Актрисы Театра Вахтангова устроили «девичник»

Марина Есипенко и Юлия Рутберг о премьере «Девичник над вечным покоем»

 
Драматург Айвон Менчелл и не подозревал, что в России его «Кладбищенский клуб» обретет множество других имен: «С тобой и без тебя», «Девичник Club», «Бабье лето», «Осенний чарльстон». В Театре Вахтангова спектакль называется «Девичник над вечным покоем». Три семейные пары были дружны, но мужчины один за другим ушли из жизни. Их жены: эксцентричная Люсиль (Марина Есипенко), безутешная Дорис (Ольга Чиповская), простодушная Ида (Юлия Рутберг) создают «клуб». Раз в месяц встречаются, обмениваются новостями, чтобы в очередной раз проверить, насколько крепка их связь с жизнью. Кажется, что не только мужья, но и они обрели покой, который нарушается с появлением Сэма.
Марина Есипенко 

- Можно сказать, что к созданию спектакля подтолкнула я. Не конкретно «Девичника», а вообще спектакля, в котором могли бы играть актрисы «хорошего» возраста. Я давно говорила Римасу Туминасу, что в нашем театре идет пьеса на трех мужчин, а на женщин – нет. Может быть, пришло время и нам сказать свое слово? Видимо, Римас Владимирович сделал соответствующие выводы, и в репертуар была взята пьеса Менчелла. Роли мы не выбирали. Нас назначили. Мне досталась Люсиль и началась работа. Полтора месяца репетиции утром, днем, вечером. Выпустили в рекордные сроки. Мы думали, что играть будем на малой сцене, потому что история камерная, но премьера состоялась на большой.

- Ваша героиня по сути своей не такая, какой хочет казаться. Она надевает маску, потому что иначе не выжить.
- Вы абсолютно правы, и очень хорошо сказали, что по-другому она не выживет. Она не может привыкнуть к мысли, что мужа больше нет, и всеми силами старается скрыть, как ей трудно одной. Закрывается от окружающих, напуская на себя непринужденность, веселость с элементами эпатажа. На репетициях режиссер меня все время одергивал: «Не надо так ярко, не надо такого гротеска». Когда он в очередной раз сказал мне, что это перебор, я возмутилась: «Я работала с таким режиссером, как Петр Наумович Фоменко, и ни разу не слышала про перебор!» Наконец, пришел Туминас, посмотрел и сделал вывод: «Это надо играть гротескно!» Я успокоилась, потому что оказалась права.

- Несмотря на легкомысленность, у вас получился глубокий образ.
- Дело в том, что у Люсиль все это напускное, а страдает она больше других. Покупка шубы – это, конечно, хорошо, но дома ее, кроме пустоты, ничего не ждет. Она ведет себя независимо, но, на самом деле, целиком зависит от своего одиночества. Если у подруг есть дети, внуки, то у нее – никого. Я даже специально придумала реплику: «Я очень хотела детей, а муж – нет». «Клуб» – единственное место, где она может выговориться, покрасоваться. Она бодрится и подбадривает других, все время их тормошит: «Зачем страдать? Надо смотреть вперед, идти дальше. Надо жить!»

- Какие шансы у вашей героини снова встретить любовь? Ведь своим эпатажем она отталкивает мужчин.
- Ой, хороший вопрос вы мне задали. Я люблю свою Люсиль. Мне хочется верить, что у нее все сложиться. Просто ей нужно еще немного времени.

Юлия Рутберг 

- Если бы за мной был выбор материала, я бы сильно сомневалась. Пьеса совершенно не совпадает с моими вкусовыми предпочтениями. Ужасающий перевод, на мой взгляд, его надо было править. Но я не очень сопротивлялась, потому что существует производственная необходимость, люди, с которыми ты долго прожил в театре, наконец, нехватка женских ролей. Плюсом является то, что спектакль сделан на трех актрис, которые блистательными педагогами обучены в Щукинском училище, прошли через руки замечательных режиссеров и достойны быть на сцене. Сейчас наступила эпоха выживания – и нам, как и всем, надо выживать.

