Неизвестная Анна Павлова

В Театральном музее Бахрушина почтили память великой балерины

 
Причем, сделали это не посредством традиционного вечера, а при помощи хотя и «датской», приуроченной к 135-летию со дня рождения Анны Павловой, но отнюдь не формальной выставки.
 
Особый подход к ее организации ощущается во многом. И в том, что под экспозицию отведен зал Восьмигранник главного здания музея. И в стильном, выдержанном в розово-лиловых тонах (между прочим, популярных в начале прошлого века, в годы расцвета таланта Павловой) оформлении этого зала. И в намеренной компактности выставки, призванной  согласно легкости, эфемерности балетного искусства лишь «нанести» некие «штрихи» к «портрету» ее героини.

При этом экспозиция чрезвычайно содержательна и рассчитана на интерес самых различных категорий посетителей. Практиков балета, его теоретиков, балетоманов, а также людей, может быть, далеких от сферы культуры, но восприимчивых к любым проявлениям прекрасного. Первым выставка должна в очередной раз напомнить о той, чье имя стало своеобразным символом балета. Последним – позволить прикоснуться к избранным «страницам» ее биографии.

Биографии короткой, всего-то сорокадевятилетней, но одновременно очень насыщенной, яркой, как известно, из ряда документальных источников, состоявшей из борьбы за право реализовать свое призвание, триумфов, новаторских творческих поисков и вместе с тем душевных травм, физических недугов, не помешавших, однако Анне Павловой быть одержимой профессией. В ней Павлова, кстати, превыше всего ценила искренность, считая данное качество доминирующим в своей индивидуальности.

Именно это и покоряло в Анне Павловой ее современников. В том числе: балетмейстера и педагога Энрико Чекетти, режиссера Немировича-Данченко. Плакаты с их восторженными отзывами о балерине вкупе с выдержками из высказываний самой Павловой являются важной частью выставочной композиции. В «фокусе» же ее, несмотря на наличие редких рукописных документов (а среди них – письма Павловой к Алексею Александровичу Бахрушину, основателю музея), выполненных Серафим Судьбининым выразительных скульптурных групп, подлинных вещей Анны Павловой и деталей ее театральных костюмов,  оказываются фотографии балерины.

Фотографии периода обучения в Санкт-Петербургском хореографическом училище и выступлений на подмостках Мариинского театра. Здесь же портреты Анны Павловой вне сцены, глядя на которые нельзя не восхититься  естественностью Павловой, отсутствием в ее облике заносчивости, высокомерия, увы, нередко свойственным знаменитым персонам. А еще замечаешь, что на этих, жизненных снимках у Анны Павловой, как правило, грустные глаза, которые приобретали совсем другое, особенно одухотворенное выражение тогда, когда она находилась в сценических образах – Одетты из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели из «Жизели» Адана.

И, конечно, центром экспозиции становится ее Лебедь из сочиненной Михаилом Фокиным хореографической миниатюры «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. «Бессмертный лебедь» (так, собственно, и называется выставка) – вершинное создание уникальной балерины и большой актрисы, возвышенному, благородному воздействию которого на зрителя и сегодня не мешает даже несовершенная запись на кинопленку. Ее тоже можно увидеть в ГЦТМ.
Благодаря установленным в выставочном зале плазменным панелям. На них и транслируются отрывки из подготовленной одним из телевизионных каналов передачи, посвященной Анне Павловой – легенде и славе мирового балета.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также