Неизвестная Анна Павлова

В Театральном музее Бахрушина почтили память великой балерины

 
Причем, сделали это не посредством традиционного вечера, а при помощи хотя и «датской», приуроченной к 135-летию со дня рождения Анны Павловой, но отнюдь не формальной выставки.
 
Особый подход к ее организации ощущается во многом. И в том, что под экспозицию отведен зал Восьмигранник главного здания музея. И в стильном, выдержанном в розово-лиловых тонах (между прочим, популярных в начале прошлого века, в годы расцвета таланта Павловой) оформлении этого зала. И в намеренной компактности выставки, призванной  согласно легкости, эфемерности балетного искусства лишь «нанести» некие «штрихи» к «портрету» ее героини.

При этом экспозиция чрезвычайно содержательна и рассчитана на интерес самых различных категорий посетителей. Практиков балета, его теоретиков, балетоманов, а также людей, может быть, далеких от сферы культуры, но восприимчивых к любым проявлениям прекрасного. Первым выставка должна в очередной раз напомнить о той, чье имя стало своеобразным символом балета. Последним – позволить прикоснуться к избранным «страницам» ее биографии.

Биографии короткой, всего-то сорокадевятилетней, но одновременно очень насыщенной, яркой, как известно, из ряда документальных источников, состоявшей из борьбы за право реализовать свое призвание, триумфов, новаторских творческих поисков и вместе с тем душевных травм, физических недугов, не помешавших, однако Анне Павловой быть одержимой профессией. В ней Павлова, кстати, превыше всего ценила искренность, считая данное качество доминирующим в своей индивидуальности.

Именно это и покоряло в Анне Павловой ее современников. В том числе: балетмейстера и педагога Энрико Чекетти, режиссера Немировича-Данченко. Плакаты с их восторженными отзывами о балерине вкупе с выдержками из высказываний самой Павловой являются важной частью выставочной композиции. В «фокусе» же ее, несмотря на наличие редких рукописных документов (а среди них – письма Павловой к Алексею Александровичу Бахрушину, основателю музея), выполненных Серафим Судьбининым выразительных скульптурных групп, подлинных вещей Анны Павловой и деталей ее театральных костюмов,  оказываются фотографии балерины.

Фотографии периода обучения в Санкт-Петербургском хореографическом училище и выступлений на подмостках Мариинского театра. Здесь же портреты Анны Павловой вне сцены, глядя на которые нельзя не восхититься  естественностью Павловой, отсутствием в ее облике заносчивости, высокомерия, увы, нередко свойственным знаменитым персонам. А еще замечаешь, что на этих, жизненных снимках у Анны Павловой, как правило, грустные глаза, которые приобретали совсем другое, особенно одухотворенное выражение тогда, когда она находилась в сценических образах – Одетты из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели из «Жизели» Адана.

И, конечно, центром экспозиции становится ее Лебедь из сочиненной Михаилом Фокиным хореографической миниатюры «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. «Бессмертный лебедь» (так, собственно, и называется выставка) – вершинное создание уникальной балерины и большой актрисы, возвышенному, благородному воздействию которого на зрителя и сегодня не мешает даже несовершенная запись на кинопленку. Ее тоже можно увидеть в ГЦТМ.
Благодаря установленным в выставочном зале плазменным панелям. На них и транслируются отрывки из подготовленной одним из телевизионных каналов передачи, посвященной Анне Павловой – легенде и славе мирового балета.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве появился Культурный центр Андрея Вознесенского

    Первыми новый музейно-культурный комплекс, открывшийся на Большой Ордынке 12 мая, в день 85-летия Андрея Вознесенского, посетили родные и друзья поэта.   Среди гостей были актеры Вениамин Смехов, Олег Меньшиков, Марина Зудина, музыканты Стас Намин и Олег Нестеров, фотограф Юрий Рост,  тележурналист Владимир Познер, режиссеры Иосиф Райхельгауз и Федор Бондарчук, писатель Виктор Ерофеев и другие. ...
  • В Петербурге откроется выставка работ Бориса Гребенщикова

    Картины Бориса Гребенщикова покажут на выставке под названием «Духовный паровоз», которая откроется 25 мая в Санкт-Петербурге в Центральном музее железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ). Об этом СМИ сообщила руководитель отдела массовых коммуникаций ЦМЖТ Елена Асташова. ...
  • Минкульт поручил комиссару не терять бдительности

    Министерство культуры РФ поручило Семену Михайловскому, комиссару павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2018 году, уделить особое внимание содержанию художественных произведений из-за сложной международной обстановки. ...
  • В Новом Манеже проходит выставка российских и японских художников

    В выставочном пространстве Нового Манежа до 22 апреля проходит необычная выставка работ молодых российских и японских художников «Такеда. Преодоление», арт-обозреватели уже назвали ее одним из самых ярких и обсуждаемых проектов 2018 года – года культурного обмена между Россией и Японией. ...
Читайте также