- Ваша героиня Ида тоже выживает?
- Конечно. Для нее нет середины. Потеряв мужа, Ида побрилась наголо, а когда волосы стали отрастать, оказалось, что она – вся седая. Уйдя в горе, она стремиться к уединению, но это ей не удается. Именно у нее собираются подруги. Она их выслушает, помирит, все приготовит и все уберет. В моем исполнении Ида – это два человека, на которых я опиралась: Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны» и Слава Полунин в жизни. Это моя собирательная шкатулка. После спектакля Туминас мне сказал, что слышал, как зрительницы говорили: «Рутберг изменила прическу, постарела, «подрезала» себе глаза – уродлива». Я засмеялась: «Ну вот, видите, меня обсуждают по частям». Но в то же время ко мне подходят люди и говорят, что в начале спектакля мне можно дать все семьдесят, а в конце я выгляжу на двадцать. И очень трогательно называют меня «ежиком в тумане».

- Внешне ваша героиня проигрывает своим подругам. Почему же именно ей улыбается счастье?
- Потому что нутро у нее светлое. Ее подруги жалеют себя, а она жалеет их. Не думая о себе, она живет для людей. Ида была счастлив в браке. Когда мужа не стало, казалось, и для нее жизнь кончена. Но появляется Сэм. Он немного странный. Не красавец, не плейбой. Но именно такой человек ей сейчас нужен, и она нужна ему такая, как есть, без прикрас. Родство душ. И оба это понимают.

- Поэтому сцена их первого общения такая трогательная. Она сама не поймет, чего боится: то ли его прикосновения, то ли возникающего чувства.
- Вот именно – боится. И испытывает стеснение, неловкость. Ей и хочется счастья, и в то же время она не уверена, что имеет право на него. Она уже начинает слышать слова Сэма: «Изолировать себя невозможно», – и понимает, что прошлого не вернуть: «Мужа нет. Мне больше никогда с ним не танцевать». Но Ида не знает, может ли довериться новому чувству, а чувство – это не слова, это поступки. И когда Сэм совершает поступок, она постепенно начинает раскрываться. Из гусеницы появляется бабочка.

- Чем для сегодняшнего зрителя важен этот спектакль?
- Нашей попыткой поговорить с залом о том, что ничего не заканчивается с уходом близкого человека, надо продолжать жить, потому что жизнь это – самый дорогой подарок. И, конечно, мне хочется, чтобы люди вспомнили, что они, может быть, давно не навещали родных.

Победа нашего спектакля в том, что зрители, знающие о терактах, далекой и близкой войне, повышении цен, приходя в театр на незатейливую пьесу, все-таки смеются.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеру «Макбета» сыграют в «Глобусе»

    В театре «Школа драматического искусства» представят премьеру «Макбета» в постановке Александра Огарева. Первые показы состоятся 22 и 23 ноября в «шекспировском» зале ШДИ – «Глобус». Новую версию шекспировского «Макбета» в современном переводе Андрея Чернова Заслуженный артист России, режиссер Александра Огарёв создал в соавторстве с художником Александром Моховым. ...
  • В МХТ вернется забытый автор

    Московский Художественный театр им. Чехова готовит премьеру спектакля по роману Сергея Клычкова - автора, в судьбе которого отразились трагедии ХХ века и, в особенности, Первая мировая война.   Роман («Сахарный немец») о военном лихолетье Сергей Клычков (1889-1937) написал в 1925 году. ...
  • В Мариинском театре поставили оперу для детей

    В субботу, 16 ноября, в Мариинском театре в Зале Прокофьева (Мариинский-2) впервые будет представлена опера для самых маленьких «Чукоккала» Сергея Чечётко. Партии готовят солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. ...
  • В Содружестве актеров Таганки готовятся к юбилею Чехова

    К 160-летию Чехова театр «Содружество актеров Таганки» подготовил спектакль – «Докторъ А.П.Чеховъ». ОБ-ХО-ХО-ЧЕШЬСЯ!))». Премьерные показы состоятся 30 ноября, 1 и 15 декабря. У каждого свой Чехов, и создатели этого спектакля хотят показать своего Доктора Чехова, который мастерски препарирует темы любви и денег, религии и медицины, отцов и детей. ...
Читайте также