантические веяния. Его работы конца XIX века – по сути предчувствие, предвестие символизма и в целом Серебряного века. Неслучайно Дягилев пригласил Вальца оформить финал фокинского «Павильона Армиды» в Париже. Тогда Вальц устроил в малопригодном для спектаклей помещении действующий фонтан, за что был награждён золотой пальмовой ветвью и назван «русским Калиостро».
Вальц организовывал множество массовых зрелищ, в том числе «Необычайные путешествия на Луну» с балетом теней, химер и блуждающих огней, а также с процессией лунных обитателей. Он иллюминировал все главные здания Москвы, был устроителем маскарадов и фейерверков. Среди эскизов и фотографий рубежа веков могут удивить два экспоната из Дарвиновского музея с подписью «Плаун булавовидный» – рисунок растения, похожего на мимозу, а рядом – его засушенный образец. На открытии экспозиции директор музея и куратор выставки Дмитрий Родионов раскрыл тайну их присутствия среди работ Карла Вальца. Оказалось, что пыльцу этих вечнозелёных растений раньше собирали мешками и продавали театрам, которые в свою очередь ее использовали для эффекта пожара. Пыльца быстро загоралась, эффектно горела и была при этом абсолютно безопасна для сцены. Именно ее многие году использовался Вальц в своих постановках.
Еще один экспонат создатели выставки привезли в Москву из Лондона. Это палочка Гарри Поттера. Так один волшебник поздравил другого с 170-летием.

Карл Вальц был не только декоратором. Ему принадлежит либретто балета «Волшебный башмачок», а его «Кащей» включал более 600 персонажей, в том числе образы овощей и насекомых. Но на одном утреннем представлении на масленице, в одной из уборных, одна танцовщица неосторожно приблизила пачку тарлатановых юбок к газовому рожку. Вспыхнул самый что ни на есть настоящий пожар, в котором сгорели почти всех костюмы. Для Вальца это стало тяжелым потрясением и на много лет он перестает писать либретто для балета. К счастью, сохранились эскизы к «Кащею».
 
Сценический мир Вальца купается в зелени, наполнен воздухом и светом. А одно из самых часто встречающихся слов в подписях к эскизам – апофеоз (так называли заключительную сцену музыкального или драматического спектакля или концерта). В апофеозах Вальца жизнь торжествует и празднует свое великолепие.
 
От редакции
Выставка «Волшебник русской сцены» работает в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина до 24 апреля.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я не ищу новых форм, я их нахожу»

    30 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая впервые представит историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», положившей начало кубизму. ...
  • «Название пока не говорю, чтобы не сглазить»

    В преддверии юбилея в Театральном музее им. Бахрушина завершается масштабная реконструкция. Корреспондент «Театрала» выяснил у гендиректора музея Дмитрия Родионова, какие сюрпризы ждут посетителей в ближайшее время. ...
  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
Читайте также